Урок письма и развития речи в 9 классе: "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Еремина Елена Витальевна

 Задачи:

Образовательные: закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном.

Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать мышление, память, речь через выполнение тренировочных упражнений.

Воспитательные: прививать интерес к предмету и процессу обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilagatelnoe_9_klass.docx134.62 КБ
Office presentation icon imya_prilagatelnoe_trenazher_trutneva_t.p.ppt796.5 КБ
Файл pril_1.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

 Задачи:

Образовательные: закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном.

Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать мышление, память, речь через выполнение тренировочных упражнений.

Воспитательные: прививать интерес к предмету и процессу обучения.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, учебники, тетради, раздаточный индивидуальный материал;

ХОД  УРОКА.

I. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Готовность к уроку: рабочее место, наличие на партах необходимых учебных предметов.

II. Сообщение темы урока.

 – Ребята, послушайте загадку и определите, о какой она части речи?

Рядом с существительным живет

И от него не отстает.

Обозначает признак предмета.

А ну угадайте, что же это? (прилагательное).

Правильно. Это имя прилагательное.

- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени прилагательном. Сейчас нам предстоит повторить и закрепить полученные знания по теме «Имя прилагательное». В помощь возьмите внимание, сосредоточенность.

(слайд 1)

III. Работа по теме урока.

1. Актуализация опорных знаний

-Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

(слайд 2)

1. Имя прилагательное – это_______________,

отвечает на вопросы______________________,

которая обозначает________________________,

согласуется с____________________________ .

2. Имена прилагательные могут обозначать признаки предметов:……

3.Имена прилагательные изменяются по ……

( родам, числам, падежам).

4. Чтобы правильно написать гласную в безударном окончании прилагательного нужно…. (Вывешивается памятка).

5.В предложении имя прилагательное является…..

(Второстепенным членом предложения.)

Итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать в течение урока.

(слайд 3)

  1. Орфографическая минутка.

-Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Бунина

 “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

Зимним хол…дом п…хнуло
(На) п…ля и (на) л…са.
Ярким пурпуром зажглися
(Пред) закатом н…беса.

 

- Прочитайте четверостишье выразительно.

- Какое настроение вызвало у вас это четверостишье?

- Объясните , как вы понимаете значение слова пурпуром?

-А как можно узнать значение слова? (Толковый словарь, интернет, у взрослых..)

(слайд 4)

-Прочитайте значение этого слова, выписанное из толкового словаря С.И.Ожегова

Пурпуром - к пурпурным относят гамму цветов, полученных при смешивании красного цвета с синим или фиолетовым

 Выполнение работы. ( 1 ученик у доски)

- Какие орфограммы встретились?

- Найдите имена прилагательные, выделите их окончания и определите род, число, падеж.

  1.  Прочитай загадки. Отгадки напиши сочетанием прилагательного с существительным. Определи род прилагательных. Выдели окончание.

Снег ли это сыплет с веток среди лета?

(т______п______)             (слайд 5)

Во всю стену в классе лист: то исписан он, то чист?

(к______д_______)             (слайд 6)

На столе под колпаком светит солнце вечерком.

(н______л_______)              (слайд 7)

(слайд 8)

  1. В каждом ряду одно слово лишнее. Вычеркни его. Вставь окончания. (взаимопроверка)

М.р. (цвет) син…, голуб…, черн…, больш…

Ж.р. (величина) больш…, высок…, средн…, гладк…

Ср.р. (дерево) гладк…, колюч…, зубаст…, стар

(Слайд 9)

Физкультминутка.

Я называю словосочетание прилагательного с существительным, если м.р. – встают мальчики, ж.р. – встают девочки, ср.р. – встают все.

Интересная газета, последний автобус, большая комната, теплый ветер, парное молоко, дальняя дорога, новогодний праздник, красивая малышка, капризный ребенок, тёплое пальто.

  1. Самостоятельная работа (разноуровневые задания)

(слайд 10)

А) Составьте описание на тему «Зимой в лесу», подбирая вместо точек

нужные прилагательные.    (задание высокой сложности);

                                            Зимой в лесу.

Красив … лес! … шапками накрыты … сосны и ели. … инеем украсились

березки и  осинки. Намело … сугробы. У дороги на деревьях возятся …

снегири. На вершине сосны грызет шишку … белочка.

Б) Записать текст, выбирая нужные прилагательные

из слов для справок. (задание средней сложности);

                                            Зимой в лесу.

Красив … лес! … шапками накрыты … сосны и ели. … инеем украсились

березки и  осинки. Намело … сугробы. У дороги на деревьях возятся …

снегири. На вершине сосны грызет шишку … белочка.

Слова для справок: зимний, пушистыми, зеленые, серебристым,

глубокие, красногрудые, пушистая.

в) Записать текст, выбирая нужные прилагательные из скобок.

         (задание низкой сложности)

                                              Зимой в лесу.

Красив (зимний, осенний) лес! (Пушистыми, мохнатыми) шапками накрыты

(зеленые, желтые) сосны и ели. (Серебристым, золотистым) инеем

украсились березки и осинки.

Намело (глубокие, мелкие) сугробы. У дороги на деревьях возятся

(красногрудые, желтогрудые) снегири. На вершине сосны грызет шишку (

пушистая, гладкая) белочка.

Образец текста

Красив зимний лес! Пушистыми шапками накрыты зеленые сосны и ели.

Серебристым инеем украсились березки и осинки.

Намело глубокие сугробы. У дороги на деревьях возятся красногрудые

снегири. На вершине сосны грызет шишку пушистая белочка.

Подведение итога выполненной работы, выставление оценок 1-2 учащимся, которые первыми выполнили задание.

  1. Работа с тестом
  1. Прилагательное обозначает:

А. признак предмета;

Б. предмет

В. Действия предмета.

  1. Прилагательное отвечает на вопросы:

А. Кто? Что?

Б. Какой? Какая? Какое? Какие?

В. Что делать?

  1. Прилагательное согласуется:

А. с глаголом

Б. местоимением

В. С существительным

  1. Прилагательное имеет:

А. род, число, падеж;

Б. спряжение;

В. Время.

  1. Безударное окончание прилагательных можно проверить:

А. ударением

Б. с помощью вопроса

В. Нельзя проверить.

  1. В предложение прилагательное чаще всего бывает:

А. Главным членом

Б. Служебным членом

В. Второстепенным членом

  1. От какой части речи зависит окончание прилагательного:

А. Глагол

Б. местоимение

В. Существительное

IV. Итог.

Вывод:

- Что же такое имя прилагательное?

Домашнее задание.

Упр.107 стр.82 (выучить для письма по памяти)

Выставление оценок

Рефлексия

-Если вам понравился урок и интересно было работать, то украсим наш зимний лес новым снегопадом;

- если вам не понравился урок, то на наш зимний лес нашлём ливень:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Повторение изученного по теме «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Слайд 2

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета , отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже

Слайд 3

Орфографическая минутка . Зимним хол …дом п… хнуло (На) п…ля и (на) л… са . Ярким пурпуром зажглися (Пред) закатом н…беса .

Слайд 4

Пурпур - к пурпурным относят гамму цветов, полученных при смешивании красного цвета с синим или фиолетовым

Слайд 5

Тополиный пух

Слайд 6

Классная доска

Слайд 7

Настольная лампа

Слайд 8

В каждом ряду одно слово лишнее. Вычеркни его. Вставь окончания . М.р . (цвет) син …, голуб…, черн …, больш … Ж.р . (величина) больш …, высок…, средн …, гладк … Ср.р . (дерево) гладк …, колюч…, зубаст…, стар …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида

Урок Письмо и развитие речи  «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...

Урок письма и развития речи в 6 классе по теме: «Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам».

План - конспект урока письма и развития речи для учащихся 6 классов, обучающихся по программе Воронковой В.В. (Программа специальных образовательных учреждений VIII вида)....

Открытый урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы "Имя прилагательное"

Открытый урок закрепления и обобщения знаний по теме "Имя прилагательное" в 7 классе коррекционной школы. Урок-путешествие направлен на систематизацию признаков имени прилагательного как час...

Конспект урока письма и развития речи в 8-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: «Имя прилагательное. Определение родовых окончаний прилагательных»_24.01.2020

Цель урока: Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе. Задачи:1. Образовательная: формиров...