Урок русского языка в 7 кл. "Союз как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Данная папка содержит конспект и презентацию  к уроку русского языка в 7 классе по теме: "Союз- как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuz_kak_chast_rechi.rar89.04 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

по русскому языку

в 7 классе  

МБОУ СОШ пгт. Вахрушев

на тему «Союз как часть речи»

Подготовил:

учитель русского языка и литературы Дзисяк О. В.

                                 

пгт. Вахрушев

2018 г

Тема: Союз как часть речи

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: познакомиться  с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте, формировать  умения ставить знаки препинания в сложных союзных предложениях.

Задачи: 1. Формирование умения находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;

2. Развитие  творческой, речевой и мыслительной активности, коммуникативных  качеств личности;

3. Воспитание  интереса к предмету через занимательный материал.

Формы работы: фронтальная, парная.
Планируемые результаты: обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран). 

План урока.

1. Орг. момент (1-2 мин)

2. Актуализация опорных знаний.(5 мин)

3. Сообщение темы урока, постановка цели урока.(2 мин)

4. Объяснение нового материала. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.  (7 мин)

5. Систематизация знаний.(5 мин)

6.Закрепление учебного материала. (7  мин)

7. Применение знаний и умений на практике.(10 мин)

8. Подведение итогов, рефлексия. (5 мин)

9. Домашнее задание. (1 мин)

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

2. Актуализация опорных знаний.  

-Какие части речи мы изучаем?

-Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

-Какие части речи относятся к служебным?

 

-Ребята, я предлагаю вам выполнить следующее задание:  распределите слова в 2 столбика.  Какие 2 группы можно выделить? (Предлоги, союзы)

Слова на доске:

 Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.

3. Сообщение темы урока, постановка цели урока.

-Подумайте и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Какие задачи мы поставим перед собой?

4. Объяснение нового материала. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.  

Текст на слайде из презентации.

Текст

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, …настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне. Прогулка удалась.

Учитель организует работу учащихся по алгоритму:

  1. прочитайте текст, заполните пропуски союзами;
  2. сделайте вывод по наблюдениям о роли союзов.

5. Систематизация знаний.

-Ребята, давайте подытожим полученные нами знания

- Какая это часть речи?

 - Что соединяет союз?

 - Какие виды союзов мы знаем?

-Давайте обратимся к учебнику, узнаем, насколько верно мы сделали вывод по теме урока.

Чтение правила по учебнику ( с.146-149. )

6.Закрепление учебного материала.

Работа с презентацией.

-Ребята, прочитайте предложения со слайда, выделите грамматическую основу, составьте схему.

 –Какую роль играет союз в каждом предложении?

СЛАЙД

Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.

Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл.

 Я дал слово не тратить деньги, чтобы утешить бедного Савельича.

7. Применение знаний и умений на практике.

Текст для работы в паре.

Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В реальном мире вещей и явлений нет ничего, что бы соответствовало союзам. Союзы созданы человеком как техническое средство для выражения логической связи между отдельными высказываниями. В этом легко убедиться при непосредственном наблюдении различных реальных ситуаций. Если вы видите. Что молния ударила в дерево и оно сломалось, вы не нуждаетесь в каких-либо связующих средствах между этими явлениями, так как причина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщается об этом в речи или письменно на бумаге. Связь между суждениями можно выразить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».

Задания: 1.Выразительно прочитайте текст.

2. Озаглавьте его.

3. Определите его главную мысль.

4. Какие из союзов соединяют однородные члены, а какие- простые предложения в составе сложного?

Объясните лексическое значение слова суждение. (см. Толковый словарь)

5. Как вы понимаете слова реальный, ситуация? (Запись в словарик трудных слов)

10. Подведение итогов, рефлексия.

-О какой части речи говорили на уроке?  

-Что узнали сегодня на уроке?

Тест.(Рефлексия)

-В заключении урока узнаем, насколько прочно был усвоен вами сегодняшний материал.  Проведем тест. Ответьте на вопросы.

1. В русском языке есть самостоятельные и ………………………..части речи.

2. Союз-это…………………………………………………………………

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются………………………………

4. Союзы не являются…………………………………………………………

5. Союзы связывают…

11.Домаш. задание. (письменное задание  по выбору)  

параграф 59-60  

1) Упр 362

2) Задание повышенной сложности- упр 363

Приветствуют учителя,

-Служебные

-У них нет морфологических признаков, они не имеют синтаксической роли, к ним нельзя задать вопрос

-Предлог, союз. частица

Ученики распределяют слова в 2 столбика: предлоги и союзы.

-Союз как служебная часть речи.

-Знать роль союза как части речи, уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы

Уч-ся делают выводы о роли союзов: соединяют однородные члены и части сложного предложения.

Делают выводы, соотносят с текстом правила из учебника.

Ответы учащихся  

Работают в парах

-о союзе

Союз- это служебная часть речи

-Союз связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

-Простые и составные, сочинительные и подчинительные

Работают индивидуально с тестами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"

Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой...

Учебный проект по русскому языку 7 класс "Союз как часть речи"

Учебный проект по русскому языку 7 класс "Союз как часть речи"....