Конкурсная исследовательская работа на тему "Вставные конструкции"
проект по русскому языку (11 класс) по теме
Проектная работа ученицы 11 А класса Шевкун Анастасии на тему "Вставные конструкции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО СИНТАКСИСУ
|
Вставные конструкции: их виды и функции в предложении |
|
МОСКВА 2012-2013 |
Выполнила: Шевкун А.,
Ученица 11 класса
Руководитель
учитель НОУ «Центра-ЮССТ»
Винокурова В.Н
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вставные конструкции: их виды и функции в предложении
I . История изучения вставных конструкций…………………………………3-4
II. Вставные конструкции в современном языкознании…………………… 5-7
III. Виды вставных конструкций в предложении…………………………….8-10
IV.Функции вставных конструкций в предложении………………………..11-12
V. Библиография…………………………………………………………………13-14
I . История изучения вставных конструкций
На ранних этапах развития русской науки о языке вопрос о вставочных конструкциях специально не выделяется. Отдельные указания по этому поводу мы находим лишь в связи с изложением правил о пользовании “вместительным знаком, то есть скобками”. В “Российской грамматике” М.В. Ломоносова упоминание имеется о вставочных конструкциях в главе IV, озаглавленной “О знаках”. Ломоносов писал: “Вместительной слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения: “Меня (кто бы подумал) от тебя отлучают”.
Обстоятельственно говорится о вставочных конструкциях в “Практической грамматике” Н.И. Греча. Хотя автор не выделяет их из числа вводных предложений и не пользуется специальным термином “вставочные”. Он правильно отметил наличие в языке вставных конструкций, правильно указал на их смысловые отношения с основным предложением. Но он не выделил вставные предложения как самостоятельный тип и смешал их с вводными.
В “Русской грамматике” А.Х.Востокова вводные и вставные конструкции также не отграничиваются друг от друга. Однако чрезвычайно важным моментом представляется упоминание об особом типе конструкций, отделяемых “вместительным” знаком и служащих для пояснения смысла непонятных слов. Самый термин “вставочные” конструкции был впервые введен Евграфом Филомафитским. Точно подмечая особый характер прерывистой связи, устанавливаемой между вставкой и основным высказыванием, Филомафитский в то же время рассматривает наличие скобок в речи писателя как результат его стилистической беспомощности. Это положение не может считаться правильным, так как вставки являются
В работе А.М. Пешковского “Школьная и научная грамматика” мы встречаемся с понятием вставочности. Отмечает Пешковский и специфику интонации при произношении вставочных конструкций. Это позволяет думать, что для Пешковского понятие вставочности уже не отождествляется с понятием вводности.
Итак, из краткого обзора литературы о вставочных конструкциях следует, что в трудах лингвистов XIX и начала XX в. вставочные конструкции не выделяются из категории вводных конструкций. Только в 50-е годы XX века в ряде исследований вставки стали выделяться в самостоятельную категорию.
Необходимостью разграничения вводных и вставочных конструкций впервые, видимо, отметил А.Б. Шапиро в рецензии на работу Абакумова «Методика пунктуации». По мнению А.Б. Шапиро, вставочными являются «слова, группа слов, предложение или даже группа предложений, имеющих особую функцию – добавочного ранее не предполагавшегося ко включению в основную ткань предложения, замечания».
И.И. Щеболева в исследовании “Общая характеристика вставочных конструкций” отмечает: «Всестороннее исследование вставочных конструкций в современном русском языке связано с отграничением их от смежных с ними других синтаксических явлений. Вставочные конструкции относятся к числу синтаксических явлений, осложняющих простое предложение. Вставочные конструкции будучи носителями дополнительных, побочных замечаний вступают в особую смысловую связь с тем предложением, в состав которого они входят.
Пунктуационный критерий играет немаловажную роль при синтаксической квалификации явления, хотя его и нельзя считать абсолютным и самодостаточным».
В тексте вставные конструкции выделяются чаще всего круглыми скобками или двойным тире. Скобки возникли раньше, чем тире. О них М.В. Ломоносов писал как о знаке «вместительном». Скобки «лучше всего передают факультативность и отчужденность вставки и употребляются как более сильный выключающий знак, чем тире».
«Еще со времен «Евгения Онегина» Пушкина стало традиционным скобочное оформление вставных конструкций в стихах. Видимо, скобки в поэтическом тексте выполняют и экспрессивные функции, создавая подтекст». В текстах большинство вставных структур оформлено с помощью скобок, но имеются случаи выделения вставок и тире.
II. Вставные конструкции в современном языкознании
Вставные конструкции используются для выражения добавочных
замечаний, пояснений, уточнений и т.п. Они не входят в структуру предложения, с которым употребляются (этим они сходны с вводными конструкциями). Вся проблема в том, следует ли вычленять вставные конструкции от вводных. В работах В.В.Виноградова, А.Б.Шапиро, Д.Э.Розенталя и других вставные конструкции вычленены из вводных, однако и до сих пор не только в школьной практике, но и в ряде специальных исследований они по традиции рассматриваются в составе «вводных слов и предложений».
С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко, а также М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов в своих учебниках выделяют отдельным параграфом тему «Вставные конструкции». «В предложениях, кроме основной информации, могут содержаться добавочные замечания, пояснения и уточнения. Конструкции, которые содержат добавочную информацию, называются вставными. В речи вставные конструкции выделяются особой интонацией: они произносятся в ускоренном темпе, с понижением тона, обычно без логического ударения. По структуре вставная конструкция может быть равна:
- отдельному слову или словосочетанию: Отец лишился обыкновенной своей твёрдости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах (П.);
- предложению: Пётр Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тётки) и стал молча пить чай. (Ч.) На письме вставные конструкции выделяются скобками, реже – тире».
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова в одном параграфе рассматривают вводные и вставные конструкции. «В устной и письменной речи часто вставляются в основное предложение дополнительные сообщения, попутные замечания, которые называются вставными. Вставки резко разрывают связи между словами в предложении. Например:
У огня на скамеечке низкой
Мы усядемся тесно и близко
И, чаек попивая из чашек,
Дай-ка вспомним всю молодость нашу,
Всю, от ветки персидской сирени
(Положи-ка мне ложку варенья).
Вспомню я,— мы теперь уже седы,—
Как ты раз улыбнулась соседу…
(Д.Кедрин)
Н.Е.Ильина пишет, что « от вводных слов и вводных предложений надо отличать вставочные слова и предложения, или вставки. Синтаксическое значение вставок – это добавления, пояснения, замечания к мысли основного предложения; они связаны по смыслу с ним в качестве попутных замечаний. Вставка может состоять из одного слова, из словосочетания, из целого предложения.
Располагаются вставки в середине или в конце основного предложения. Начинать предложение они могут: ведь невозможно дополнить и разъяснить основную мысль, которая ещё не высказана. Примеры вставок:
1.Арахисом (земляным орехом) засеяли целое поле.
2.В вечернем небе (это бывает в конце лета) вспыхивают зарницы.
Средства выражения синтаксического значения у вставок:1) грамматическое – вставки не связаны с основным предложением ни сочинительной, ни подчинительной связью; 2)ритмико-мелодическое – вставку с обеих сторон обрамляют паузы, основное интонационное движение вставками прерывается; 3)пунктуационное – на письме вставка ограничивается от основного предложения скобками».
В учебниках для старших классов, например, В.Ф.Греков даёт только понятие о том, что такое вставные конструкции в параграфе с вводными словами, а Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина расширяют понятие о вставных конструкциях. «По структуре вставная конструкция может быть предложением, в том числе сложным, а также состоять из нескольких предложений. Пунктуационно эти конструкции оформляются в соответствии с действующими правилами; в конце таких предложений могут стоять точка, восклицательный, вопросительный знак, многоточие. Так как вставные конструкции – это включения в предложение, грамматически не связанные с ним, то после вставной конструкции основное предложение пишется со строчной буквы. Например: И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (А.Блок); Рыбы (это только раньше люди думали, что они не умеют говорить!) даже сложили песню о том, как хорошо живётся в море. (Б.Заходер)».
Итак, из краткого изучения содержания учебных методических комплексов о вставочных конструкциях следует, что в современном русском языкознании вставочные конструкции чёткого вычленения из категории вводных конструкций не имеют. Хотя уже идёт процесс всё большего выделения вставных конструкций в самостоятельную категорию.
III. Виды вставных конструкций в предложении
Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.
Вставной знак | Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело. |
Вставное слово | Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Ч.) |
Вставное словосочетание | Приблизительно в середине улицы (более версты длиной) стояла большая деревянная церковь (Кор.) |
Вставное предложение | ...Рыбаки с вечера выпили, закусили (а было уж темновато), легли спать (Сол.) |
Вставное сложное предложение | Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да!) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной... |
Вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция | Завтра, когда вы будете открывать глаза и сладко потягиваться в своих теплых постелях, эти чудаки с ящиками будут уже сидеть на льду, на водоеме, встретив зимний рассвет. (Многие, многие тысячи чудаков на всевозможных подмосковных водоемах в радиусе не менее двухсот километров.) (Сол.) - |
Вставной абзац | «Милостивый государь граф Алексей Андреевич. (Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое слово.) Я думаю, что министр рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска» (Л. Т) |
Вставное самостоятельно оформленное предложение (риторический вопрос). | Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти - выдать себя за большее, чем они есть. (Кому не хочется слыть умным, достойным, красивым и к тому же грозным, справедливым, решительным?..) (Айтм.) |
IV.Функции вставных конструкций в предложении
Помимо основной функции – передавать дополнительные сведения, вставные конструкции обладают второстепенными функциями.
По содержанию и смысловым связям с предложением вставные конструкции очень разнообразны. Они могут заключать в себе название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении: На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски (Пауст.); уточнение количественного характера: Иван Ильич за всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать девять лет) влюблялся раз шесть (А.Т.); Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.)
Вставные конструкции могут выражать причину действия, события, явления, описываемого в предложении: Пётр Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тётки) и стал молча пить чай (Ч.); выражать значение следствия: Слышно было по Дону, как где-то, не ближе Усть-Хопёрской, глухо гудели орудия и совсем тихо (нужно было припадать ухом к промёрзлой земле) выстрачивали пулемёты (Ш.).
Для пояснения содержания всего предложения или отдельных её частей также служат вставные конструкции: Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хотелось ещё что-то сказать), пошёл в переднюю и остановился там в раздумье (Ч.); они могут содержать и добавочное сообщение: Клевета Кузяря разозлила меня не во время его рассказа (я слушал его разинув рот), а в тот момент, когда он нагло хотел наскочить на меня(Гл.).
Вставочные единицы, которые, указывая на отличительный признак какого-либо предметного члена предложения, выражают пояснительно – определительную связь: Неясный шорох слышался вокруг:
То загремит, то снова тише, тише
(То были тени предков – или мыши)(Лерм.)
Небольшую группу составляют вставки, обозначающие временные и пространственные конструкции, содержащие качественно – эмоциональную оценку высказывания. Вставные конструкции этого типа выражают радость, восхищение, недоумение, удивление, сожаление, иронию, досаду, возмущение, негодование, чувство страха: Наденьте на голову такому человеку вместо шляпы – солнце, что может быть великолепнее! – он всё же будет ныть и жаловаться: «Ах, я так несчастен! Я так одинок!» (М.Г.).
Вставные конструкции, благодаря присущей им смысловой ёмкости (возможность вносить добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, попутные замечания, оговорки и т.д.) используются в различных речевых стилях: научном, публицистическом, деловом. Широкое применение находят они в разговорной речи, в языке художественных произведений. Большое разнообразие выражаемых вставными конструкциями смысловых оттенков определяет их функциональную направленность и стилистическое использование.
Стилистические функции вставных конструкций обусловлены их лексическим составом (книжная и разговорная лексика, степень фразеологизации), синтаксической структурой (характер словосочетания, тип предложения), эмоционально-экспрессивной окраской: …Всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады, а нападения неприятеля силой артиллерии и (буде окажется возможным) вылазками –отражать (П.).
Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве вставок может быть употреблена любая единица языка, обладающая достаточным "коммуникативным весом", то есть способная нести определенное содержание и, функционируя в тексте, оказывать определенное воздействие на адресата.
Как видно из приведенного ранее перечня, в качестве вставок могут употребляться как самостоятельные языковые единицы, так и фрагменты основного предложения. Для самостоятельных единиц в роли вставок структурных ограничений в употреблении нет, тогда как далеко не всякий фрагмент основного предложения может быть употреблен парантезно, приобретая при этом определенную функцию. Следует учитывать тот факт, что в роли вставок могут употребляться только фрагменты основного предложения, не нарушающие его смысловой и структурной целостности.
На мой взгляд, в школьной практике вставные конструкции необходимо изучать отдельно от вводных слов. Это связано с тем, что в отличие от вводных слов вставные могут существенно отличаться от основной части высказывания интонацией. Нередко вставные предложения, резко нарушающие связи между словами основного высказывания, сопровождаются сильным чувством: Поверьте (совесть в том порукой!) , Супружество нам будет мукой… (А.С.Пушкин); И одна за другой стали летать кометы – фейерверк! – и лодка плыла по пруду, закиданному звёздами(В.Панова).
Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда и при посредстве союзов или относительных слов: Фельдшер Михаил Захарыч (это был он) тихо кашлянул и несмело вошёл в кабинет (Ч.); Синцов, как это скоро выяснилось, действительно оказался человеком бывалым и умел обращаться с оружием (Сим.). При наличии союзов и относительных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но в отличие от них не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием. Ср.: Когда это пройдёт, - если это пройдёт, - тогда увидимся (союз если присоединяет придаточную условную часть).
V.Библиография
1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: Учебник для вузов. М., 1981.
2.Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: 5-9 кл. М.: Дрофа, 2009. Багрянцева В. А., Болычева Е. М., Галактионова И. В., Жданова Л. А., Литневская Е. И., Степанова Е. Б. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М., МГУ, 2004, 2006.
3.Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для вузов. - 3-е изд., доп. - М., 1966. - 495с.
4. Востоков А.Х. Русская грамматика - 12-е изд. Спб., 1874. - 216с.
5.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2011. – 448с
6.Греков В.Ф. Русский язык: 10-11 кл.: учеб.для общеобразов. Учреждений/В.Ф.Греков, С.Е.Крючков,Л.А. Чешко. – М.:Просвещение,ОАО «Московские учебники», 2008. -368с.
5. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1995.
6. Ломоносов М.В. Российская грамматика// Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11-ти т. - М.- Л.; 1952.- Т.7 - С.550-553
7.Разумовская М.М.Русский язык:Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ М.М Разумовская, С.И.Львова, П.А.Капинос, В.В.Львов; под. Ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – Дрофа,2000. -272с
8.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика/Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «М.: «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 384с.
9.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении, М., 1956. С.372
Там же, С.367
10..Шапиро А.Б. Рецензия на работу С.И.Абакумова "Методика пунктуации" // Русский язык в школе. 1948. №3. С.63
11. Щёболева И.И. Общая характеристика вставочных конструкций в современном русском литературном языке. // Учен. зап. Ростовского - на - Дону гос. пед. ин-та. 1955. - вып.4. - С.93-109.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа 10 класс (основные алгоритмические конструкции)
Самостоятельная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-121319-1411289335.jpg)
«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573005-1422289775.jpg)
Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями
Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874677-1484073601.jpg)
Тема урока: Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению
Цели:- дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;- формировать умение выражать определённые отношения к выск...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/14/picture-1238173-1649944845.jpg)
Вводные конструкции. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Методические указания к выполнению Практических работ по расчёту конструкции нежёсткой дорожной одежды
Методические указания к выполнению Практических работ по расчёту конструкции нежёсткой дорожной одежды предназначены для студентов специальности 08.02.06 СЭГПС....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/31/picture-1418182-1661937021.jpg)
Проверочная работа на тему "конструкция used to" (8 класс)
Проверочная работа на тему "конструкция used to" (8 класс)...