Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения, игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_prilagatelnyh_slozheniem2.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бородинская СОШ №2»
администрации МО Киреевский район
ШМО учителей гуманитарного цикла
Конспект открытого урока русского языка
в 6 классе на тему:
«Словообразование прилагательных
способом сложения основ»
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Баринова С.В.
Пос. Бородинский
Цели урока:
1. образовательные:
- повторить основные способы образования прилагательных;
- повторить правило написания н и нн в суффиксах прилагательных;
- повторить разряды прилагательных;
- познакомить с основными способами образования сложных прилагательных;
- повторить правило правописания соединительных гласных в сложных словах;
- сформировать орфографический навык слитного и дефисного написания сложных прилагательных;
2. развивающие:
- развивать мышление, речь;
3. воспитательные:
- формировать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать любовь к Тульскому краю.
Оборудование:
- карточки для индивидуальной работы;
- сигнальные карточки зеленого и красного цвета;
- мультимедийная установка.
Ход урока
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания + индивидуальная работа по карточкам.
- - Проверим домашнее задание. Вам нужно было из упр. 358 выписать словосочетания «прилагательные с не + определяемые слова», объяснить слитное и раздельное написание частицы не с прилагательными.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте. Поставьте отметку. В качестве контроля используйте материал слайда (№ 1):
негодным (не употребляется без не) мальчишкой
в незатейливую (простую) жизнь
нечто неожиданное (не употребляется без не)
нетвердыми (шаткими) шагами
нетерпеливого (сильного) гнева
- Какие словосочетания выписали? (подчинительные)
- Как узнали?
- А какие еще знаете словосочетания? (сочинительные)
- Что для них характерно?
- На какие две группы по способу решения орфограммы можно разделить все выписанные прилагательные?
- Какой пункт правила остался не проиллюстрирован? Приведите пример.
- Проверка выполнения индивидуальной работы
- Проверим работу по карточкам
Карточка 1.
- Образуй прилагательные приставочным способом:
вежливый
надежный
нравственный
сердечный
добрый
2 Определи разряд прилагательных.
Карточка 2.
- Образуй прилагательные суффиксальным способом. Объясни орфограмму:
солома
длина
гусь
серебро
стекло
- Проверим работу при помощи сигнальных карточек: правильно – зеленая карточка, есть ошибка – красная.
- Какие еще способы образования прилагательных знаете? Приведите примеры. (приморский, прибрежный, пришкольный, настольный, темно-синий, древнерусский)
3. Объявление темы урока, постановка задач.
- Сформулируйте тему урока.
- Сегодня поговорим об образования прилагательных способом сложения основ.
- Какие цели поставим на урок?
- Выясним, как происходит образование прилагательных данным способом. Потренируемся в их образовании и написании.
- Запишите число, Кл. раб., тему урока.
4. Актуализация теоретических знаний о сложных словах.
- - Как называются слова, образованные сложением основ? (сложные)
- Проанализируйте материалы слайда. Сделайте вывод об образовании прилагательных данным способом. Составьте соответствующую схему в тетради.
Слайд № 2
Русский язык русскоязычный
Дальний восток дальневосточный
Русский и немецкий русско-немецкий
Темный красный темно-красный
- От чего же образуются прилагательные способом сложения? (От словосочетаний подчинительных и сочинительных)
- Проверьте свою схему по слайду.
Слайд № 3
Словообразование прилагательных способом сложения основ
От подчинительных От сочинительных
словосочетаний словосочетаний
- - Как соединяются части сложного слова в одно? (при помощи соединительных гласных).
- Какие знаете соединительные гласные? (о, е)
- От чего зависит выбор соединительной гласной? (от основы: твердая – о, мягкая –е)
Слайд №4
Соединительные гласные
О Е
(основа на твердый согласный) (основа на мягкий согласный)
- Самостоятельная работа
- Выполним упражнение 360. Прочитайте задание.
- Что необходимо сделать?
- Будем выполнять задание по вариантам: I вариант выписывает слова с соединительной гласной о, II – с е. Орфограмму обозначьте графически.
- К доске пойдут… (2-е)
С о С е
железнодорожный нефтеперевозочный
машиностроительный картофелеуборочный
снегоочистительный общеобразовательный
благоприятный путепроводный
победоносный сталелитейный
любознательный
благородный
- Придумайте свои примеры.
- Проверим работу. (Проверка учителем)
- От чего же зависит выбор соединительной гласной?
4. Формирование орфографического навыка.
- Наблюдение над языком
- Прочитайте текст:
Слайд № 5
У пряника многовековая история. Это медово-сахарное лакомство снискало всенародную любовь. По размеру пряники бывают большие и маленькие. По форме – круглые, прямоугольные, овальные, фигурные. По начинке – фруктово-ягодные и со сгущенкой. По способу приготовления – печатные, лепные.
- Озаглавьте текст.
- О каком прянике идет речь?
- Этот текст – отрывок из произведения С.А. Рассаднева «Тульский пряник».
- Назовите из этого текста сложные прилагательные. (Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.)
- Выпишите из текста сложные прилагательные.
- Проверьте, все ли прилагательные выписали?
Слайд №6
Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.
- Какую особенность написания сложных прилагательных заметили? (Пишутся слитно или через дефис.)
- Работа над правилом
- Откройте «Теорию», найдите параграф 107, прочитайте его, приготовьтесь объяснить написание сложных прилагательных.
- Кто готов объяснить написание сложных слов?
- Отчего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?
- На какой пункт правила в тексте не было примера?
- Приведите свой пример.
- От чего же зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?
Слайд № 7
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Образованы Образованы
от подчинительных от сочинительных
словосочетаний словосочетаний
пишутся слитно пишутся через дефис
Обозначают цвет
пишутся через дефис
- Тренировочные упражнения.
- Потренируемся в написании сложных прилагательных. Поиграем в игру «Одним словом»: замените словосочетание сложным прилагательным. (Записываем с комментированием: объяснение соединительной гласной и слитного либо дефисного написания)
Слайд № 8
- имеющий отношение к железной дороге
- сделанный собственными руками
- синий и зеленый
- южный и западный
- защищающий от солнца
- сладкий с кислым привкусом
- При каком условии сложные прилагательные пишутся слитно?
- Через дефис?
5. Закрепление (если останется время)
- Работаем с сигнальными карточками: я называю сложные прилагательные, вы показываете зеленую карточку, если прилагательное пишется слитно, красную – если через дефис.
Сельскохозяйственный, северо-восточный, восточноевропейский, русско-английский, бледно-синий, общенаучный, дружелюбный, журнально-газетный, конноспортивный, горько-соленый, труднодоступный, литературно-художественный.
6. Итог урока.
- О каком способе образования сложных прилагательных узнали?
- На следующем уроке познакомимся еще с одним способом образования сложных прилагательных.
- Как решается орфограмма «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»?
- От чего зависит выбор соединительной гласной?
- Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке:
Я работал хорошо, усвоил учебный материал – похлопайте в ладоши.
- Я был мало активен, не всё было понятно – поднимите руки кверху.
- Я работал плохо, учебный материал не усвоил – опустите руки вниз.
- Итак, пожалуйста!
- Домашнее задание.
Параграф 107 – учить рамочку, упр. 363: распределить сложные прилагательные на 3 группы, обозначить орфограмму, привести по 2 своих примера к каждой группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные
Конспект урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные". Урок - изучение нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией
Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме "Словообразование " (программа Разумовской)
Контрольная работа теме "Словообразование" для 6 класса 2 варианта...
Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...
Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написа...
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...