Удивительная наука - лингвистика
рабочая программа по русскому языку на тему

Андреева Елена Алексеевна

Программа факультатива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativudivitelnaya_nauka-_lingvistika.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительная наука - лингвистика .

Пояснительная записка

Проблеме формирования лингвистической компетенции современная школа   ещё не может уделить должного внимания в рамках школьной программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время. Факультативный курс представляет собой систему занятий, основным содержанием которых является повторение, изучение и обобщение сведений о выразительных средствах  русского языка в процессе работы над текстами различных стилистических типологических  особенностей.

Предполагается ,что занятия вызовут интерес прежде всего содержанием выбранных текстов, рассказывающих о силе и красоте русского языка, о жизни и творчестве великих людей, о нравственной красоте человека.

Новым станет акцентирование на том, что нашу речь могут сделать яркой, живой , образной  даже обычные односоставные  предложения, неполные, а глагол и его форма помогут ярко и образно рассказать о предметах и их действиях, что вводным словам можно написать оду, благодаря многообразию их смысловых оттенков. Большое внимание факультативный  курс уделит работе над словом, выразительными средствами языка, продолжится работа по развитию орфографической и пунктуационной грамотности, строению текста и его осмыслению, компрессии текста, способам и средствам связи предложений в тексте.

В целом курс направлен на  развитие интереса  к удивительной науке – лингвистике.

Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций. Факультатив русского языка «Удивительная наука - лингвистика» будет способствовать формированию навыков грамотного письма, совершенствованию устной и письменной речи, а также углублению знаний по русской стилистике, морфологии и орфографии. В целом курс направлен на  развитие интереса  к удивительной науке – лингвистике

Цель   - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.

Задачи курса:

  •  привить интереса учащихся к русскому языку;
  •  обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
  •  совершенствовать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
  • продолжить работу по совершенствованию навыков  самостоятельно работать с книгами, словарями;
  • развивать языковой кругозор, мышление, исследовательские умения;
  •  повышение общей языковой культуры;
  • подготовить учащихся к успешной сдачи ОГЭ.

Основные принципы организации факультативаа:

  • принцип индивидуального подхода к учащимся;
  • принцип систематичности;
  • принцип занимательности;
  • принцип укрепления связи обучения с жизнью.

 В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • передавать мысли правильно, точно и выразительно;
  • самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;
  • умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.

           Программа факультатива «Удивительная наука -лингвистика» рассчитана на учащихся 12 – 13 лет.7 класс.

Срок реализации программы – 1   год.

Формы организации – факультатив .

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы

Раздел 1.Введение (2ч .)Предмет лингвистика. «Такого языка на свете не бывало» (Р.Рождественский).

Раздел II.Стилевые особенности текста (Анализ текстов)(8ч)

Приёмы компрессии (сжатия) текста в зависимости от стилевой принадлежности текста.

Основные средства связи между предложениями в тексте.

Раздел III.Лексические средства языка.(10ч)

Роль синонимов, антонимов,

многозначных слов в  повествовательном тексте .

Изобразительно-выразительная роль причастий и деепричастий в тексте-описании.

Изобразительная роль глаголов в тексте повествовательного характера

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественного стиля.

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического стиля.

Раздел III. Изобразительно-выразительные средства  языка.(12ч)

Роль эпитетов в художественной речи.

Назначение сравнений в текстах художественного стиля.

Различие между метафорой и метонимией.

Создание собственных текстов в художественном стиле с использованием выразительных средств  языка.

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественного стиля.

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического стиля.

РазделIY .Итоговое занятие(2ч)

Защита творческих работ(проектов, рефератов, текстов собственного сочинения)

Тематическое планирование

__7_ класс

Название раздела

Количество

Практическая часть

часов

Раздел 1. Введение Предмет лингвистика. «Такого языка на свете не бывало»

2

Раздел 2.  Стилевые особенности текста

Тема  Текст и его стилевые признаки

Тема  Приёмы компрессии (сжатия) текста.

Тема Основные средства связи между предложениями в тексте.

Тема Основные способы связи  предложений в тексте

8

1

4

2

2

Раздел 3. Лексические средства языка.

Тема  Синонимы, антонимы в повествовательном тексте

Тема   Причастия и деепричастия в тексте-описании. Тема    Глаголы в тексте повествовательного характера.

10

4

3

3

Раздел 4.  Изобразительно-выразительные средства  языка.

Тема  Что такое  эпитеты

Тема  Что такое художественное сравнение

ТемаМетафоры и метонимия  

Тема  ИВСЯ в в текстах художественного стиля

Тема ИВСЯ в в текстах публицистического стиля  

Тема  Практическое занятие

12

2

2

2

2

2

2

Раздел 5.  Итоговое занятие                                                                     Тема  Защита творческих работ

2

2


 

Утверждено

Директором

МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»    

«____»________________2016 г.

   

______________________  

Согласовано   зам.директора по УВР          

«____»______________2016 г

             

____________________          

Рассмотрено

на заседании МО

 

«____»_____________2016 г.

 

___________________

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

План

Факт

                                                                         Введение.  (2 ч)

1-2

Предмет лингвистика. «Такого языка на свете не бывало».(Р.Рождественский).

2

Знакомство с наукой о языке-лингвистикой

Конспектирование,

работа со словарём С.И.Ожегова

                                                Стилевые особенности текста (Анализ текстов)(8ч)

3

Текст и его стилевые признаки

1

Комплексный анализ текста

Работа с текстом «Вешние воды» И.С.Тургенева

4-7

Приёмы компрессии (сжатия) текста. в зависимости от стилевой принадлежности текста.

4

Знакомство с приёмами сжатия текста

Составление памятки «Как писать сжатое изложение»

8-9

Основные средства связи между предложениями в тексте.

2

Повторить лексические,морфологические,синтаксические  средства связи предложений в тексте.

Составление таблицы «основные средства связи между предложениями в тексте»

10

Основные способы связи  предложений в тексте.

1

Повторить способы связи(последовательный,параллельный)

Составление таблицы «основные способы связи  предложений в тексте»

                                                                                        Лексические средства языка.(10ч)

11-14

Синонимы, антонимы,

многозначные слов в  повествовательном тексте

4

Роль синонимов, антонимов,

многозначных слов в  повествовательном тексте .

Создание собственных текстов с использованием антонимов, синонимов многозначных слов в речи

15-17

Причастия и деепричастия в тексте-описании.

3

Изобразительно-выразительная роль причастий и деепричастий в тексте-описании.

Создание собственных текстов с использованием причастий и деепричастий

18-20

 Глаголы в тексте повествовательного характера

3

Изобразительная роль глаголов в тексте повествовательного характера

Создание собственных текстов с использованием глаголов.

                                             Изобразительно-выразительные средства  языка.(12ч)

21-22

Что такое эпитеты.

2

Роль эпитетов в художественной речи.

Нахождение эпитетов в текстах стихотворного характера

23-24

Что такое  художественное сравнение

2

Назначение сравнений в текстах художественного стиля.

Объяснить назначение сравнений в стихотворенииИ.Г.Котюнова «Белый Июс»

25-26

Метафора и метонимия

2

Различие между метафорой и метонимией

Найти в художественных текстах метафоры и примеры метонимии.

27-28

Практическое занятие

2

Создание собственных текстов в художественном стиле с использованием выразительных средств  языка.

Подготовка к защите творческих работ

29-30

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественного стиля

2

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественного стиля.

Найдите тропы в стихотворении С.А.Пестунова «Золотая» и объясните их художественное значение

31-32

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического стиля.

2

Изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического стиля.

Работа с текстом В.П.Астафьева «Туруханская лилия»

                                                                          Итоговое занятие(2ч)

33-34

Защита творческих работ

2

Сочинение-эссе,рефераты,проекты,стихи и рассказы

Умение выступать перед аудиторией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительная наука - геометрия

Методическая разработка и презентация по названной теме....

Эта удивительная наука - геометрия

Методическая разработка и презентация урока по названной теме...

Урок знаний в 8 классе по теме: Удивительная наука

Этот урок я провожу каждое 1 сентября для учащихся 8-х классов. На уроке рассказывается о значении науки химии, используютя занимательные задания: загадки, шарады, анагарммы. В конце урока обязательно...

Презентация к уроку знаний по теме: Удивительная наука

Презентация являетчя сопровождением к уроку знаний по химии....

Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)

Цели  урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся,  исследовательские и творческие навыки, форми...

Да здравствует наука Лингвистика

Да здравствует наука Лингвистика...