Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Слесарева Елена Михайловна

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, урок-игра с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.zip905.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Цель деятельности учителя

Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном,  совершенствовать навыки правописания прилагательных и употребления их в речи.

Тип урока

 Урок обобщения и систематизации предметных знаний, урок-игра.

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные умения: знать ключевые понятия; уметь отвечать на поставленные вопросы, применять знания  по морфологии в практике правописания, осуществлять речевой самоконтроль.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану, умеют оценивать правильность выполнения действия на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные:структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

 Мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал

 Карточки – задания для работы в парах, группах.

Основные понятия

  Имя прилагательное, разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

взаимодействия

УУД

 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку.

Эмоциональный  настрой детей на урок. Добрый день! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – путешествие.

  Отправляться в дорогу, конечно,  нужно с хорошим настроением.

- А что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

- Надо улыбнуться.

- Подарим друг другу теплые улыбки.  

 Помощниками  в нашем  интересном путешествии  будут ваши знания, находчивость, старание, терпение.

 Итак, в путь!    

Ученики  приветствуют учителя,  проверяют  свою готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Личностные: внимание, уважение к окружающим; совершенствование духовно- нравственных качеств личности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция.

2. Актуализация знаний

Цель этапа:  воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.   

  - Ребята, отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребицкого?

 Слайд 2

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки. (о лосе)

Слайд 3 Лось (посмотрите на лесного гиганта)

   - Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда; тяжёлый, грузный; ноги высокие, стройные; тёмно-бурый). Какой частью речи они являются?

Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами. Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.

- Согласны вы с высказыванием   замечательного русского  лингвиста,   В.В.Виноградова «Это самая изобразительная часть речи. Эти слова могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере,  настроении»? Слайд 4

- Несомненно. Имена прилагательные придают нашей речи точность, меткость и особую выразительность.

 - Итак, мы отправляемся  в  путешествие по большому городу, имя которому – Прилагательное. Во время путешествия мы будем делать остановки,  где встретимся с орфограммами этого города, которые, я думаю, стали для вас добрыми друзьями.

- Ну, а кто назовет страну на карте Русского языка, где можно отыскать этот город?

- Конечно, это страна Морфология. Слайд 5

Слайд 6

Остановка первая: «Визитная карточка имени прилагательного»

-Что вы знаете о прилагательном? Откройте визитную карточку. 

Имя прилагательное

 Отвечает на вопросы

 Обозначает

 Подразделяются на

 Изменяется

 В предложении обычно бывает

- Правильно, мы сегодня будем говорить о самой яркой части речи.

 Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная, индивидуальная.

 

 

 Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи.  Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

  Коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей.

 

3. Целеполагание

-  Как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?  

Слайд 7

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

- А какова будет цель нашего сегодняшнего урока?  (так как это урок повторения, то мы должны вспомнить и повторить  весь изученный материал по теме «Имя прилагательное»). 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Индивидуальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельное  формулирование темы и цели урока.

 Познавательные: осознают познавательную задачу.

4. Повторение изученного

Цель этапа:  на основе изученного сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний

 

Физминутка

Слайд 8

 Остановка вторая: «Угадай-ка»

(работа в группах).

Отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное, составить и записать с ним словосочетание «прилагательное + существительное», определить его разряд.

1 группа

    Зверь лохматый, косолапый,

    Он сосет в берлоге лапу.

    (Медведь - медвежья шуба).

 В шубе летом,

А зимой раздеты.

 (Дерево – деревянный стул).

  2 группа

      Зимой спит,

      А летом шумит.

     (Река – речной воздух).

 Рыжая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою забрала.

(Лиса – лисий хвост).

Слайд 9

-На какие разряды делятся имена прилагательные?

(качественные, относительные, притяжательные).

-Что обозначают качественные имена прилагательные? Приведите примеры.

-На что указывают относительные имена прилагательные?

- Что обозначают притяжательные имена прилагательные?

Слайд 10

Остановка третья: «Все познается в сравнении» (индивидуальная работа).

- Какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

- Как образуются сравнительные степени - простая и составная?

- А как образуется превосходная степень - простая и составная?

   Запишите прилагательные в формах сравнительной и превосходной степенях. 

Слайд 11

1. Человеческое слово (острый) стрелы.

2. (Высокий) башня в России – Останкинская.

3. Счастье Родины (дорогой) жизни.

4. Москва – (крупный) центр нашей страны.

5. Маленькое дело (хороший) большого безделья.

6. Кокосовая пальма – (полезное) растение южных стран.

7. Человек (твёрдый) камня, (нежный) цветка.

8. (Высокие) горы на планете – Гималаи.

Слайд 12

Остановка четвертая: «Помоги разобраться» (индивидуальная работа).

- Найдите краткие прилагательные. Укажите, каким членом предложения они являются в данных поговорках. Выделите в них окончания. Расскажите о правописании кратких прилагательных на шипящую.

Стар гриб, да корень свеж.

Хорошему мастеру любой материал хорош.

Мала книга, да мудрость в ней велика.

Слайд 13

Остановка пятая: «Физкультурная»

- А давайте мы с вами проведем физминутку и немного посмеемся.

Организует  физминутку.

“Праздничные подарки”

На праздник маме подарили мясорубку (показывают правой рукой). Папе – подарили  расческу  (все показывают, как папа причесывается). Дочери подарили обруч (изображаем, как она его крутит). А сын получил лыжи. Изображаем движения лыжника, после чего пытаемся изобразить все движения одновременно.

Слайд 14

Остановка шестая: «Помоги разобраться» (работа в парах).

Потерялись О и Е, помогите! Выпишите в 1-й столбик – прилагательное с О в суффиксе, во 2-й – с Е в суффиксе.

Свинц..вый, ситц..вый, отц..вская, плюш..вый, лиц..вой,  камыш..вый, образц..вый, ландыш..вый.

- Объясните правописание данной орфограммы.

Слайд 15

Остановка седьмая: «Найди место НЕ» (индивидуальная работа).

Запишите данные словосочетания, раскрыв скобки.      

 Книга нисколько  (не) интересная;  (не)высокий обрыв;  (не)ряшливый вид; (не)глубокий, но рыбный пруд;  (не) широкая, а узкая канава; (не)красивый поступок, (не)взрачный рисунок, кустарник  (не)высок.

 

Слайд 16

Остановка восьмая: «Математический диктант» (индивидуальная работа).

Как известно, все науки связаны друг с другом. Посмотрим, как связана математика с русским языком. На вашем столе лежат  таблички с цифрами 1 и 2. Если в прилагательном необходимо писать одну Н, то поднимите табличку с цифрой 1, если НН, то – табличку с цифрой 2.

    Масляное пятно,  лунный свет, песчаный берег, овчинная шуба, глиняный горшок, юный герой, деревянный стол, безветренный день, змеиный  укус, даль туманна, кожаный портфель, серебряное кольцо, старинная сказка, ветреный человек, сельскохозяйственная выставка.

- Сделаем вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишется Н и НН? Почему в последнем словосочетании сложное прилагательное пишется слитно? В каких случаях прилагательные пишутся через дефис?

Слайд 17

Остановка девятая: «Дружные суффиксы» (индивидуальная работа).

-К- и –СК- - дружные суффиксы. Каждый знает своё место, но вот они попутали свои места, помогите им разобраться.

-СК-                                     -К-

Француз..кий          уз..кий

Матрос..кий            сельс..кий

Кавказ..кий             казац..кий

Немец..кий             рез..кий

Слайд 18

Остановка десятая: «Вынужденная» (индивидуальная работа).

 Прилагательное старательный обнялось с цифрой «3» и плачет: оно хочет рассказать о себе подробнее, но забыло как это сделать. Помогите ему пожалуйста!

Старательный 3 ученик.

 Отвечают на вопросы, работают по карточкам, выполняют упражнения, работают самостоятельно, в парах.

 

Выполняют физические упражнения

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

   

 

 

Личностные:   совершенствуют  имеющиеся знания.

Познавательные: читают, слушают, отвечают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные:

контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: осознание важности физического здоровья.

5. Этап включения в систему знаний. 

Цель этапа: развивать умение делать вывод из анализа текста, развитие навыков самоконтроля.

Слайд 19

Остановка одиннадцатая: «Конечная» (индивидуальная работа).

Если согласны, отвечаете «Да», если не согласны, то «Нет»

1) Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, обозначает признак предмета, в предложении чаще всего бывает определением (да).

2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения (нет).

3) Прилагательное лисий (хвост) – относительное (нет).

4) Прилагательные неряшливый, неугомонный пишутся с НЕ слитно (да).

5) Прилагательное Неглубокая, но холодная река пишется раздельно (нет).

6) Если прилагательное можно заменить синонимом без НЕ, то нужно писать с НЕ раздельно (нет).

7) Качественные прилагательные имеют степени сравнения (да).

8) Прилагательные более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени (нет).

9) В суффиксах прилагательных лицевой, ситцевый, моржовый пишется  буква Е (нет).

10) Образные  определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами (да).

11) Прилагательные  светло-фиолетовый, научно-фантастический пишутся через дефис (да).

12) В прилагательном стеклянный пишется одна буква Н (нет).

13) В прилагательном ткацкий суффикс –К- (да).

14) В словах медвежонок, ручонка в суффиксе после шипящих пишется буква О (да).

Индивидуальная, групповая.

6. Рефлексия.

Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретаций произведения, постановка проблемных вопросов.

- Итак, наше путешествие закончено.

 - Как вы считаете, достигнута ли  цель урока?

- Какие трудности у вас возникли в процессе работы?

  - Перед каждым из вас дипломы об окончании учебного курса по теме «Имя прилагательное», но они трех цветов, каждый из вас возьмет тот, на сколько он оценивает полученные знания по предмету.

Слайд 20

Красный цвет – отлично!

Зеленый – хорошо!

Синий – есть над чем поработать! Будьте честны с собой, это поможем вам в будущем!

  Но ведь с друзьями надолго не расстаются. На следующем уроке мы с ними (друзьями орфограммами) встретимся на контрольном диктанте. Надеюсь, вы их узнаете и не обидите.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Индивидуальная. Коллективная.

 Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений и исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений;

приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 7. Задание на дом

Слайд 21

 Дифференцированное домашнее задание:

Составить словарный диктант, включающий все виды орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное»

Или

Написать небольшую сказку или стихотворение на одну из тем по разделу «Имя прилагательное».

Спасибо Вам за урок!

 Записывают домашнее задание

Индивидуальная.

Коммуникативные.

Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение

Карточки

Работа в группах

1 группа

Отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное, составить и записать с ним словосочетание «прилагательное + существительное», определить его разряд.

    1. Зверь лохматый, косолапый,

        Он сосет в берлоге лапу.

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа в группах

 2 группа

Отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное, составить и записать с ним словосочетание «прилагательное + существительное», определить его разряд.

  2. В шубе летом,

     А зимой раздеты.

  -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа в группах

  3 группа

Отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное, составить и записать с ним словосочетание «прилагательное + существительное», определить его разряд.

 

     1. Зимой спит,

         А летом шумит.

      ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  Работа в группах

    4 группа

 Отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное, составить и записать с ним словосочетание «прилагательное + существительное», определить его разряд.

     2. Рыжая хозяюшка из лесу пришла,

        Всех кур пересчитала и с собою забрала.

  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -

   Работа в парах

 

Запишите данные словосочетания, раскрыв скобки.      

 Книга нисколько  (не) интересная;  (не)высокий обрыв;  (не)ряшливый вид; (не)глубокий, но рыбный пруд;  (не) широкая, а узкая канава; (не)красивый поступок, (не)взрачный рисунок, кустарник  (не)высок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное".6 класс

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное". 6 класс...

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» с использованием кейс-технологии ( работа в группах).

Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе; формирование универсальных учебных действий. В ходе проведения урока используются различные формы работы: индивиду...

Открытый урок русского языка в 6 классе ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"

Открытый урок русского языка в 6 классе ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ"...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...

Урок письма и развития речи в 9 классе: "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"

Задачи:Образовательные: закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном.Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать мышление, память, речь через выполнение тренировочных упр...

Открытый урок русского языка. Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное».

Открытый урок русского языка. Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное». (На материале повести сказки Э.Н. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)...