Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.Доклад на X окружную научно-практическую конференцию педагогов «ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Пивень Наталья Витальевна

У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее  ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовольствием участвовали в окружных литературных конкурсах, но им хотелось попробовать себя в чем-то большем, что  смогли бы оценить все учащиеся школы. Так  и родилась идея – создание ежемесячной литературной газеты. Был объявлен конкурс на название газеты, и вот уже 8 лет газета «Герои нашего времени» помогает качественно углублять свои знания в области филологии одаренным учащимся  5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusk_literaturnoy_gazety_kak.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

X окружная научно-практическая конференция педагогов

«ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».

Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.

                                                                 Выполнила:

                                                             учитель русского языка и литературы

                                             Пивень Наталья Витальевна,

                                       ГБОУ СОШ с.Р.Борковка

2017-2018 учебный год

I.Введение.

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

                                                           В.А. Сухомлинский

Проблема: Под влиянием средств массовой информации формируется неприятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. А литературное творчество — тот самый чистый источник, который помогает противостоять данным негативным тенденциям. Как порой ярко, неординарно могут школьники описать картину, сочинить сказку, придумать рассказ! Но  с лучшими сочинениями могли познакомиться лишь одноклассники.

Актуальность:У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее  ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовольствием участвовали в окружных литературных конкурсах, но им хотелось попробовать себя в чем-то большем, что  смогли бы оценить все учащиеся школы. Так  и родилась идея – создание ежемесячной литературной газеты. Был объявлен конкурс на название газеты, и вот уже 8 лет газета «Герои нашего времени» помогает качественно углублять свои знания в области филологии одаренным учащимся  5-11 классов.

Цель создания литературной газеты:

побудить одаренных детей посредством художественного слова к творческому самовыражению.

Задачи:

- привлечение подростков и молодежи к журналистскому творчеству,

- вовлечение одаренных детей в активную гражданскую деятельность,

- развитие у подростков и молодежи самоуправленческих качеств.

Нашей стране нужны творческие, незаурядные личности, ведь именно они определяют основные нравственные законы, по которым будет жить общество. Такие личности вырастают именно из одаренных детей. Главная задача преподавателя литературы, по моему мнению, – помочь ученику развить свои творческие способности, подготовить его к осознанному выбору будущей профессии.

Основная часть.

   Данная форма работы с одаренными детьми базируется на личном опыте и содержит материалы, внедренные в практику: применение коммуникативного метода обучения при работе с разными газетными жанрами, обучение теории стихосложения и написание стихотворных текстов, система работы над сочинением разных видов, краеведческая направленность в работе с текстами.

   Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися делится на две формы - урочную и внеурочную. Я хочу поделиться практикой внеурочной формы работы – выпуска литературной газеты «Герои нашего времени». Одаренные дети обучаются в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно помогает  выявлять скрытую до определенного времени одаренности других учащихся во время выполнения ими различного рода творческих заданий. Издание литературной газеты  — это продолжение давней российской традиции. В большинстве учебных заведений России преподаватели поощряли литературное творчество своих учеников. Всем известен Царскосельский лицей, который пробуждал в своих воспитанниках желание творить, писать. Инициативу по созданию школьной литературной газеты «Герой нашего времени»  взяли на себя старшеклассники. Ведь для них такая газета — способ заинтересовать всех ребят проблемами любимых книг, спорами об их героях, пробудить желание высказать свои мысли. В работе с одаренными детьми  я  стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения.  

19 января 2009 г. директор МОУ СОШ села Русская Борковка Миронова А.В. подписала  Положение о выпуске литературной газеты «Герой нашего времени». В сентябре 2017 года вышел 84 экземпляр этой газеты.

  На организационном заседании редакторы газеты сформулировали основные требования к оформлению газеты: газета выпускается ежемесячно на бумаге формата А-4 с указанием исходных данных (название газеты, №, дата выпуска, редакционная коллегия, тираж).

Схема организации выпуска школьной литературной газеты.

1. Определение темы выпуска

2. Подбор материала: статьи, фотографии, рисунки к литературным произведениям.

3. Коррекция статей, фотоматериалов

4. Создание макета выпуска

5. Редактирование макета

6. Печать тиража

7. Распространение газеты

За семь лет сменилось несколько главных редакторов газеты:

Сальникова Д., Нозимов З., Каткова А., Ромашова П., Ромашова С.

Работа редколлегии  тесно связана с жизнью всех классов, корреспонденты в которых имеют постоянные поручения. Каждый выпуск газеты обсуждается на классных часах; наиболее интересные суждения и оценки порой   становятся материалом следующего выпуска газеты. Увидеть своё творчество на страницах «Героя нашего времени» стало не только приятно, но и престижно.

Жанры, представляемые в газете:

- публицистические статьи, эссе гражданской тематики

Хотелось бы отметить статьи, вызвавшие интерес у учащихся школы: «Из истории села Русская Борковка», «Гражданин общества», «Размышления о России, Кавказе и нашей общей культуре», «Война глазами детей», «Мысли выпускников», «Первое впечатление от встречи с редактором газеты «Ставрополь на Волге», «Нужна ли кружковая работа в школе?», «Вопрос исчерпан или на пути к будущей профессии», «Роль знаний в жизни человека», «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» «Нужны ли школе молодые учителя?», «Памятные места моего города. «Памятник «Преданность», «Олимпиада 2014», «Дорожным войнам скажем решительное – НЕТ!», «2015 год – год литературы», «Почему дефицит милосердия сегодня так велик?». В рамках празднования 70-летия Победы вышли статьи:«Люди, которые ковали Победу», «Голосов Дмитрий Николаевич»

Особое место в нашей газете отводится рецензиям на просмотренные спектакли: «Встреча с театром «Колесо», премьера комедии «Игроки», отзыв на спектакли  «Шинель», «Кровавая свадьба», «Запомните нас весёлыми», «Декамерон», «Любовь, любовь, любовь», «Любишь, не любишь», «Матушка-метелица», «Игроки», «Штрих-код счастья», «Чайка», «Три супруги-совершенства». Третий год учащиеся, сотрудничающие с литературной газетой «Герой нашего времени»,  посещают «Литературные четверги» в Тольяттинской филармонии и делятся своими впечатлениями с другими учащимися школы.

- малые прозаические жанры (рассказ, очерки) собственного сочинения.

В данном жанре проявляют свои таланты как учащиеся старших классов, так и пятиклассники, шестиклассники. Читателями были отмечены статьи: «Не место красит человека, а человек место. К юбилею работницы школы Чижевской Н.П.» «Вера, Надежда, Любовь», «Открытое письмо литературному герою», «Эхо ушедших лет. Великой Победе посвящается», «Отличное начало школьной жизни», «Памятный день летних каникул»,  «На пороге взрослой жизни», «Дом-музей М.Ю.Лермонтова в Тамани»,  «В гостях у Блока», «Слово делом крепи», «Мамочка! За радость дней счастливых хочется тебя благодарить…»,  «Что значит быть счастливым?», «Пойти по стопам родителей», «Моя будущая профессия», «Моя любимая сказка», «Письмо Деду Морозу», «Полиция есть космическая постоянная», «Как я выбираю книгу», Интервью с победителем международного конкурса «Салют талантов». Очерки экологической направленности также нашли своего читателя: «Знакомство, изменившее жизнь», «Разрушая поколения», «Люби и охраняй природу»

На страничке «Проба пера» публикуются  малые лирические жанры собственного сочинения. Данная рубрика пользуется постоянным успехом у читателей, многие из которых позже тоже пробуют свои силы в сочинении стихов.

В течение семи лет на страницах газеты публиковали свои стихи такие учащиеся:  Бажанова А., Юткин Н., Юткин М., Завиткова О., Кузьмина Е., Бажанов С., Рахматова Р., Матназарова Н., Зубкова Р., Нозимов З.,

Каткова А., Петрунина Е., Норова М., Ромашова П.

Отдельно хотелось бы сказать о работах Огородникова Е., которая неоднократно печатала свои стихи в школьной литературной газете. Со стихами собственного сочинения она участвовала в Областном литературном  конкурсе «Молодые молодым», её работы были отмечены дипломом и вошли в сборник «Молодёжная волна».

   В рубрике  «Литературные новости школы» читатели узнают о значимых событиях, происходящих не только в Русско-Борковской  школе, но и в округе, и области. Наиболее значимые статьи:

«Сегодня я услышала замечательные стихи о Родине. Новости с общешкольного конкурса чтецов»,  «Вести с окружного конкурса  чтецов «Благовест», «Мысли вслух» (о конкурсе чтецов «М.Лермонтов – культурное и духовное наследие России», «Декада русского языка в нашей школе», «Впечатление о поездке в Самару на IV областные  чтения «Память о прошлом», «Конкурс «Родное слово», «Эти песни тревожили сердца», «Вести с окружного конкурса «Учитель года 2015», «Весенняя феерия», «День дружбы народов мира».

   Традиционно первая страница газеты посвящена юбилейным датам русских и зарубежных писателей. Не остались без внимания и самарские писатели: А.Грачев, автор книги «Афганские былинки», Михаил Самарский, юный писатель, лауреат Ломоносовской премии,  автор книгио слепых детях «Формула добра».

Ряд статей был посвящен лауреатам Нобелевской премии в области литературы:

Учащиеся 5-7 классов с интересом ждут рубрику «Литературные викторины». С приходом нового редактора появляются новые рубрики, например, в 2016 году в летних выпусках газеты появилась рубрика «Рекомендуем прочитать».

Многие статьи легли в основу социальных проектов:«Люди интересной судьбы»,  «Время читать книги».

   А благодаря сотрудничеству с главным редактором газеты «Ставрополь-на- Волге» Пещеровой Натальей Викторовной со многими стихами наших учеников смогли познакомиться жители всего Ставропольского района.

Газеты оформляются красочно, если помещаются лирические жанры собственного сочинения, они сопровождаются фотографиями авторов. Такие экземпляры газет вручаются авторам на заседании редакционного совета.

Анализ собственного опыта работы при оформлении газет позволяет сформулировать ряд преимуществ использовании ИКТ:

1.Возможность более полного раскрытия творческого потенциала одаренного ученика

2.Стимулирование более активной деятельности учащихся при разработке очередного выпуска газеты

3.Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений.

В одной из литературных газет, посвященных А.П.Чехову, есть такие слова: «Если Вы будете работать для настоящего, то Ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее». Занимаясь выпуском литературной газеты, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними.

Заключение.

Для кого-то из одаренных  учеников сотрудничество с Литературной газетой – это возможность качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области филологии. А кому-то она помогла хорошо сдать выпускные экзамены, набрать высокий балл на ЕГЭ по русскому языку и литературе и связать будущую профессиональную деятельность с филологией. Так Огородникова Е. после окончания 11 класса поступила на  факультет «Журналистики» ТГУ.  На собеседование было представлено  портфолио, где помещались произведения, напечатанные в школьной и районной газете. Екатерина продолжает консультировать редакторов школьной литературной газеты, как-то на встрече она сказала:  «Для меня школьная газета стала репетицией будущей работы журналиста. Она дала возможности испытать организаторские, творческие способности, искать и открывать новое, слушать и быть услышанной. Я считаю, что это очень важный опыт - и неважно, какая профессия ждет в будущем".

   Выпуск литературной газеты имеет большую практическую значимость. Вот только некоторые результаты: Сальникова Д., Нозимов З., которые на протяжении нескольких лет были главными редакторами газеты, выбрали профессию юриста. Они  говорили о том, что участие в создании литературной газеты помогло воспитать активную гражданскую позицию. Петрунина Е., Петрунина А., Норова М. (2016-2017 учебный год ЕГЭ по литературе – 82 б., по русскому языку – 96 б.) поступили на филологический факультет ТГУ.  Два год редактором газеты являлась Ромашова П. Вот её результаты только за 2016-2017 учебный год: Призер окружного конкурса XIII Кирилло-Мефодиевских чтений, призер Окружной этап всероссийской олимпиады по литературе, Победитель  окружного этапа I областного Пушкинского литературного конкурса «Друзья по вдохновению».

Таким образом, я убедилась, что выпуск Литературной газеты, как форма воспитательной работы с одаренными детьми, приносит реальные результаты.

   Над чем работать: Способствовать расширению школьной литературной газеты (количество страниц и экземпляров, членов редакционной коллегии.)

Задача учителя в работе с одаренными детьми, по моему мнению, заключается в том, чтобы выбрать такие методы обучения и воспитания, которые позволили бы одаренному ученику проявить свою активность, своё творчество, но в то же время нужно помочь каждому ребенку вовремя выявить свой талант. Слова Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться» проверены временем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 2007

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института 2003.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

5.Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.−М.: Народное образование, 1998.