Методика подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе
тренажёр по русскому языку (5 класс) на тему

Кисурина Марина Валерьевна

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы  и знаки препинания.

Текст 1

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.

Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку –       и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.

В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

 

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

  1. – фонетический разбор;
  2. – морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор предложения.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

 

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
  2. Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
  3. Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
  4. Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

 

 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
  2. Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
  3. Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
  4. В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
  2. Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
  3. Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
  4. Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

 

 

Текст 2

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру  и уму кот больше походил на собаку. (5)Он  и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней.      (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

(По Г. Скребицкому)

 

Определите и запишите основную мысль текста.

 

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

 

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1013 текста. Запишите ответ.

В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.

В предложениях 46 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.

1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Море это одно из самых уд..вительных ..влений. Оно всегда новое и необыч..ное. Иногда оно тихое яс..ное сп..койное. В другой м..мент море станов..т..ся ярк..м(1) и блестящ..м. При сильн..м ветре оно похоже на в..л..хмаченную шерсть гиган..ского зверя. Когда надв..гает..ся мощ..ный ц(ы/и)клон, море станов..т..ся почти ч..рным. Шт..рмовой ветер гон..т крупную зы(б/п)ь(4). (По)небу (с)криками л..тают ч..йки. В..баламученные волны тащ..т и ра..брасывают вдоль берега з..лёные водор..сли, похожие (на)щ..пальца загадоч..ных ч..довищ...

Но главное оч..рование моря заключа..т..ся в какой-то тайне(3), которую оно хр..нит в своих бе..крайних(2) просторах и никому чужому (не)открыва..т. Но каждый наст..ящий м..реход нос..т эту тайну (в)своей душе.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 (1) — фонетический разбор;    (2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;    (4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:   начали, повторим, каучук, углубить

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Кусты дикой маслины дрожали над пропастью.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 1) По новостям сказали что завтра ожидается дождливая погода

2) Ваня почему ты вчера пропустил занятия

3) Пожалуйста вымойте за собой посуду попросила мама

4) Детей наказывай стыдом а не кнутом

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.

2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.

3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.

4) А где же ты Федя лешего видал?

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли

2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась

3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе

4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 (1)Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил. (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.

(3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4)— Добуду... — обещает старик.

(5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (6)И разве в просьбе дело! (7)Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8)Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(9)«Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.

(10)Тот, как тень, полз за хозяином... (11)Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом. (12)Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (15)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился...

(16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул... — сказал старик, улыбаясь. (21)— Эх, беду грехом не лечат! (22)Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

8. Задание 8 Определите и запишите основную мысль текста.

9. Задание 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ.

10. Задание 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—14 текста. Запишите ответ.

11. Задание 11 В предложениях 2—5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно». Выпишите это слово.

12. Задание 12 В предложениях 16—19 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_k_vpr.ppt513.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ВПР

Слайд 2

Море - это одно из самых уд и вительных я влений. Оно всегда новое и необычное. Иногда оно тихое , ясное , сп о койное. В другой м о мент море станов и тся ярк и м(1) и блестящ и м. При сильн о м ветре оно похоже на в з л о хмаченную шерсть гиган т ского зверя. Когда надв и гается мощный ц и клон, море станов и тся почти ч ё рным. Шт о рмовой ветер гон и т крупную зы б ь(4). По небу с криками л е тают ч а йки. В з баламученные волны тащ а т и ра з брасывают вдоль берега з е лёные водор о сли, похожие на щ у пальца загадочных ч у довищ. Но главное оч а рование моря заключа е тся в какой-то тайне(3), которую оно хр а нит в своих бе с крайних(2) просторах и никому чужому не открыва е т. Но каждый наст о ящий м о реход нос и т эту тайну в своей душе.

Слайд 3

0-1 ош. = 4 балла 2 ош. = 3 балла 3-4 ош. = 2 балла 5 ош. =1 балл 6+ = 0 0 = 3 балла 1 ош. = 2 балла 2 ош. = 1 балла 3+ = 0 + 2 балла за списывание текста

Слайд 4

(1) — фонетический разбор; ЯР-КИМ – 5 букв, 6 звуков Я – й – согл., сонор., мягк. - а – глас., уд. Р – р – согл., сонор., твёрд. К – к – согл., глух., мягк. И – и – гласн., безуд. М – м – согл., сонорн., твёрд. 3 балла

Слайд 5

(2) — морфемный разбор; БЕСКРАЙНИХ 3 балла

Слайд 6

(3) — морфологический разбор В тайне – Сущ, (в чём?) Н.Ф. – тайна, 1 скл., ж.р., ед.ч., П.п. В предложении является дополнением. 3 балла

Слайд 7

(4) — синтаксический разбор предложения. Шт о рмовой ветер гон и т крупную зы б ь(4). Повеств., невоскл., простое, распростр. 3 балла

Слайд 8

3. Поставьте знак ударения в следующих словах начали, повторим, каучук, углубить 2 балла

Слайд 9

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. Кусты дикой маслины дрожали над пропастью. Отсутствуют: местоимения, наречия, числительные, союзы, частицы Сущ. Сущ. Сущ. Прил. Глаг. Предл. 3 балла 2 балла

Слайд 10

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 3) « Пожалуйста , вымойте за собой посуду », - попросила мама «П», - а. 2 балла 2 балла

Слайд 11

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 4) А где же ты , Федя , лешего видал? (в предложении есть обращение) 2 балла 1 балл

Слайд 12

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Вода нам показалась очень холодной , и мы сразу замёрзли. (сложное предложение) 2 балла 1 балл

Слайд 13

Задание 8 Определите и запишите основную мысль текста. Емеля пожалел оленёнка, потому что тот напомнил ему внука. «Беду грехом не лечат». 2 балла

Слайд 14

Задание 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ. «Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.» 2 балла

Слайд 15

Задание 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—14 текста. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. - ОПИСАНИЕ 1 балл

Слайд 16

Задание 11 В предложениях 2—5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно». (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.(3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.(4)— Добуду... — обещает старик.(5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. НАПРАСНО 1 балл

Слайд 17

Задание 12 В предложениях 16—19 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его. (16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. БЫСТРО 1 балл

Слайд 18

ИТОГО «5» «4» «3» «2» 39-45 29-38 18-28 0-17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель...

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . Автор-составитель...

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели  и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определ...

Методика подготовки к ВПР по русскому языку

Презентация можно использовать для выступлений на заседаниях методических объединений...

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языуц...

Использование инновационных методик подготовки к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы учителя русского языка и КНЯ Писчиковой Е.Ю.)

Язык тесно связан с мышлением, его природа и связи обуславливают изучение языка как многогранной материи, посредством которой человек способен выразить свои чувства, мысли, переживания. В современном ...