Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по учебной дисциплине "Русский язык" в форме конкурса на тему: "Фразеология"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Соловова Валентина Сергеевна

Работа посвящена разработке методике проведения внеаудиторного мероприятия в форме конкурса.

В работе предлагаются задания для этапов конкурса.

Материал этой работы можно использовать для проведения внеаудиторного мероприятия либо занятия кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologiya.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «БАЛАШОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия по учебной дисциплине «Русский язык» в форме конкурса на тему:

 «Фразеология»

Автор: Соловова В.С.

Балашов

2019 г.

Аннотация

на методическую разработку внеаудиторного мероприятия по учебной дисциплине «Русский язык» в форме конкурса на тему: «Фразеология».

Автор: Соловова В.С. преподаватель учебной дисциплины «Русский язык»

Учебное заведение: ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства».

Содержание

Объём 9 листов.

Работа посвящена разработке методике проведения внеаудиторного мероприятия в форме конкурса. Конкурс позволяет установить междисциплинарные связи, углубить знания по изучаемым темам, расширить кругозор обучающихся. Конкурс воспитывает культуру общения, уважение к мнению других, развивает умение выступать перед аудиторией.

Методическая разработка предназначена для преподавателей учебной дисциплины «Русский язык».

1


Содержание

1. Предисловие                                                                                        3

2 Основная часть                                                                                      4-9

3 Заключение                                                                                          9

2


1 Предисловие

Методическая разработка в форме конкурса по учебной дисциплине «Русский язык» предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия.

Данная форма организации обучения позволяет значительно повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации.

Используя конкурс как метод познания, обучающиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над конкурсом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения и самореализоваться как личность.

Методика проведения конкурса предоставляет собой возможность оперативно решать вопросы, чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.

Конкурс предполагает:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к учебной дисциплине;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности обучающихся;
  • при подготовке к мероприятию обучающиеся сами ищут интересный материал;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • становление новых отношений между преподавателем и обучающимися.

Конкурс является одним из активных методов обучения обучающихся при помощи более глубокого изучения учебной дисциплиныы.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями учебной дисциплины «Русский язык» для проведения внеаудиторных мероприятий.

3


2 Основная часть 

Цели:

Деятельностная цель: развитие у обучающихся умений выбора правильного решения; выбирать способы решения поставленных задач;

Содержательная цель: углубление и применение усвоенных обучающимися знаний;

Методологическая цель: показать методику проведения внеаудиторного мероприятия в форме конкурса.

Задачи:

-познавательные: расширить и обобщить знания обучающихся по фразеологии; обогатить лексический запас обучающихся и расширить их кругозор.

-воспитательные: воспитывать любовь к родному слову, языку, интерес к учебной дисциплине; уважение к соперникам, волю к победе, толерантность, коллективизм, ответственность за общее дело, любознательность.

-развивающие: научить обучающихся самостоятельно излагать мысли, принимать решения, развивать социально-значимых мотивов познавательной деятельности и общественной активности обучающихся.

Методы: метод познавательной игры; самостоятельная творческая работа обучающихся; метод эмоционального поощрения.

Приёмы: создание ситуации успеха, координирование действий обучающихся, комментирование, демонстрация презентации.

Обеспечение мероприятия:

1.Технические средства обеспечения: персональный компьютер типа Pentium IV;

2.Название конкурса, эмблемы команд, газета «Сила слова - беспредельна».

3. Оценочные листы жюри; реквизиты для конкурсов.

Этапы мероприятия:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Представление команд и жюри.

3. Проведение этапов конкурса:

  1. Конкурс «Разминка».
  2. Конкурс «Знаешь ли ты?»
  3. Конкурс «Детектив».

4

  1. Конкурс «Замени наречием».
  2. Конкурс капитанов.
  3. Конкурс «Отгадай кеннинги!».
  4. Конкурс художников (домашнее задание).
  5. Конкурс «Синонимы, антонимы»

4. Подведение итогов конкурса.

1. Вступительное слово преподавателя.

Значение фразеологии, умелое её использование – неотъемлемая часть речевой культуры. Фразеология – это украшение языка, могучее стилистическое средство меткой и доходчивой передачи мысли.

А сейчас пора начинать наше мероприятие: конкурс по теме: «Фразеология», считаю, что наши студенты с легкостью пройдут предлагаемые испытания, а определить лучшую команду конкурса поможет жюри.

2. Представление команд и жюри.

Конкурс будет судить строгое и компетентное жюри.

Настало время познакомиться с нашими конкурсантами.

Каждая команда представляет  название, девиз – кредо, эмблему.

3. Содержание этапов конкурса.

1.«Разминка».

Условия конкурса: поочерёдно команды называют фразеологизмы, в состав которых входит слово «язык».

Жюри оценивает: правильность, точность.

Правильный ответ – 1 балл.

2.«Заешь ли ты?»

Условия конкурса: командам выдаются карточки с фразеологизмами, нужно дать их толкование.

Жюри оценивает: правильность, точность.

Правильный ответ – 5 баллов.

Карточка № 1

Водой не разольёшь (неразлучные друзья)

5

Как в воду опущенный (грустный человек)

Толочь воду в ступе (бесполезная работа)

Носить воду решетом (бессмысленная работа)

Седьмая вода на киселе (дальний родственник)

Карточка № 2

Воды не замутит (тихий человек)

Набрать в рот воды (молчать)

Как две капли воды (очень похожи)

Как в воду глядел (угадал, предсказал)

Прошли огонь и воду (всё испытали)

3.        Конкурс «Детектив».

Условия конкурса: каждая команда получает карточку с фразеологизмами, с которыми нужно придумать рассказ-детектив.

Жюри оценивает: умение красиво выражать свои мысли, точность использования фразеологизмов, креативность, быстроту, юмор.

На выполнение задания отводится пять минут.

Правильный ответ – 5 баллов.

Фразеологизмы:

Как с гуся вода;

Тютелька в тютельку;

Сделать ноги;

Мороз по коже пробирает;

Два сапога пара.

4. Конкурс «Замени наречием».

Условия конкурса: в течение 1 минуты необходимо дать как можно больше правильных ответов: заменить фразеологизм наречием.

Жюри оценивает: правильность, точность.

Правильный ответ – 1 балл.

6

  1. минута в минуту (точно)
  2. во всю прыть (быстро)
  3. в один голос (одновременно)
  4. сколько душе угодно (много)
  5. кошки на душе скребут (грустно)
  6. превратиться в слух (внимательно)
  7. ни свет ни заря (рано)
  8. от всего сердца (искренне)
  9. не видно ни зги (темно)
  10. ни жарко ни холодно (безразлично)
  11. ни в бровь, а в глаз (метко)
  12. смотреть в оба (внимательно)
  13. по совести говоря (честно)
  14. как снег на голову (неожиданно, внезапно)
  15. на всех парусах (быстро)
  16. поджилки трясутся (страшно)
  17. без году неделя (недавно)
  18. битый час (давно)
  19. на ночь глядя (поздно)
  20. через час по чайной ложке (медленно)
  21. в двух шагах (близко)
  22. волосы становятся дыбом (страшно)
  23. за тридевять земель (далеко)
  24. по пальцам можно пересчитать (мало)
  25. во всю Ивановскую (громко)

5.Конкурс «Отгадай кеннинги!»

Условия конкурса: Кеннинги – разновидность метафоры, характерные для скальдической поэзии. Как правило они образуются сочетанием двух существительных для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Например: конь моря – корабль, треск стрел –битва. Кеннинги мы употребляем в своей речи. Команды получают карточки с кеннингами, которые необходимо письменно расшифровать.

Жюри оценивает: правильность, точность.

Правильный ответ – 1 балл.

  1. царь зверей – лев
  2. глаза дома – окна

7

  1. король дорог – автомобиль
  2. мир цифр – математика
  3. царь птиц –орёл
  4. одеяло дорог – асфальт
  5. птица домов – воробей
  6. море деревьев – лес
  7. гроза металлов – ржавчина
  8. царь металлов – золото

6.Конкурс художников (домашнее задание).

Условия конкурса: художники команд поочерёдно показывают команде соперников свои работы, где проиллюстрирован фразеологизм.  Задача команды – отгадать этот фразеологизм.

Жюри оценивает: правильность, качество работ художников.

Правильный ответ – 3 балла.

7.Конкурс «Синонимы, антонимы»

Условия конкурса: подобрать к фразеологизмам фразеологизмы – синонимы, фразеологизмы – антонимы.

Например: поминай как звали – и след простыл;

дать волю языку – держать язык за зубами.

Жюри оценивает: правильность, точность, быстроту.

Правильный ответ – 2 балла.

Задание № 1

Подобрать синонимы:

  1. Куры не клюют /хоть пруд пруди/
  2. Водить за нос /морочить голову/
  3. Глядеть в оба /держать ухо востро/

Подобрать антонимы:

  1. Жить душа в душу /как кошка с собакой/
  2. Чуть свет /на ночь глядя/
  3. Хоть пруд пруди /кот наплакал/

8

Задание № 2

Подобрать синонимы:

  1. Тьма кромешная/ не видать ни зги/
  2. Ни слуху ни духу /ни ответа ни привета/
  3. Пальчики оближешь /язык проглотишь/

Подобрать антонимы:

  1. Рукой подать /за тридевять земель/
  2. Сложа руки /не покладая рук/
  3. Капля в море /хоть пруд пруди/

4. Подведение итогов конкурса и награждение победителей.

3 Заключение

Основная задача при проведении мероприятия – в максимальной степени мобилизовать потенциал коллектива студенческой группы и каждой отдельной личности для решения поставленных задач. Для решения данной задачи, прежде всего, добиваемся от студентов, чтобы они четко сами представляли себе, когда и что должен делать каждый участник мероприятия, и умели бы добиться понимания своей задачи от каждого.

Использование музыки, шуток, создание оптимистического, бодрого настроения, привлечение живых и веселых по натуре ведущих, которые подбадривают студентов при усталости, затруднениях в работе создают комфортный морально – психологический климат.

Данное мероприятие имеет огромное практическое значение для обучающихся. Обучающиеся не только пополнят багаж знаний по фразеологии, обогатят лексический запас, расширят кругозор, но и научатся работать в команде, сотрудничать, брать ответственность за выбранное решение.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия для студентов системы среднего профессионального образования - конкурса по теме «Экономический поединок». Разработка пре...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «MARK TWAIN AND HIS CHARACTERS» по дисциплине «Иностранный язык (английский)»

Инновационный проект, посвященный творчеству Марка Твена, направлен на расширение общего кругозора студентов. В реализации инновационного  проекта участвовали студенты 1-3 курсов разных специальн...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Презентация фирмы MAN"

Работа посвящена разработке методики проведения внеаудиторного мероприятия по немецкому языку. Мероприятие строится  как презентация. Подбор структурных элементов  мероприятия предостав...

методическая разработка внеаудиторного мероприятия Конкурс строя и песни

Методическая разработка для преподавателей и студентов внеаудиторного мероприятия конкурс сторя и песни  "Садют Победы!"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Конкурс студенческих сайтов «СтудМедСайт»"

Методическая разработка включает в себя титульный лист, оглавление, пояснительную записку, введение, методический блок, раздаточный материал и приложения.Данная методическая разработка является воспро...