Путешествие на лингвистическом поезде
занимательные факты по русскому языку на тему

Андреева Елена Алексеевна

Материал может быть использован как на уроках русского языка, так и внеклассных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_lingvisticheskom_poezde.docx874.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Привить интерес к языку как к средству коммуникации.

          Развивать творческую фантазию  учащихся.

          Эпиграф:

          Пусть лингвистика сложна,

          Её до края не познать.

          Откроет двери всем она

          В них только надо постучать.

Ведущий: Сегодня мы с вами отправляемся  в путешествие на поезде, вы, видите, что это необычный поезд, а лингвистический .Чтобы интереснее было путешествие, мы разделимся на две команды.

Первая- «Клуб любителей русского языка».

Вторая - «Весёлые лингвисты»

Карта путешествия

Первая станция на нашем пути - Лингвистическая.

-Кто провёл первую реформу азбуки? (Пётр I , в нач.XYIII в.)

-Когда была проведена вторая реформа? Какие буквы были «изгнаны из нашего алфавита? (1917 -1918 гг., «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова)

-Какую из изгнанных» букв называли «буквой - страшилищем», «буквой – пугалом»? («Ять»)

-Что значит выражение «знать на ять» (Наилучшие познания).

-Что означает выражение «прописать ижицу» (Устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй).

-Какую букву называли «бездельником», «лодырем », «дармоедом»? Почему? ( Букву «ер» (ъ) писали после твёрдых согласных в конце слов,   и пожирал более 85 времени и бумаги.

-Что означает грамматика?  (Греч.слово gramma - «буква»)

- Как называлась первая книга по грамоте и кто автор (Букварь, изданный Иваном Фёдоровым в 1574 г. в Львове).

-Кто создал первую грамматику русского языка и когда? (М.В.Ломоносов «Российская грамматика» , 1755 г.)

Итак. Молодцы1Наш поезд двигается дальше по маршруту. Следующая станция – Игровая.

\

Игра «Дружная семья»

«Дружная семья»- это части речи.

Запишите по вертикали слова: литература и трудолюбие и к каждой букве подобрать часть речи.

Т- ты- местоимение   и т.е.

 Р                                                                             Л- лечь -глагол  и т.е.

У                                                                            И                                                                          

                                                                                 Т

Д                                                                              Е

О                                                                              Р

Л                                                                              А

Ю                                                                             Т

Б                                                                               У

И                                                                              Р

Е                                                                                      А

Итог игры (Если есть ошибки, то сказать «Семья недружная»)

Следующая игра «Частокол»

                                    Игра «Частокол»

Расшифровать высказывания о русском языке. Для этого надо по порядку «собрать» буквы: от самой большой до самой маленькой.

ЛНАШМУЧЗЮЫТЮБКИГИЙЯ

(любите наш могучий язык)

ПИОПСОРСОРОТУСДЖЬМ

(Подружитесь со спортом)

Итог.

Лингвофизминутка.

      Каждому грамматическому понятию соответствует определённое движение или жест. Например, I спряжение глагола – поднять руку вверх, II спряжение глагола - поднять две руки вверх,  I склонение существительного – встать, II-встать, обе руки вверх, III – сесть и т.д.

 

Ведущий: Следующая станция : Математическая.

Станция математическая

«Без грамматики не выучишь и математики»

-Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество.

-Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество.

-Назовите и запишите меры длины ; которым соответствуют слова:

аршин (71, 12 см)

верста (1, 068 км)

вершок (4, 45 см)

локоть (38-46 см)

пядь (17, 78 см)

сажень (2, 1336 м)

фут (0, 3048 м)

-Придумайте ребусы с числами :например,

7 я, 100 г, 100 к, 100 л, 40 а и т.д.

Следующая станция «Слово»

Станция «Слово»

Ведущий: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным немота. Вы знаете, что слово это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении».

Задание №1.Кроссвордный диктант. Я буду диктовать толкование слова, а каждая команда под порядковым номером записывает само слово:

1.Все слова языка (лексика)

2.Словарь отдельного человека, запас слов (лексикон)

3.Раздел науки языкознания, изучающий лексику (лексикология)

4.Название статьи в толковом словаре, относящееся к объяснению лексического значения слова (словарная статья)

5.Слово, имеющее однолексическое значение (однозначные)

6.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)

7.Переносное значение слова (метафора)

8.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)

9.Слова, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексических значений (синонимы)

10.Слова одной и той части речи с противоположным значением (антонимы)

11.Самый короткий отрезок текста, необходимый для понимания лексического значения (контекст)

Задания №2. Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым  «безразлично», как их пишут – слева направо или справа налево. Подберите такие слова. (Доход, заказ, потоп, топот, комок, казак, довод, кок, как, тут, тот, поп и т.д )

Задание №3.Подобрать такие слова, которые, если их написать слева направо, имеют одно значение, а справа налево – другое (нос-сон, кот-ток, шёлк-клёш, топор- ропот, ворон-норов и т.д.)

Задание №4.Вспомнить 2-3 пословицы о слове как о речи. (Хлеб-соль кушай , а умные речи слушай. По речи узнают человека. От его словца не дождёшься конца ).

Следующая станция «Ботаническая»

Станция «Ботаническая»

Задание №1.Отгадайте загадки. Найти и выделить орфограммы, спрятанные в загадках.

1.Стоит он задумчивый

В жёлтой венце

Темнеют веснушки

На круглом лице (подсолнух)

2.К тому, что прикасается,

Привязчивый цепляется.

Он, будто ёжик, колкий

Кругом торчат иголки (репейник)

3.Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью,

Под её мохнатой лапой

Светят матовые лампы (ландыши)

4.Я шариком пушистым

Белею в поле чистом

А в душе ветерок-

Остался в поле стебелёк (одуванчик)

Задание №2.Рассмотрите рисунок.

       «Слова, дружище, - это как листья на дереве,

и чтобы понять, почему лист таков,

а не иной, нужно знать, как растёт дерево,

нужно учиться!».

Нарисуйте подобные деревья из слов

лес, игра, город.

Станция «Музыкальная»

(Звучит музыка)

-Как измерить расстояние нотами?

(Ми-ля-ми.Сухопутная миля-1, 609 км,морская-1, 853 км)

-Назовите слова, в состав которых входят названия нот?

(фа-соль, ми-ля, до-ля, до-ми-соль, ва-си-лёк, за-до-р и т.д.)

Заканчивается наше путешествие на лингвистическом поезде.

( Подведение итогов. Награждение победителей )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь»»

Используемые образовательные технологии: игровая технология Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, закрепить правила арифметических действий с десятичными дробями, познакомить учащихс...

План-конспект внеклассной работы по математике в 5 классе "Путешествие на математическом поезде"

развитие интереса  к математике, логики и смекали, расширение кругозора, развитие комуникативной и познавательной компетентности....

Путешествие на математическом поезде. 7 класс

Математическая игра для учащихся 7 класса, включающая вопросы по алгебре и геометрии...

Внеклассное мероприятие "Путешествие на зкологическом поезде"

Классный час на экологическую тему для 5 класса...

Сценарий праздника 6А класса с родителями. ПУТЕШЕСТВИЕ НА НОВОГОДНЕМ ПОЕЗДЕ

интересное путешествие с родителями на "Новогоднем поезде"...

Урок - игра по математике, 5 класс. "Путешествие на математическом поезде"

Данный урок можно провести по обобщению знаний учащихся 5 класса по теме "Десятичные дроби. Сложение и вычиттание десятичных дробей"....