Статья (доклад) на тему "Технологии развивающего обучения"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Пиркулова Анна Левановна

Технологии развивающего обучения

В условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:

1    Информационно – коммуникационная  технология

2.   Технология  развития  критического  мышления

3.   Проектная  технология

4.   Игровые технологии

5.   Технология  мастерских   

6.   Здоровьесберегающие   технологии   

 Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе. 

1.  Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется   через реализацию следующих задач:

·     использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;

·     формирование  у учащихся устойчивого  интереса и стремления к самообразованию;

·     формирование и развитие коммуникативной компетенции;

·     направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того  нашими учителями  используются  эти технологии во внеурочной деятельности.

    2.    Игровые технологии

Обучение в игре позволяет научить :

распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-      стимулируется познавательная деятельность;

-        активизируется мыслительная деятельность;

-        самопроизвольно запоминаются сведения;

-        формируется ассоциативное запоминание;

-        усиливается мотивация к изучению предмета.

3 .    Технология  творческих  мастерских

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

    4.     Проектная технология

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся  решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:

1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3.    предполагает особую форму организации  коммуникативно-познвательной  деятельности школьников на уроке;

4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

   Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.

5.           Здоровьесберегающие технологии  

Это, в первую очередь:

соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:

 - контингента учащихся,

 -  их возраста,

 -  уровня подготовленности,

 - темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ -  ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_fgos_2.pptx315.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии развивающего обучения

Слайд 2

1. Информационно – коммуникационная технология 2. Технология развития критического мышления 3. Проектная технология 4 . Здоровьесберегающие технологии 5 . Технология проблемного обучения 6 . Игровые технологии 7 . Технология мастерских 8 . Групповые технологии 9 . Традиционные технологии (классно-урочная система) Наиболее Актуальные технологии

Слайд 3

· Информационно – коммуникационная технология · использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе ; · формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию ; · формирование и развивитие коммуникативной компетенции; · направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению. ·

Слайд 4

1. Стадия вызова 2 . С тадии осмысления (или реализации смысла ) 3. Стадия размышления (рефлексии) Технология критического мышления

Слайд 5

1. Интеллектуальная разминка 2. Эссе 3 . Приём «Корзина идей» 4 . Метод контрольных вопросов 5 . Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 6 . Да - нет Основные приёмы развития критического мышления

Слайд 6

— обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие Игровые технологии 1. по характеру педагогического процесса:

Слайд 7

— предметные —сюжетные —ролевые —деловые —имитационные —драматизация 2 . По игровой технологии:

Слайд 8

а ) распознавать , б) сравнивать , в ) характеризовать , г ) раскрывать понятия , д ) обосновывать , е) применять Обучение в игре позволяет научить :

Слайд 9

- стимулируется познавательная деятельность - активизируется мыслительная деятельность - самопроизвольно запоминаются сведения - формируется ассоциативное запоминание - усиливается мотивация к изучению предмета В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

Слайд 10

альтернатива классно-урочной организации учебного процесса; может быть использована не только в случае изучения нового материала , но и при повторении и закреплении ранее изученного; учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы; ученик - творец ( знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе) Технология творческих мастерских

Слайд 11

Практическое применение элементов проектной технологии. 1. характеризуется высокой коммуникативностью ; 2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; 3. особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке; 4. основана на цикличной организации учебного процесса. Проектная технология

Слайд 12

· соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; · рациональная плотность урока должно составлять не менее 60% и не более 75-80%; · четкая организация учебного труда; · строгая дозировка учебной нагрузки; · смена видов деятельности; · построение урока с учетом работоспособности учащихся; · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Здоровьесберегающие технологии

Слайд 13

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: 1) учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения; 2) группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; 3) основной единицей занятий является урок; 4) урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом . Традиционная технология

Слайд 14

ВСЁ НОВОЕ – ЭТО ДАВНО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».

При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...

Статья. Проект как метод развивающего обучения

Статья. Проект как метод развивающего обучения....

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

Статья в сборнике НПК "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПСИХОДИДАКТИКИ"

Психическое развитие ученика – главная функция обучения, а задача образовательных учреждений – создание необходимых для этого условий.  Цель творческого развития может быть достигнута только в то...

Статья в сборнике НПК "Развивающее обучение как средство психодидактики в контексте управления мыследеятельностью обучающихся"

Важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством  которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. Важно и то, что цели, ср...

Статья в сборнике НПК "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - СРЕДСТВО ПСИХОДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВА И ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ"

Именно образование призвано обеспечить формирование такой личности, которая способна осуществить качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности.Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов Философия...

Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....