Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Баринова Светлана Викторовна

Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения,  игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_prilagatelnyh_slozheniem2.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бородинская СОШ №2»

администрации МО Киреевский район

ШМО учителей гуманитарного цикла

Конспект открытого урока русского языка

в 6 классе на тему:

«Словообразование прилагательных

способом сложения основ»

                                            Разработала

                                                                                учитель русского языка

                                                              и литературы

                                                               Баринова С.В.

Пос. Бородинский

Цели урока:

1. образовательные:

  • повторить основные способы образования прилагательных;
  • повторить правило написания н и нн в суффиксах прилагательных;
  • повторить разряды прилагательных;
  • познакомить с основными способами образования сложных прилагательных;
  • повторить правило правописания соединительных гласных в сложных словах;
  • сформировать орфографический навык слитного и дефисного написания сложных прилагательных;

2. развивающие:

  • развивать мышление, речь;

3. воспитательные:

  • формировать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать любовь к Тульскому краю.

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы;
  • сигнальные карточки зеленого и красного цвета;
  • мультимедийная установка.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Проверка домашнего задания + индивидуальная работа по карточкам.
  • - Проверим домашнее задание. Вам нужно было из упр. 358 выписать словосочетания «прилагательные с не  +  определяемые слова»,   объяснить слитное и раздельное написание частицы не с прилагательными.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте. Поставьте отметку. В качестве контроля используйте материал слайда (№ 1):

негодным (не употребляется без не) мальчишкой

в незатейливую (простую) жизнь

нечто неожиданное (не употребляется без не)

нетвердыми (шаткими) шагами

нетерпеливого (сильного) гнева

- Какие словосочетания выписали? (подчинительные)

- Как узнали?

- А какие еще знаете словосочетания? (сочинительные)

- Что для них характерно?

- На какие две группы по способу решения орфограммы можно разделить все выписанные прилагательные?

- Какой пункт правила остался не проиллюстрирован? Приведите пример.

  • Проверка выполнения индивидуальной работы

  - Проверим работу по карточкам

 Карточка 1.

  1. Образуй прилагательные приставочным способом:

 вежливый

       надежный

       нравственный

       сердечный

       добрый

2 Определи разряд прилагательных.

Карточка 2.

  1. Образуй прилагательные суффиксальным способом. Объясни орфограмму:

солома

      длина

      гусь

      серебро

     стекло

- Проверим работу при помощи сигнальных карточек: правильно – зеленая карточка, есть ошибка – красная.

- Какие еще способы образования прилагательных знаете? Приведите примеры. (приморский, прибрежный, пришкольный, настольный, темно-синий, древнерусский)

3. Объявление темы урока, постановка задач.

- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня поговорим об образования прилагательных способом сложения основ.

- Какие цели поставим на урок?

- Выясним, как происходит образование прилагательных данным способом. Потренируемся в их образовании и написании.

- Запишите число, Кл. раб., тему урока.

4. Актуализация теоретических знаний  о сложных словах.

  • - Как называются слова, образованные сложением основ? (сложные)

      - Проанализируйте материалы слайда. Сделайте вывод об образовании прилагательных данным способом. Составьте соответствующую схему в тетради.

Слайд № 2

Русский язык         русскоязычный

Дальний восток         дальневосточный

Русский и немецкий         русско-немецкий

Темный  красный         темно-красный

- От чего же образуются прилагательные способом сложения? (От словосочетаний подчинительных и сочинительных)

- Проверьте свою схему по слайду.

Слайд № 3

Словообразование прилагательных способом сложения основ

                                     

                 От подчинительных                               От сочинительных

                      словосочетаний                                      словосочетаний

  • - Как соединяются части сложного слова в одно? (при помощи соединительных   гласных).

- Какие знаете соединительные гласные? (о, е)

- От чего зависит выбор соединительной гласной? (от основы: твердая – о, мягкая –е)

Слайд №4

Соединительные гласные

                                                   О                                             Е

                   (основа на твердый согласный)              (основа на мягкий согласный)

  • Самостоятельная работа

- Выполним упражнение 360. Прочитайте задание.

- Что необходимо сделать?

- Будем выполнять задание по вариантам: I  вариант выписывает слова с соединительной гласной о, II – с е. Орфограмму обозначьте графически.

- К доске пойдут… (2-е)

              С    о                                                                С     е

железнодорожный                                        нефтеперевозочный              

машиностроительный                                 картофелеуборочный

снегоочистительный                                   общеобразовательный

благоприятный                                             путепроводный

победоносный                                              сталелитейный

любознательный

благородный

- Придумайте свои примеры.

- Проверим работу. (Проверка учителем)

- От чего же зависит выбор соединительной гласной?

4. Формирование орфографического навыка.

  • Наблюдение над языком

- Прочитайте текст:

       Слайд № 5

У пряника многовековая история. Это медово-сахарное лакомство снискало всенародную любовь. По размеру пряники бывают большие и маленькие. По форме – круглые, прямоугольные, овальные, фигурные. По начинке – фруктово-ягодные и со сгущенкой. По способу приготовления – печатные, лепные.

- Озаглавьте текст.

- О каком прянике идет речь?

- Этот текст – отрывок из произведения С.А. Рассаднева «Тульский пряник».

- Назовите из этого текста сложные прилагательные. (Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.)

- Выпишите из текста сложные прилагательные.

- Проверьте, все ли прилагательные  выписали?

Слайд №6

Многовековая, медово-сахарное, всенародную, прямоугольные, фруктово-ягодные.

- Какую особенность написания сложных прилагательных заметили?  (Пишутся слитно или через дефис.)

  • Работа над правилом

- Откройте «Теорию», найдите параграф 107, прочитайте его, приготовьтесь объяснить написание сложных прилагательных.

- Кто готов объяснить написание сложных слов?

- Отчего зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

- На какой пункт правила в тексте не было примера?

- Приведите свой пример.

- От чего же зависит слитное и дефисное написание сложных прилагательных?

Слайд № 7

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

                           Образованы                                             Образованы

                  от подчинительных                                    от сочинительных

                     словосочетаний                                          словосочетаний

 

                  пишутся слитно                                              пишутся через дефис

   

                                                                                          Обозначают цвет

                                                                                            пишутся через дефис

  • Тренировочные упражнения.

- Потренируемся в написании сложных прилагательных. Поиграем в игру «Одним словом»: замените словосочетание сложным прилагательным. (Записываем с комментированием: объяснение соединительной гласной и слитного либо дефисного написания)

Слайд № 8

  1. имеющий отношение к железной дороге
  2. сделанный собственными руками
  3. синий и зеленый
  4. южный и западный
  5. защищающий от солнца
  6. сладкий с кислым привкусом

- При каком условии сложные прилагательные пишутся слитно?

- Через дефис?

5. Закрепление (если останется время)

- Работаем с сигнальными карточками: я называю сложные прилагательные, вы показываете зеленую карточку, если прилагательное пишется слитно, красную – если через дефис.

Сельскохозяйственный, северо-восточный, восточноевропейский, русско-английский, бледно-синий, общенаучный, дружелюбный, журнально-газетный, конноспортивный, горько-соленый, труднодоступный,  литературно-художественный.

6. Итог урока.

- О каком способе образования сложных прилагательных узнали?

- На следующем уроке познакомимся еще с одним способом образования сложных прилагательных.

- Как решается орфограмма «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»?

- От чего зависит выбор соединительной гласной?

  1. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке:

Я работал хорошо, усвоил учебный материал – похлопайте в ладоши.      

- Я был мало активен, не всё было понятно – поднимите руки кверху.              

- Я работал плохо, учебный материал не усвоил – опустите руки вниз.

- Итак, пожалуйста!        

  1. Домашнее задание.

Параграф 107 – учить рамочку, упр. 363: распределить сложные прилагательные на 3 группы, обозначить орфограмму, привести по 2 своих примера к каждой группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...

Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме "Словообразование " (программа Разумовской)

Контрольная работа теме "Словообразование" для 6 класса 2 варианта...

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написа...

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...