Формы и качества словесного выражения
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Красова Светлана Васильевна

Презентация и конспект занятия элективного курса для старших классов "Русская словесность". В материале рассматриваются лексические, морфологические нормы русского языка, а также типы речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия36 КБ
Office presentation icon презентация к занятию1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок объяснения нового материала

(занятие элективного курса «Русская словесность»)

Учитель Красова С.В.

Тема: Формы и качества словесного выражения.

Цель: познакомить обучающихся с формами и качествами словесного выражения, их основными характеристиками, повторить типы речи;

 развитие умения извлекать информацию из лекции учителя и систематизировать её, формирование навыков практического применения полученной информации, развитие познавательных интересов обучающихся, воспитание бережного отношения к родному языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: лекция с элементами практикума.

Ход урока.

1 Оргмомент (сообщение темы и цели урока).

2 Комментирование презентации (Лекция учителя с элементами практикума)

1-й слайд: Употребление языка состоит в выборе нужных нам языковых единиц и их соответствующей организации в целях общения. Организуя языковые единицы, мы их записываем или произносим в определённом порядке – это и есть словесное выражение наших мыслей и чувств. В соответствии с этим словесное выражение может осуществляться в устной и письменной формах.

2-й слайд: В устной форме существует преимущественно разговорный язык, но и литературному языку может быть свойственна устная форма, например, разного рода публичные выступления, учебные и научно-популярные лекции. Устное и письменное словесное выражение могут осуществляться как в диалогической, так и в монологической формах. В письменном словесном выражении диалоги и монологи мы находим прежде всего в пьесах. Обычны они и в повествовательном произведении. В форме диалога и монолога могут строиться как прозаические, так и стихотворные сочинения. Например, в диалогической форме написано стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин», диалогическая форма используется А.С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях», «Борисе Годунове».

3-й и 4-й слайды: Выполнение практического задания по фрагменту лекции. 

Характеристика первого текста – форма письменная, прозаическая, монологическая; второго – форма письменная, стихотворная, монологическая; третьего – форма письменная, стихотворная, диалогическая.

5-й слайд: Монологические высказывания могут иметь разные цели.

- Какие типы речи в зависимости от цели высказывания вы знаете? (Повествование, описание и рассуждение)

3. Выступление подготовленных учеников о перечисленных типах речи.

Задание классу: составить таблицу «Характеристика типов речи»

6-й слайд: В результате предыдущей работы у обучающихся должна получиться примерно такая таблица.

7 слайд: Словесное выражение, в каких бы формах оно ни выступало, всегда имеет определённую направленность, выполняет определённые функции, главнейшими из которых являются общение, сообщение и воздействие. Эти функции реализуются лучше, если словесное выражение будет обладать некоторыми положительными качествами: правильностью, точностью, последовательностью, чистотой, богатством, выразительностью и уместностью. Все эти качества связаны между собой и взаимообусловлены.

8-й слайд: Правильность – это то, что соответствует литературной норме.

- Что же такое норма? (Это правила употребления языка, которые складывались на протяжении долгого времени, признаны и предпочитаемы обществом, поддерживаются и охраняются литературой, обществом и государством.)

 Эти нормы закреплены в грамматике, словарях, разного рода справочниках. Например, согласно норме надо говорить идти на завод, идти с завода, но идти в театр, идти из театра (а не «с театра»).

Задание: Исправьте согласно норме выражения (записать в тетради исправленный вариант и сравнить его с правильным ответом).

9-й слайд: Точность есть максимальное соответствие употребляемых слов называемым предметам и явлениям действительности. Несмотря на очевидность этого требования, случаи неточного, небрежного употребления слов встречаются нередко в сочинениях, устных высказываниях. Например, в сочинениях встречаются утверждения такого рода: Катерина вышла замуж за парня из соседней деревни Бориса. Стало быть, нужно прежде всего хорошо знать то, о чём говоришь и пишешь. Но этого мало, надо ещё знать точные значения слов, которые употребляешь. Точность словесного выражения достигается соблюдением ряда частных правил, из которых выделяются следующие: 1) точный выбор слова из ряда синонимов; 2) исключающий двусмысленность выбор омонимов; 3) чёткое разграничение паронимов.

Задание: Исправьте неверные высказывания, придав им точный смысл (запишите исправленные предложения в тетрадь и сравните с правильным вариантом).

 

10-й слайд: последовательность словесного выражения есть смысловая непротиворечивость сочетания частей в предложении и предложений в тексте. Другими словами – это логичность речи в узком смысле слова. Условиями последовательности словесного выражения являются следующие: 1) непротиворечивость сочетания слов; 2) отсутствие избыточных по смыслу слов; 3) правильный порядок слов; 4) правильное использование служебных слов, вводных слов; 5) правильное соединение рядом стоящих в тексте предложений с помощью лексических повторов, употребления синонимов, использования местоимений.

11-й слайд: в одном из учебников литературы встречаются такие выражения: в масштабах всеобщего глобального обновления; она тонет в водах реки. Достаточно было сказать: всеобщего обновления, тонет в реке. Явление словесной избыточности называется плеоназмом (от греч. – излишество). Часто можно услышать выражения: курносый нос, побежал бегом, приснилось во сне. Здесь дважды повторяется одно и то же понятие.

Задание:  Исправьте плеоназмы в предложениях.

12-й слайд: Подведение итогов.

4. Домашнее задание: обучающимся раздаются карточки с текстами. Нужно определить тип речи и обосновать свою мысль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и качества словесного выражения Урок объяснения нового материала элективного курса «Русская словесность» Красова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Формы словесного выражения. устная диалогическая монологическая письменная диалогическая монологическая прозаическая диалогическая монологическая стихотворная диалогическая монологическая

Слайд 3

Дайте характеристику текстам. 1. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительною пеленою на необозримой степи. 2 . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась; На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче…Погляди в окно: Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…

Слайд 4

Дайте характеристику текста. Пимен Проснулся, брат. Григорий Благослови меня, честной отец Пимен Благослови господь Тебя и днесь, и присно, и вовеки. Григорий Ты всё писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье Тревожило и враг меня мутил. Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом…

Слайд 5

Проверим! Текст № 1: 2 (письменная, монологическая, прозаическая) Текст № 2: 3 (письменная, монологическая, стихотворная) Текст № 3: 1 (письменная, диалогическая, стихотворная)

Слайд 6

Цели монологического высказывания. Монологическая форма Повествование Описание Рассуждение

Слайд 7

Характеристика типов речи Повествование Описание Рассуждение 1 Рассказ о событиях Изображение явления путём перечисления характерных признаков Разъяснение, подтверждение какой-либо мысли 2 Организующая роль глаголов в форме прош. вр., СВ Слова, обозначающие качества, свойства предметов, глаголы в форме прош. вр., НСВ или наст. вр. Сложные синтаксические конструкции, абстрактный характер лексики 3 Представление событий во времени и пространстве Расположение деталей как бы на одном полотне. использование вводных конструкций, указывающих на порядок оформления мыслей

Слайд 8

Качества словесного выражения Правильность Точность Последовательность Чистота Выразительность Богатство

Слайд 9

Правильность – то, что соответствует литературной норме Исправьте 1) червивый яблок 2) несколько басней 3) чёрное кофе без сахара 4) у старых джинс 5) привёз много граблей 6) до двухтысячи пятого года 7) приезжали лектора Проверим 1) червивых яблок 2) несколько басен 3) чёрный кофе без сахара 4) у старых джинсов 5) привёз много грабель 6) до две тысячи пятого года 7) приезжали лекторы

Слайд 10

Точность – максимальное соответствие употребляемых слов называемым предметам и явлениям действительности Исправьте Радищев был последователем декабристов. Онегин вёл паразитический образ жизни. Умственное ограничение Коробочки. Простакова груба со своими придворными. Народ терпел двойственный гнёт. Проверим 1) Радищев был предшественником декабристов. 2) Онегин вёл праздный образ жизни. 3) Умственная ограниченность Коробочки. 4) Простакова груба со своими слугами. 5) Народ терпел двойной гнёт.

Слайд 11

Последовательность есть смысловая непротиворечивость сочетания частей в предложении и предложений в тексте. Условия последовательности словесного выражения : непротиворечивость сочетания слов; отсутствие избыточных по смыслу слов; правильный порядок слов; правильное использование служебных частей речи, вводных слов; правильное сочетание рядом стоящих предложений с помощью лексических повторов, синонимов, местоимений.

Слайд 12

Явление словесной избыточности называется плеоназмом Исправьте! Вскоре он воротился обратно. Она очень великой любовью полюбила Бориса. Светило огненное, как огонь, солнце. Ребята проявили свою инициативу. Проверим! 1) Вскоре он вернулся. 2) Она полюбила Бориса. 3) Светило огненное солнце. 4) Ребята проявили инициативу.

Слайд 13

Подведём итоги Над какой темой мы работали? С какими новыми понятиями познакомились? Какие новые термины усвоили? Какие вопросы у вас возникли по теме урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

Интеграция как форма повышения качества образования

Эффективность интегрированного обучения очевидна. Такой вывод я делаю из результатов своего исследования, а также работ других учителей. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, позна...

ГУМАНИЗАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются возможности гуманизации химического образования в двух аспектах: содержательно-целевой и процессуально-деятельностной...

Новые формы оценки качества образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Презентация содержит информацию о новых формах оценки качества...

Совет школы- основная форма управления качеством образования МКОУ Мамонтовской ООШ

Из опыта работы Совета школы.Совет школы является органом самоуправления в учреждении. Каковы его полномочия?.Какие задачи он выполняет?Об этом данная презентация....

«Итоговая и промежуточная аттестация воспитанников -эффективная форма отслеживания качества образования.»

Оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в дополнительном образовании....

ТЬЮТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной заметке освещаются методика  работы  муниципального тьютора Тимашевского района   по подготовке учащихся  к сдаче ЕГЭ – по биологии...