Создание индивидуально-образовательной траектории по русскому языку и литературе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Кисурина Марина Валерьевна

  Индивидуальная образовательная траектория  учащихся по русскому языку и литературе 6класс.          Современная школа со всеми ее достоинствами и недостатками - место уникальное. Уникальное потому, что именно здесь растет будущее страны. И это «будущее»  должно быть всесторонне развито. Всестороннее развитие  – это в первую очередь качественное образование. Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Как вооружить ребенка качественными знаниями по русскому языку и литературе, как подготовить его к жизни?         Требования современности к выпускнику школы,  личный опыт работы в школе, знакомство с  новинками методической литературы натолкнули на мысль о создании для каждого ученика так называемой «  индивидуальной образовательной траектории» в изучении русского языка и литературы.  Изначально эта мысль касалась учеников только классов с украинским языком обучения, однако позже пришло убеждение в необходимости создания такой траектории и для учеников классов с русским языком обучения.   Русский язык - один из трудных предметов, и научить всех детей грамотно писать и говорить очень непросто. Более того, успешность в обучении грамотности тесно связана с чтением, а современные школьники читают мало, особенно классику. Изменить существующее положение вещей невозможно даже при очень усердной работе только на уроках. В такой ситуации, по-моему, очень актуальной становится идея реализации индивидуальной образовательной траектории при обучении русскому языку и литературе.     Понятие образовательной траектории «отражает, прежде всего, идеи индивидуализации и дифференциации обучения»  (В. А. Крутецкий.) Индивидуализация обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого.        Дифференциация же означает «учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей …» (И.Э. Унт)       «Индивидуальная образовательная  траектория обучения (ИОТ) - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося  в образовательном процессе» (А.В.Хуторской)      То есть - это  та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в  процессе изучения русского  языка  и литературы  с учетом своих способностей, уровня знаний. «Основной смысл – индивидуальной образовательной траектории  заключается  в приобретении учащимся образования в личностно-значимой области (теме, предмете), создании учеником своих личностно-значимых продуктов: внутренних – развитие личностных познавательных, творческих качеств и внешних – создание своих сочинений, проектов Уэнта.     На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые  влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.д.     ИОТ в данном случае строится на изучении и углублении  знаний базисного материала по русскому языку и литературе  в 6 классе и чтении внепрограммной художественной  литературы, большей частью  классической.    Цель такой работы:  становление и развитие языковых, речевых, коммуникативных, творческих способностей учащихся, способностей к пониманию и интерпретации текста;  становление личности посредством чтения русской  литературы  в процессе творчества как одной из наиболее органичных форм вхождения человека в культуру;  ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку. Ожидаемые результаты. Схему индивидуальной траектории учения по русскому языку и литературе можно  представить таким образом: структура определения ИОТ по языку и литературе для каждого ученика  .   Выявление уровня знаний по языку позволит определить, есть ли у ученика пробелы в знаниях, насколько осознанно он ориентируется в учебном материале, интересно ли ему заниматься языком.     Дифференциация по уровню знаний даст возможность решить, достаточно ли ученику ликвидировать пробелы по предмету и повысить уровень успеваемости, или ему надо выявить направление творческой деятельности, круга чтения классической литературы, таким образом, выйти на более высокий уровень развития.     Индивидуальная образовательная  траектория по предмету  во внеурочное время дает возможность работать с целым классом: и со слабоуспевающими учащимися, и с одаренными детьми.     Для  учащихся с начальным уровнем знаний  распределяю учебный материал таким образом: I - задания базового уровня на отработку умений, навыков: усвоение теоретических знаний, выполнение упражнений, работа над ошибками, списывания, выполнение разных видов  разборов с помощью учебника, работа со словарями. II - задание частично-поискового уровня: составить высказывание на лингвистическую тему, привести примеры. III - задание познавательно-творческого  плана: прочитать рассказ, повесть одного из русских классиков (на выбор), составить высказывание (можно по аналогии).     Для учащихся с достаточным и высоким уровнем задания преимущественно творческого плана или углубление учебного материала: I - задание познавательно-творческого  плана: прочитать рассказ, повесть одного из русских классиков, написать отзыв о прочитанном, составить высказывание об актуальности прочитанного. II - задания исследовательского плана: сравнить описание местности, пейзажа, сюжет и т.д.  у разных авторов, высказать свое мнение (особенно актуален этот момент для классов с украинским языком обучения, потому что сравнение можно строить на материале литературных произведений  русских и зарубежных авторов: программных и внепрограммных, таким образом, расширяя знания  русской литературы и углубляя знания по зарубежной литературе); сравнить язык произведения  с современным языком.    III - задания творческого плана: для старшеклассников – создать проект, написать разного рода сочинения: эссе, рассуждения, идентификацию или попытаться создать свое произведение.    Польза чтения поистине велика, ведь именно чтение  развивает логическое мышление,   учит общаться с людьми, а сопряженное с работой по языку, образовывает и приносит весомые результаты.        Не могу не сказать и  о следующем: индивидуальная образовательная траектория в данном случае дает возможность активной   социализации школьника.      «Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат» (Л.В. Мардахаев).          Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность. В данной ситуации присвоить социальный опыт  помогает содержание художественной литературы, межличностные контакты, а проявить индивидуальность можно выполняя различные задания, прежде всего, творческого плана, а также задания, связанные со структурированием, умением систематизировать материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО "Создание Ситуации успеха на уроке Русского языка и литературы"

Данный материал может  быть использован на выступлениях ШМО...

"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"

Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....

Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся

Дистанционное обучение как средствосоздания индивидуальной образовательнойтраектории учащихся...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя русского языка и литературы

Индивидуальный образовательный маршрут учителя русского языка и литературы...

Дифференцированный подход как способ организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроке русского языка

Своевременное овладение русским языком и правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью и полноценным знанием русского языка становится полноценным уч...