Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".
методическая разработка (6 класс) по теме

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok7.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Подготовила: учитель Тункова С.В.

Тема урока: Роль прилагательных в речи. 6 класс
Цели урока:
Обучающая: формирование умений использовать прилагательные в речи.
Развивающая: коррекция недостатков психофизического развития учащихся.
Воспитывающая: воспитание эмоциональной чуткости учащихся.
Задачи урока:
-
показать, какую роль выполняют прилагательные в тексте;
- учить подбирать различные прилагательные к существительному, находить их в рассказах и стихотворениях, использовать при описании предмета;
- развивать устойчивое внимание на основе самоконтроля учащихся;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы;
- активизировать словарный запас учащихся;
- воспитывать нравственные качества ребят (через восприятие художественных и музыкальных произведений, произведений живописи).

Ход урока.
1. Выразительное чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
нынче - погляди в окно…
2.
Собщение темы урока. 
Как знакома нам эта ситуация: мы в тёплой уютной комнате, у окна, смотрим, как за стеклом пролетают мимо нас и тихо падают снежинки. Снег идёт. А бывали ли вы в зимнем лесу? Видели ли какая там красота? Я приглашаю вас и наших гостей в зимнее снежное царство. А в попутчики мы возьмём удивительную часть речи - имя прилагательное. Мы попытаемся выяснить, какую роль выполняют прилагательные в художественном тексте, покажем умение использовать их в своей речи.
Запись темы урока.
Вам предстоит, ребята быть очень внимательными, наблюдательными, проявить своё воображение, чтобы в конце урока вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь.
А для того, чтобы прилагательные заиграли, засверкали в нашей речи , нам нужно вспомнить , что мы знаем об прилагательном.
З.
 Повторение изученного материала.
Замечательный русский писатель А.И.Куприн сказал очень точные слова, с записи которых мы и начнём нашу работу.
Слайд.
Рус...кий язык (в) умелых руках и (в)опытных устах кр…сив и п.. .вуч.

Слайд.

(1 ученик читает вслух)
Итак, снег у Пушкина великолепный.
- А какие вы подберёте к этому слову другие слова близкие по значению (устно)?
- К какой части речи относятся все названные слова?
- Посмотрите, какими ещё прилагательными можно заменить слово «великолепный»?
Слайд.

 Великолепный, чудесный, роскошный, ослепительный, изумительный, волшебный, чудный, дивный, сказочный.
- Запишите понравившиеся прилагательные в тетрадь.
5. Работа с учебником.
Удивительное описание природы мы можем увидеть и у другого великолепного поэта Афанасия Афанасьевича Фета.
(откройте учебник на стр. 14 , найдите упражнение 30)
Прочитаем стихотворение
(1 ученик читает вслух.)
- Какую картину вы представили?
- С помощью, каких слов поэт рисует картину родного края?
Задание учащимся:

списать предложения и подчеркнуть имена прилагательные и указать  существительное, от которого задали вопрос.
( у
доски 2 ученика)
-
Вы видите, какие красивые прилагательные использует поэт для создания картины родного края.
- Каким прилагательным  можно заменить слово «чудная»?

- Как понимаете, что такое «уста»?  

- В чём на ваш взгляд смысл этого высказывания?
(русскому языку нужно учиться)

Слайд.

Задание учащимся:
В некоторых  словах пропущены буквы, давайте вставим их и объясним их
правописание
(ученики по цепочке объясняют орфограммы).
Есть ли здесь прилагательные? Назовите их.
- Какими существительными они связаны в тексте?
Слайд.

русский язык
в умелых руках
в опытных
 устах
- Что называется именем прилагательным?
4. Роль прилагательных в художественном тексте.
Ежедневно мы произносим удивительные слова, они украшают нашу речь. Именно они помогут нам увидеть красоту зимнего леса. Понаблюдаем, какими меткими, «озаряющими» словами пользовался А.С.Пушкин, описывая снег. У поэта есть замечательное стихотворение «Зимнее утро», с которого начался наш урок.
Слайд.

Под голубыми небесами
 Великолепными коврами,
 Блестя на солнце, снег лежит…

-
Прочитайте его.
- Каким вам представляется снег?
- Почему автор говорит, что снег лежит великолепными коврами?
- А как вы понимаете значение слова « великолепный»?
- Заглянем в толковый словарь и прочитаем значение этого слова.

6. Физкультминутка.
Снег лучистый, серебристый,  устали наши глаза. Чтобы они отдохнули, закройте их ладонями. Вам, наверное, захотелось потрогать снег руками? Дотянитесь до самой высокой ветки. Снег посыпался вам на плечи, на лицо, потрите уши, щёки, стряхните его. Пусть снег красивый, но очень холодный. Наденьте  перчатки на каждый пальчик. Согрелись? Продолжаем наш путь.
7. Работа по картинам.
У
мение всматриваться, вслушиваться, наблюдать, чувствовать, любить природу характерно не только для поэтов, но и для художников.
Посмотрите,  какой восхитительный сказочный зимний лес!
(слайды -3 ученики читают стихи,  негромко звучит музыка)
Понравились вам картины?
Остановимся на одной из них.
- Что на
 ней изображено?
- Прочитаем текст к ней, он есть у вас на партах
(1 ученик читает вслух)
Как красив зимний лес! Под голубым небом красуются стройные высокие ели. Деревья надели волшебный наряд. Земля укрылась белым пушистым покрывалом. Под яркими лучами солнца оно искрится, переливается.
- Из этого текста нужно выписать только прилагательные с существительными, к которым они относятся.
(ученики выполняют  самостоятельно, проверка проходит письменно, у доски)
- Назовите прилагательные, которые обозначают цвет (под голубым  небом, белым покрывалом), размер (высокие стройные ели).
8. Игра «Снежки».

Мы сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю имя прилагательное и кидаю «снежок». Кто «снежок» поймает, должен к существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное. Условие игры  - прилагательные не повторять.
(снег, метель, ветер, небо, сугроб, иней, снежинки, деревья, земля)
9.Творчеекая работа.
Теперь вам предстоит показать то, чему вы научились на уроке. Перед вами лежит текст, прочитайте его (I ученик читает вслух.)
- Как вы думаете, чего в нём не хватает?
- Закройте глаза, вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке, представьте заснеженный лес, полянку, тропику.
- Устно вставьте в текст нужные слова, а поможет вам музыка.
- Зачитаем, что у вас получилось.
(Вопрос нескольких учащихся)
Посмотрите, какими наблюдательными вы оказались. - Какие прилагательные, прозвучавшие на уроке, вы использовали?
А при выполнении домашней  работы кто-то может, подберёт такие прилагательные, которые мы ещё не слышали на уроке.
10.
 Запись домашней работы.
11 . Итоги урока.
Пришла пора возвратиться из снежного царства. И вы сможете сделать вывод о роли прилагательных в речи.
- Для чего нужны в речи прилагательные?
(
Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, красивой, помогают представить предметы и  явления, помогают передать чувства)
12. Выставление оценок.

 Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть и правильно употреблять их в своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме

Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного  дикт...

Конспект урока письма и развития речи по теме: "Имя существительное. Обобщающий урок".

Учащиеся закрепляют основные грамматические категории имени существительного....

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

Конспект урока письма и развития речи в 8-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: «Имя прилагательное. Определение родовых окончаний прилагательных»_24.01.2020

Цель урока: Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе. Задачи:1. Образовательная: формиров...


 

Комментарии

Евдокименко Светлана Анатольевна

Очень интересная разработка урока,много коррекционной работы,индивидуальных заданий.Спасибо огромное!