Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык»
методическая разработка по русскому языку на тему

Аверкина Наталья Александровна

Методические рекомендации  по внеаудиторной самостоятельной работе по курсу «Русский язык» предназначены для  студентов  средних специальных учебных заведений и составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_r_rya.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

имени Е.Г. Трубицына»

Методические указания

для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Русский язык»

для специальностей

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам),

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям),

43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Смоленск 2017.

РАССМОТРЕН и ОДОБРЕН

ПЦК  гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № _____

от «_____»______________20____ г.

Председатель ПЦК________________

                                       А.В. Ковшик

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

____________________ М.К. Ященко

«_____» _______________ 20____ г.

Содержание

                                                                                                                              стр

1. Общие положения…………………………………………………………………….………….….  .3

2.  Виды самостоятельных работ…………………………………………………….……….….…  4

3. Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях русский язык………… ……………………………………………………………………………………………… 5.                                                                                                                            

4. Порядок сдачи и защиты рефератов……………………………………………………………....6

5.  Содержание и оформление разделов реферата…………………………………………………7

6.  Перечень самостоятельных работ по русскому языку…………………………………….   8

7.  Вывод………………………………………………………………………………………………..…..10

8.  Литература……………………………………………………………………………………………10

.

Общие положения

Методические рекомендации  по внеаудиторной самостоятельной работе по курсу «Русский язык» предназначены для  студентов  средних специальных учебных заведений и составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Самостоятельная внеаудиторная  работа может проходить в  кабинете, во время внеклассных мероприятий, дома.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня. 
   Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы.  В ходе изучения предмета Русский язык студенты должны уметь планировать и выполнять свою работу.  Самостоятельная работа  является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

   При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать уровень самостоятельности абитуриентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. 

   Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
готовность студентов к самостоятельному труду;
наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
консультационная помощь.
   Формы самостоятельной работы студентов определяются  при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 

2. Виды внеаудиторных  самостоятельных работ

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

-       для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцу, выполнение, схем, решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности, опытно экспериментальная работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

 

Виды внеаудиторной  самостоятельной работы студентов  по Русскому языку:

1.           Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём  студенту предоставляется право выбора темы.

2.           Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

3.         Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне колледжа

4.       Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем,  слайдового сопровождения докладов.

 5.         Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.    

 6.       Изготовление наглядных пособий, макетов, муляжей.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

 

3. Требование к студентам по подготовке и презентации доклада на занятиях по русскому языку.

1.    Доклад-это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

2.   Тема доклада  должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.

3.   Материалы   при его подготовке должны соответствовать  научно-методическим требованиям .

4.   Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания.

5.   Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

6.    Работа студента  над докладом-презентацией  включает  отработку навыков ораторства  и умения организовать и проводить  диспут.

7.   Студент в  ходе работы по презентации  доклада,  отрабатывает умение  ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

8.   Студент в  ходе работы по презентации  доклада,  отрабатывает умение

самостоятельно  обобщить материал и сделать выводы в заключении.

9.   Докладом также  может стать презентация реферата  студента, соответствующая теме занятия.

10.   Студент обязан  подготовить и выступить с  докладом в строго отведенное  время преподавателем и в срок. 

  Инструкция докладчикам и содокладчикам

    Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны  знать и уметь очень многое:

  • сообщать новую информацию
  • использовать технические средства
  • знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара)
  • уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы
  • четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.;  содокладчик - 5 мин.;  дискуссия - 10 мин
  • иметь представление о композиционной структуре доклада.

         Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

      Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                                  - название презентации (доклада) 

                                  - сообщение основной идеи

                                  - современную оценку предмета  изложения

                                  - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                                  - живую интересную форму изложения

                                  - акцентирование оригинальности  подхода 

      Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.

      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. 
 

 

4. Порядок сдачи и защиты рефератов.    

    1. Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1-2 дня до  занятия по предмету.

    2. При оценке реферата преподаватель учитывает

  • качество
  • степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
  • связность, логичность и грамотность составления
  • оформление в соответствии с требованиями ФГОС.

    3. Защита тематического реферата  может проводиться на выделенном  одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

         4. Защита реферата студентом предусматривает 

  • доклад по реферату не более 5-7 минут
  • ответы на вопросы оппонента.

         5. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 

5.Содержание и оформление разделов реферата 

          Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.

          В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.

          В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.

          Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.

          В нижнем поле указывается  год написания реферата.

    После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.

          Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

          Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

          Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/ , с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.

          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1) /. 

6.  Перечень самостоятельных работ по предмету «Русский язык»

 

Наименование темы самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

Количество часов

Формы выполнения

1

«Язык и его функции. Русский язык в современном мире»

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2009.

1

Реферат

2

«Культура речи. Нормы русского языка»

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык: 10-11 кл. – М.,

2008.

1

Составление конспекта.

      Реферат

3

Работа с текстами различных функциональных стилей, составление текстов определенного жанра  

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

3

Конспект.

4

 «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка»

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

2

Реферат

5

Лексика и фразеология

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

4

Анализ текстов

6

«Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, ассонанс, аллитерация»

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

1

Реферат

7

Фонетика и орфоэпия

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

1

Разбор, работа со словарем, конспект

8

Словообразование

Словообразовательный словарь А. Тихонов.

4

Конспект, анализ слов.

9

 «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи»

Интернет ресурсы

2

        Реферат

10

Части речи. Самостоятельные части речи.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

4

Конспект, планы разборов.

11

Служебные части речи

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

2

       Конспект.

12

 «Синонимия простых предложений»  

Интернет ресурсы

2

Реферат

13

«Синонимия сложных предложений»

Интернет ресурсы

2

Реферат

14

Синтаксические разборы предложений

 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

1

Конспект, план разбора, составление схем

15

Синтаксис и пунктуация.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.,

9

Составление схем, таблиц, работа со словарями, справочниками, конспект

7.  Вывод

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, написанные сочинения, заполненные таблиц, подготовленные ответы на вопросы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к  мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Литература.

  1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
  4. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
  5. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к работе с информационными источниками на учебной дисциплине «Русский язык»

Методические рекомендации к работе с информационными источниками на учебной дисциплине «Русский язык»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи»

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи» предназначены для студентов 2 курса...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина «Экономика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙУчебная дисциплина «Экономика», 2014 год...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Данные методические рекомендации разработаны для студентов 1 курса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Задача данного пособия – дать основные установки для выполнения самос...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Методические рекомендации  по внеаудиторной самостоятельной работе по курсу «Литература» предназначены для  студентов  средних специальных учебных заведений и составлены в с...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по учебной дисциплине "Русский язык" в форме конкурса на тему: "Фразеология"

Работа посвящена разработке методике проведения внеаудиторного мероприятия в форме конкурса.В работе предлагаются задания для этапов конкурса.Материал этой работы можно использовать для проведения вне...

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий, учебная дисциплина ОГСЭ.01 "Основы философии"

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ППССЗ ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» по специальностям   11...