Конспект урока для 6 класса на тему: "Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Лангольф Нина Валентиновна

Конспект урока для 6 класса на тему: "Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie_imen_prilagatelnyh.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

                       Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ.   6класс  30.10 17г

Цель: Создать условия для получения новых знаний по теме «Словообразование имен  прилагательных. Приставочный способ. » на основе использования системно-деятельностного подхода в обучении. Формировать умение образовывать прилагательные с помощью приставок .

Задачи урока :

1. Образовательные 

- научить образовывать прилагательные с помощью приставок;

- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

- продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

2. Развивающие

- развивать творческие способности обучающихся

- развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)

- развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока

3. Воспитательные

- воспитание бережного отношения к языку

- культуры общения         

- терпимого отношения к мнению других

- воспитание трудолюбия, толерантности

Технология: технология деятельностного метода обучения

Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:

• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

 творческих способностей учащихся путём исследовательской

 деятельности;

 • включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

 • усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

 • создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

 • выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
  • по характеру движения мысли: дедуктивный;
  •  по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;
  • по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, рассуждающего изложения;

по характеру организации УВП – фронтальный, парная, индивидуальный.

Оборудование:

  • раздаточный материал: тест; карточки с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

 I. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.  

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Какой сегодня пасмурный и дождливый денёк.

Но чтобы наш урок был удачным, улыбнемся друг другу и начнем.

 1.Проверка д/з упр. 203

2. Распределительный диктант. (самостоятельно)  (взаимопроверка)

                   Распределите слова по колонкам.

Сравнительная степень    Превосходная степень

Умнее, красивейший, теплее, сильнейший, светлее, умнейший, самый красивый, величайший, самый большой, тяжелейший,  наименее глубокий, самый высокий, хуже, великолепнейший, кратчайший, веселее, строжайший, более интересный, менее аккуратный, красивее, раньше, более интересный.

2. Определить разряд прилагательных

( качественные, относительные, притяжательные)

Пение           (радостное, лесное, птичье)

Игра              (веселая, детская, Вовина)

Мяч               (красивый, резиновый, сестрицын)

Воротник     (пушистый, лисий, мамин)

Часы              ( новые, серебряные, отцовы)

 Открывают тетради, записывают дату и вид работы.

 1.Сравнительная степень: умнее, теплее,   светлее, хуже,   веселее, менее аккуратный

   красивее, раньше, более интересный.

2.Превосходная степень: красивейший

сильнейший, умнейший, самый красивый, величайший, самый большой, тяжелейший,  наименее глубокий, самый высокий, великолепнейший, кратчайший, строжайший.

2. Определить разряд прилагательных

( качественные, относительные, притяжательные)

Пение           (  лесное, радостное, птичье)

Игра              (веселая, Вовина, детская)

Мяч               ( сестрицын, красивый, резиновый)

Воротник     (пушистый, лисий, мамин)

Часы              ( новые, отцовы, серебряные)

Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

Запишите  предложения и проанализируйте их:

  1. При школе есть цветник. – Пришкольный цветник очень красив.2. Без конца тянутся сосновые леса. – Бесконечные сосновые леса раскинулись на многие километры.

- Обратите внимание на выделенные слова, какие это части речи? ( Дети должны прийти к выводу, что при, без, бес могут быть и приставкой и предлогом)

- Вспомните, какие группы приставок вы знаете?

1) не изменяемые на письме приставки;

2) приставки на з-с ( написание зависит от следующей за ней звонкой или глухой согласной);

3) приставки при- пре- ( написание зависит от значения, смысла приставки)

1. Просит выдвинуть предположение о теме  урока.

2.Просит выдвинуть предположение о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке.

Тема: «Словообразование имен  прилагательных. Приставочный способ.»

 Цели:

- научить образовывать прилагательные с помощью приставок;

- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать изученное

- Какие  способы словообразования вы помните? - С помощью каких морфем образуются новые слова в языке?

- А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова).

- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова).

(Обращение к таблице «Основные способы образования слов») стр. 83 учебника

Прочитайте предложения и проанализируйте их:

  1. (При)школе есть цветник. – (При)школьный цветник очень красив
  2. ( Без) конца тянутся сосновые леса. – (Бес)конечные сосновые леса раскинулись на многие километры.

1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

2. Отвечают на вопросы: «Какие группы приставок вы знаете?» «Что мы сегодня на уроке должны узнать?» «Что вы должны знать, чтобы не допускать орфорафических  ошибок?»

4. Внимательно слушают, дополняют и оценивают работу.

- научить образовывать прилагательные с помощью приставок;

- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать изученное

 Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание, толерантность Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

постановка,  формулирование и решение проектной задачи  

Регулятивные УУД:

Организованность во времени, самооценка

 III.   Актуализация   знаний.

Цель этапа: актуализация и углубление изученного.

Физкультурная пауза

Давайте откроем словообразовательный словарик

Справ. Материалы стр11 Словарик значения морфем 5 класс и выпишем словообразовательные пары, которые образованы

 приставочным способом. ( прилагательные)

 А теперь немного поиграем «Узнай и напиши»
1Это был
беспокойный человек; –

Найти определение, взять из него приставку:

2.Моряки не страшатся бури;

из сказуемого взять корень:–

3.Добавить суффикс прилагательного прелестный Огромный шар поднялся в воздух. – добавить окончание определения:

 4 С полученным словом (бесстрашный) составить словосочетание  бесстрашный человек

 12) – из определения взять приставку: Осенью идут бесконечные дожди;

– добавить подлежащее: Шум вреден для здоровья; – добавить суффикс и окончание прилагательного интересный. С полученным словом (бесшумный) составить словосочетание.

 Бесшумный дождь

Физкультурная пауза

Долго мы, друзья, трудились и,  наверно,  утомились.

Пришло время нам чуть – чуть посидеть и отдохнуть.

Мы сейчас расправим плечи, дадим спинам отдохнуть.

Не забудем потянуться и при этом улыбнуться.

А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно. Расслабление приятно.

Повертели головами, поболтали все ногами.

Встали, сели. Встали, сели. Вновь работать захотели.

Выписывают словообразовательные пары, которые образованы   приставочным способом.

 Записывают слова по толкованию лексического

 значения..Определяют способ.

 

приставочным

Выполняют упражнения с комментированием.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации,    прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. Освоение способов совместной деятельности.

IV. Закрепление изученного материала.

 Цель этапа: зафиксировать новые  знания.

 - Предлагает сделать выводы и выполнить тест.

( Приложение 1)Тест по теме словообразование.

11.Напоминает цели урока, нацеливает на дальнейшее закрепление изученного материала.

         

 Ответы теста

1-2

2-2

3-1

4-3

5-3

6-3

7-1

8-1

9-2

4-6 ответов- «3» 7-8- «4»  9-«5»

10. Делают выводы, работают в группах, выполняют тест, а затем по очереди задают вопросы друг другу.

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. 

V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

4. Приставочным способом образовано слово:

1) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. 2)«За что, мальчик?»

— 3)«3а то, что я не сирота»

4)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес.

5)В эти минуты не было для меня зла.

6)Мир был добр и одинок так же, как я.

7)Во мне звучала музыка о  большой любви к родине!

 1. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.

 Самостоятельно выполняют упражнение. Осуществляют взаимопроверку, оценивают друг друга по образцу под контролем учителя.

Личностные УУД: самоопределение, сравнение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

 

Организует фронтальную беседу:

- Достигли ли мы цели нашего урока?

- Где мы будем применять полученные знания?

Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей.   

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги. Выставляют оценки. 

Личностный результат УУД:

 способность к самооценке

 

VII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.  ( выбор)

§ 21 забота по карточке с заданием( повышенный

 уровень)

 Упр 208( списать,  найти слова образованные приставочным способом)

 Записывают домашнее задание.

 Личностный результат УУД:

 формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике

Префиксальный  (приставочный) способ образования менее продуктивен. Употребляются следующие продуктивные приставки:

1)не-, небез-: неспортивный, негромкий, необычный, небезызвестный, небезуспешный и др.;

2)пре-: предолгий, прегрубый, предобрый; слова с этой приставкой характерны в основном для речи разговорной;

3)без- (бес-): безголосый, безусый, бесхвостый; прилагательные с этой приставкой имеют значение «не- имеющий чего-либо, лишенный чего-либо» и др. (на базе предложно-именного сочетания);

4)сверх-: сверхпрограммный, сверхзвуковой, сверхскоростной, сверхприбыльный, сверхъестественный и др.; приставка продуктивная; прилагательные, образованные при помощи этой приставки, употребляются и в книжной и в разговорной речи.

При образовании прилагательных иногда используются и приставки иноязычного происхождения, например: анти- (антигуманный, антикоррозионный), архи- (архиактуальный, архиопасный), пан- (панамериканский, панъевропейский), транс- (трансатлантический, трансъевропейский, трансконтинентальный), ультра- (ультрамодный, ультрафиолетовый), экстра- (экстраординарный, экстракардинальный). Слова с этими приставками употребляются преимущественно в специальной профессиональной речи.

К непродуктивным относятся приставки раз- (развеселый, разудалый), со- (соавторский, соименный) и др. Слова с приставкой раз- употребляются чаще всего в разговорной речи, с приставкой со- - в книжной.

Префиксальный способ используется при образовании прилагательных от прилагательных же. При образовании прилагательных от существительных и глаголов чаще всего употребляются суффиксы или приставки и суффиксы.

2. Распределительный диктант. (самостоятельно)  (взаимопроверка)

                   Распределите слова по колонкам.( над словами поставьте цифры)

      1Сравнительная степень                                                              2  Превосходная степень

Умнее, красивейший, теплее, сильнейший, светлее, умнейший, самый красивый, величайший, самый большой, тяжелейший,  наименее глубокий, самый высокий, хуже, великолепнейший, кратчайший, веселее, строжайший, более интересный, менее аккуратный, красивее, раньше, более интересный.

2. Определить разряд прилагательных    ( качественные, относительные, притяжательные)

Пение           (радостное, лесное, птичье)

Игра              (веселая, детская, Вовина)

Мяч               (красивый, резиновый, сестрицын)

Воротник     (пушистый, лисий, мамин)

Часы              ( новые, серебряные, отцовы)

   

 Тест.   1 вариант

1. Что такое морфема?

1) самостоятельная часть речи  2) наименьшая значимая часть слова  3) неизменяемая часть слова      

2. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные

1) вода, водитель, водный    2) лес, лесной, лесник   3) гора, горный, гореть    

3. О какой части слова идёт речь:  «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?

1) приставка  2) суффикс  3) корень    4) окончание

4. Найдите ошибку в определении способа образования слова:

1) бесчестный – приставочный; 2) залететь – приставочный;  3) бесполезный – приставочно-суффиксальный.

5. Найдите ошибку в определении способа образования слова:

1) предыстория – приставочный; 2) распахать – приставочный;   3) безграмотный – приставочно-суффиксальный.

6. Найдите ошибку в определении способа образования слова?

1) развеселый – приставочный; 2) дымчатый – суффиксальный;  3) пришкольный - приставочно-суффиксальный.( прист)

7.В каком слове нет приставки об- ?

1) обещанный 2) обвиснуть 3) обвинить

8. В каком слове есть приставка ИС-?

1) исписанный 2) искусство  3) искренность  

9. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА-?  1) зажечь, законный, замолчать  2) загородный, задумчивый, 3) замшевый,  зазеленел

   

Задание: узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.( каким способом образованы данные слова. - приставочным
1. Выцвести, потерять окраску. (
Выгоревший)
2. Слегка дотронуться до чего-нибудь.
(Прикоснувшийся.)
3. Смуглый от загара.
(Загоревший)
4. Сгореть до конца, погаснуть.
(Догореть.)

4. Приставочным способом образовано слово:
17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине!

 1. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.

     Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Выполнить задания.( Д/з)

1)    Интерес…но заноч…вать ноч…ю в соверше(нн,н)о (не )знакомом месте!

2)    Утром, при свете солнца, всё покаж…тся совсем другим, чем вид…лось ноч…ю: с восходом солнца придёт…ся тебе всё за…ново открывать.

3)    Тёмные холмы что угрюмо окружали ноч…ю со всех сторон, пр…вратят…ся при свете в весёлые купы кустов.

4)    А то что казал…сь д…лёкими гребнями гор, вдруг обернёт…ся стеной бли…кого леса.

5)    И так всегда: словно л…жиш…ся спать в одном месте а просыпа…ш…ся в другом!

6)    В не…знакомом  месте не…вольно вслуш…ва…ш…ся больше обычного а потому и слыш…ш… больше, чем надо, - сам от себя гон…ш… сон.

7)    Утром в…месте с темнотой разойдут…ся и страхи: откро…т…ся взору земля тобой ещё не…вид…(нн,н)ая. 

Задания: В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

 

1) развесёлый, дошить, подоконник

 2) утомление, прескверный, сыграть

 3) подполковник, накрепко, пригород

 4) сочувствие, слева, забежать

 7.Какое слово образовано приставочным способом?

       1) сдержанный

       3) засушливый

       4) безопасный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

План конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

данная работа направлена на совершенствование системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

План-конспект урока по английскому языку "Степени сравнения имени прилагательного"

Данный урок является уроком изучения нового материала, а именно грамматической темы "Степени сравнения имени прилагательного". Для объяснения нового материала используется вербально-графическая технол...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»

Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения,  игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении....

Презентация к уроку русского языка на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ"

Мультимедийная презентация разработана в соответствии с конспектом урока на тему "Словообразование прилагательных способом сложения основ". ...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...