Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа расчитана на 35 часов. По одному часу в неделю. Предусматривает подготовку тестовой части, сжатого изложения и сочинения- рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_oge.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Учителя первой квалификационной категории Мыльниковой И.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОГЭ в 9 классе проверяет  умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный  анализ  текста.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого  является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

 Задачи занятий:

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;
  • совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
  • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с активными  формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН

 На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения  на заданные темы;

-уметь писать сжатые изложения

ЗНАТЬ: 

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • морфологический анализ знаменательных частей речи;
  • морфологический анализ служебных частей речи;
  • словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

Начало занятий с 01.10.2014. по 30.04.2015. 1 час в неделю продолжительностью 45 минут. Всего 27 часов


                                                                        СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Сжатое изложение (6 часов). 

1 - 2 занятия. Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку. Критерии оценивания.  Заполнение  экзаменационных бланков.

3 – 4 занятия.  Построение сжатого изложения.  Этапы работы над изложением. Приемы  сжатия текста на практике.  Работа по текстам. Исключение как прием  сжатия текста.

5-6 занятия. Сжатое изложение. Редактирование текста. Обобщение - прием сжатия текста. Упрощение - способ компрессии текста.

7 занятие – Вводное. Знакомство со структурой сочинения  - рассуждения.

  1. Работа с тестовым материалом  (13 часов).

8-20 занятие. Задания 2-14. Теория и практика.

3. Сочинение-рассуждение (6 часов).

21-22 занятие. Виды сочинений. Этапы работы над сочинениями. Композиционное и речевое оформление сочинения.

23  занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.1.Написание сочинения.

 24 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.2. Написание сочинения

25 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.3. Написание сочинения.

26-27 занятие.  Итоговая диагностика.

                                                                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во

часов

Оборудование

Виды учебной деятельности

Формы промежуточного контроля

дата

1-2

Введение. Постигаем тайны ОГЭ

2

Демоверсия 2018 года

типовых тестовых заданий. Распечатки критериев проверки и оценки выполнения  заданий

разных частей ОГЭ

Знакомство с целями, задачами, содержанием курса «Подготовка к ОГЭ по русскому  языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией

2 и 4 .10

3-4

Виды изложений  Особенности сжатого изложения

Построение сжатого изложения

Задание 1

2

Распечатки текстов

 из Открытого банка заданий.

Лекция. Беседа. Ведение тетради для подготовки к ОГЭ, запись теоретического и практического материала в эту тетрадь.

Составление словарной статьи к понятию «Сжатое изложение»

Анализ критериев оценивания сжатого изложения

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Функциональные стили  речи, типы текстов

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Содержательный анализ текста

16 и 18.10

23 и 25.10

5-6

Приемы сжатия текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Главная и второстепенная информация в тексте

Способы и приемы компрессии текста

2

Распечатки текстов

Из открытого банка заданий

Работа с текстом, абзацное членение, выделение микротем.

Определение темы, основной мысли текста, подбор заголовка, деление на смысловые части, выделение ключевых слов, главной и второстепенной информации в тексте.

Запись в тетрадь.

Слушание. Адекватное понимание устной речи. Сжатие текстов, используя разные приемы компрессии. Запись в тетрадь.

Сжатое изложение

30.11.

И 6.11.

8.11

7

Сочинение – рассуждение по тексту. Задание 15.2 и 15.3

Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

1

Распечатки текстов

Из открытого банка заданий.

Презентация.

Запись в тетрадь для подготовки к ОГЭ.

Классификация речевых, логических и грамматических ошибок.

Сочинение - рассуждение

13. и 15.11

8

Адекватное понимание письменной речи. Текст как  речевое  произведение..  Смысловая и композиционная целостность текста. (задание 2)

1

Презентация.

Запись теоретического материала в тетрадь для подготовки к ГИА.

Развернутый ответ по опорной схеме.

Тесты задания 2

20 и 22.11

9

Задание 3

Выразительность русской речи. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности

Фонетика. Звуки и буквы.

1

-Распечатки текстов из

сборника  под редакцией И.П.Цыбулько

-Презентации

-Краткий словарь лингвистических и литературоведческих терминов

-Таблицы, опорные схемы

-Справочные материалы

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Запись в тетрадь «ОГЭ»

Выполнение заданий 3-презентация

Тренировочные упражнения с тропами  и фигурами речи - презентация.

Тест по заданию 3

27 и 29.11

10

Задание 4 Правописание приставок  Слитное, дефисное, раздельное написание. Приставки на з и с, приставки пре и при

1

Распечатки тестов  задания 4 из открытого банка заданий

. Выполнение задания 4 - презентация. Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ».

Тесты по заданию 4

4 и 6.12

11

Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

Распечатки тестов  задания 5 из открытого банка заданий

презентация

Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ».

Тренировочные упражнения-тесты

Выполнение заданий 5 -презентация

Тест 5

11 и 13.12

12

 Задание 6.  Лексическое значение слова. Синонимы, Антонимы, Омонимы. Группы слов по происхождению и употреблению

1

Распечатки тестов  задания 6 из открытого банка заданий

Запись теории в тетрадь «ОГЭ»

Тест 6

18 и 20.12

13

 Задание 7.Словосочетание Типы подчинительной связи в  словосочетаниях .Управление, согласование, примыкание.

1

Распечатки тестов  задания 7 из открытого банка заданий

Выделение словосочетаний из предложений, определение способа связи - тесты

Тест 7

25 и 28.12

14

 Задание8 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.  Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых  

1

Распечатки тестов  задания 8 из открытого банка заданий

Выделение грамматических основ

Тест 8

15

Задание 9. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении  

1

Распечатки текстов

Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ».

Выполнение заданий 9 – тесты, презентации

Тест 9

16

Задание 10.Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Обращения, вводные слова.

1

Распечатки тестов  задания 10 из открытого банка заданий

Характеристика и разбор предложений Выполнение заданий 10

Тест 10

17

 Задание 11 Знаки препинания в сложносочинённом предложении, виды связей.

1

Тесты с заданиями 11.

Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров.

Тренировочные упражнения Выполнение заданий 11        

Тест 11

18

 Задание 12

Знаки препинания в СПП

1

Тесты с заданиями 12

Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров.

Характеристика и разбор предложений Тренировочные упражнения

Тест 12

19

 Задание 13

Синтаксический анализ СП, виды подчинений

1

Тесты с заданиями 13

Тесты из сборника И.П.Цыбулько.

Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров

Характеристика и разбор предложений.

Тренировочные упражнения

Тест 13

20

 Задание14

.Сложные предложения с разными видами связи

1

Тесты 14

Выполнение тестов с заданиями 13 и 14

Анализ допущенных ошибок.

Тест 14

21-22

Сочинение-рассуждение. Компо-

зиция сочинения-рассуждения . Средства межфразовой связи.

2

Презентация

Написание сочинения-рассуждения

Чтение текстов и анализ сочинений-образцов. Самостоятельная работа. Корректировка работ.

сочинение

23

Сочинение 15.1

1

Презентация

Написание сочинений-рассуждений. Чтение текстов и анализ сочинений.

сочинение

24

Сочинение 15.2

1

Распечатка тестов из сборника И.П.Цыбулько

Выполнение тестов, анализ заданий,  допущенных ошибок, работа над ошибками.

тест

25

Сочинение 15.3

1

Распечатка тестов из сборника И.П.Цыбулько

Работа с бланками ответов

тест

26-27

Итоговое занятие. Диагностика

2

Сборник  под ред.Цыбулько

Анализ работ. Работа над ошибками

тест

         

                                         

  ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ОГЭ (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. –М.: «Экзамен», 2011.

2. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы под редакцией И.П.Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва. 2017 г.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989

4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.

5. Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.

8. Розенталь Д.Э.,  Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс,2004.

9. Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2016.

Материалы, размещенные на сайтах

-www:fipi.ru:

- документы,  регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2018 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант  экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ  выпускников 9-х классов 2018 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.

- www1.ege.edu.ru/gia

- www.seznaika.ru/russkiy/ege

График занятий

Понедельник 13.35- 14.20 – 9А

Среда 13.35.- 14.20 – 9Б

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олипиаде по русскому языку. 10 класс.

Материал содержит олимпиадные задания по русскому языку и ключи к ним....

Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.

Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Пройдя по данной ссылке, вы получите  информацию, необходимую для подготовки  К ГИА по русскому языку 9 класс...

Тесты для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Данные тесты по орфографии, фонетике, выразительным средствам помогут проверить уровень готовности обучающихся к ГИА по данным разделам....