«Комплексный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ»
опыты и эксперименты по русскому языку (11 класс) на тему

Рябикова Васима Рависовна

Материал представляет собой выступление учителя в школе на конкурсе педагогического мастерства по теме «Комплексный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс педагогического мастерства

Тема: «Комплексный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ»

Автор: Рябикова Васима Рависовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа №5» г.Когалыма.

Глава 1.Лирическая.

       Мой путь в мир педагогики начался в раннем детстве, когда я увидела фильм «Педагогическая поэма»  А.С.Макаренко.  Единственным «окном» в мир тогда были только книги и кино. И, наверно, тогда  я решила для себя:  буду учителем! Конечно, осознания «кем быть?», тогда еще не было. Просто я «с головой» ушла в чтение… Я словно «закалялась как сталь»…

   Может, потому я стала учителем, что не могла представить свою жизнь без  книг. Я жила с героями, сопереживала  и сострадала  им и думаю, что это обогатило  меня как личность.

    Размышляя о своем жизненном пути, я  не могу провести грань между  моей  работой и личной  жизнью. Наверное, это и есть  моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.

    Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине – вот эти качества я, как учитель, стараюсь воспитывать в своих учениках. Как Макаренко. Через художественное слово, через мир текстов.

 Мне было лет 10, когда к нам в деревню приехал Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев, летчик-истребитель, который вместе с другими военнопленными совершил побег из концлагеря на угнанном немецком бомбардировщике. Я не попала на эту встречу, потому что деревенский клуб был битком набит взрослыми: малышне там не было места. Все хотели  вживую увидеть и услышать рассказ о том, как изможденные, обессиленные голодом   пленные  захватили  бомбардировщик и подняли его в воздух. Я всегда держала в памяти этот  день и обещала, что найду все об этом летчике и прочитаю. Я сдержала свое  слово, и даже больше: я прочитала книги  трижды Героя Советского Союза  Александра  Покрышкина, Ивана Кожедуба.. Вместе с ними я «взлетала», вместе с ними « падала», смотрела смерти в лицо. Восхищалась подвигом разведчика Николая Кузнецова. Думала: обыкновенный человек из маленького уральского городка Талицы мог в совершенстве знать немецкий язык!      

   Произведение искусства манит, втягивает в свое пространство. Завлекает, зовет в некое путешествие. И в этом путешествии я уже пребываю почти 30 с лишним лет, вовлекая своих учеников в тайну текста… Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся всю жизнь, и это помогает нам узнавать себя, понимать лучше других, окружающий нас мир и жить в гармонии с самим собой и тем, что вокруг нас. При этом сам язык становится для каждого из нас главным учителем… И другом…

Глава 2. Вводная.

    Что значит работать с текстом? Это значит понять авторский замысел, увидеть красоту, образность, своеобразие речи писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении. Кропотливое изучение законов русского языка помогает  лучше понимать не только язык писателя, но и общаться с окружающими.

Учитывая, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, искажаются нормы литературного языка, следует активизировать работу по культуре речи, ставя целью воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

Глава 3.Основная.

ФГОС образовательной области «Филология» нацеливает учителей на то, что организация работы по русскому языку должна быть сориентирована не только на обучение практической грамотности, но и на :

  • формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать,       грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения;
  • воспитание уважения и бережного отношения к русскому языку, осознание его роли в развитии культуры, науки;
  • усвоение основных норм русского литературного языка, речевого этикета;
  • расширение общего кругозора учащихся; их социализации и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
  • формирование умений, связанных с информационной переработкой текстов.

   С этой целью нужно шире использовать работу с текстом, на протяжении всего курса  родного языка отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических, художественных текстов, формируя на этой основе общеучебные  умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных  жанров,  проводить  многоаспектный  анализ текста:

  • композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);
  • стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
  • типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
  • лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
  • анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Общеучебные умения - информационные, коммуникативные, интеллектуальные, организационные – необходимы  не только школьнику, но и любому взрослому человеку в его дальнейшей деятельности.

О сформированности  информационных умений можно судить на основании того, как ученик умеет читать  и анализировать тексты, определять их тему, проблематику, основную мысль; выделять в тексте главную и второстепенную информацию.

О коммуникативных умениях может свидетельствовать умение выпускников создавать письменные тексты  различных типов, логично и образно выражать свои мысли, соблюдая орфографические, пунктуационные, языковые и речевые нормы.

Интеллектуальные умения способствуют формированию положительных качеств ума:  глубины, гибкости, самостоятельности. Сформированность этих умений проявляется в том, как учащиеся умеют строить высказывания типа рассуждения-доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры.

Чтобы   использование   текста   на   уроке   было   максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Критерии отбора текстов для работы на уроках русского языка играют важную роль, и  грамотный подход к выбору критериев отбора текстов даст учителю возможность наиболее эффективной работы.

  • текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; при этом содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей;
  • текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением;
  • текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного.

В 5-6 классах правомерно использование образно-оценочно-информационных текстов развлекательного,  юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринужденного контакта между учителем и учениками.

В 7-9 классах целесообразно обращение к оценочно-информационным текстам публицистического характера, которые также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач. В своей работе как образцовые тексты я использую, в первую очередь, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва, отрывки из произведений И.С.Тургенева «Записки охотника», «Стихотворения в прозе».

Работа с текстами на уроках русского языка в старших классах должна начинаться с выбора смысловой информации, которую будут содержать тексты, а также с учётом учебной задачи – подготовки к ЕГЭ. В качестве учебного материала выбираются художественные и публицистические тексты.

Комплексная работа с текстом должна вестись в определенной логике. Это поможет и учителю при планировании урока, и учащимся, которые уже будут настроены на несколько этапов работы.

Этапы работы над текстом на уроке русского языка.

1. Знакомство с текстом (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся).

2.  Учебный диалог, в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного, определения проблем, поставленных автором, его позиции и основной идеи  и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов.

3. Лингвистический анализ текста (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся).

4.   Продуцирование обучающимися собственного текста (устного или письменного).

План комплексного анализа текста.

1.Прочитайте текст.

2.Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публицистическому, научному/ научно-популярному?)

4.Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение?)

5.Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.?)  

6.Определите тему текста.

7.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?) 

8.Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи.

10.Как соотносятся начало и конец текста?

11.На каком приеме /приемах построен текст? ( Сопоставление , противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и др.)

12.Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора). 

13.Понаблюдайте над лексикой текста:

-найдите опорные слова в каждой части текста;

-найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы;

-найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

-обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов ,неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или наоборот , слова возвышенного стиля;

 -выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

 -обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

14.Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков- аллитерация, повторение гласных звуков -ассонанс).Чего достигает автор их употреблением?

15.Какими морфологическими средствами пользуется автор (Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц;

16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.

17.Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст) 

18.Каково ваше впечатление от текста?

19.Для лучшего понимания текста сопоставьте его с  другим, данным для сравнения.

Глава 4. Практическая.

Конечно, рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем разбора текста определяется характером самого текста и его особенностями. Как применяю на практике такую  работу по объемному плану?

Занимаясь подготовкой учащихся к ЕГЭ в старших классах, работу с текстом провожу поэтапно. Например, первое задание работы с текстом ограничивается 1-7 пунктами анализа и проверяется, корректируется на уроке. Затем такая же работа проводится  по пунктам 8-12, 13, 14-15, 16, 17-18, 19. Поэтапная работа много времени не занимает, минут 15-20. Только после того как  убеждаюсь, что ученики овладели основами анализа текста, даю такое задание для самостоятельной работы. Чтобы у учащихся не было соблазна списать у кого-нибудь, дидактический материал готовлю  на каждого ученика, т.е. сколько учеников в классе, столько и текстов. Конечно, это затрудняет проверку работ учителю. Но, поверьте, когда ученик остается один на один со своим текстом, это сродни экзамену. И ему, и учителю. Первое время я разрешаю пользоваться вспомогательными таблицами, схемами, определениями терминов  ( при работе над изобразительными средствами). Впоследствии, когда речь идет о контрольной работе, вопрос пользования  материалами- подсказками снимается.

Анализируя результаты ЕГЭ за предыдущие годы, можно сказать, что трудными заданиями для учащихся   стали такие :

  • нахождение основы предложения (особенно односоставного),
  • определение вида односоставного предложения,
  • определение вида придаточной части сложноподчиненного предложения,
  • нахождение сложноподчиненного предложения с однородным, параллельным и последовательным подчинением  придаточных,

   Все эти знания учащиеся изучают на протяжении 5-9 классов, и к концу 11 класса этот материал забывается. Чтобы привести в соответствие  эти пробелы, пользуюсь системой упражнений для комплексного повторения. Причем это такие задания, когда нужно работу  выполнять именно в такой последовательности, а не иначе, потому что все дополнительные задания ориентированы на определенные части предложения, и несовпадение в номерах частей может привести к неправильному выполнению  следующих заданий.

Например: текст№93 из сборника «Практикум по русскому языку», авторы Т.Н. Назарова, Е.Н.Скрипка.

Подробно ра(с,сс)казыва..т она о своем здоров..е  о содержании.. прочита(н,нн)ой книг..  о цв..тах  пышно р..стущих летом у одной ее пр..ятельниц.. на  отдаленной станц..  и соверше(н,нн)о  (не) растущих зимой потому  что зимой лежит сне..  и поэтому (ни) что в саду  к сож..лению  р..сти  не может  но как только пр..дет весна и дни станут дли(н,нн ее  а ночи короче  и начнет пр..гр..вать  со(?)нце  а на дерев..ях появят(?)ся лист..я  то без условно  цветы зацв..тут  с(нова)…

                                                                                                                                (По Т.Толстой)

  1. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
  2. Определите тип этого сложного предложения.
  3. Выпишите основу 7-ой части. Определите тип сказуемого.
  4. Напишите номер части, являющейся придаточным причины.
  5. Напишите номера частей, в которых есть вводные слова.
  6. Напишите номер части, в которой есть обособленное определение.
  7. Выпишите из 4-ой части словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  8. Выпишите из предложения все союзы. Определите их разряды.
  9. Определите, какой частью речи является слово  ПОЭТОМУ.
  10. Определите способ образования слов: ПОДРОБНО, ПЫШНО, СОВЕРШЕННО.

В данном тексте сначала нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания, пронумеровать части сложного предложения, при необходимости составить схему. Только после этого ученик может проверить выполненную работу по ключу: убедиться, что все границы предложений найдены правильно. Ключи, конечно, находятся у учителя. Считаю, что это очень эффективная работа. Здесь "кладезь"  правил к  заданиям 15-19. Таким образом, используя одно достаточно большое предложение, можно повторить большой объем как практического, так и теоретического материала, отработать эти навыки за счет многократного повторения заданий одного и того же типа на материале разных предложений. Такую работу с текстом я предлагаю обычно в 10 классе. Можно сказать, что это "репетиция" перед экзаменом.  

В 11 классе работа с текстами проходит уже по другому плану. Здесь тексты уже из  "Тематического сборника заданий", т.е. настоящие демоверсии, можно сказать. Основная работа  идет по темам:

  • Односоставные предложения;
  • Обособленные члены предложения;
  • Сложноподчиненные предложения с разными видами  придаточных, способами подчинения придаточных;
  • Тропы и изобразительные средства языка.

На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи.

Чтобы правильно выполнить задание 24 (за которое можно получить 4 балла), нужно:

  1. внимательно прочитать рецензию, а также слова, словосочетания, предложения и текстовые фрагменты, на которые дается ссылка;
  2. ознакомиться с представленным перечнем терминов, вспомнить определение каждого из них;
  3. если в рецензии указаны в качестве примера 2 или 3 предложения, проанализировать все, чтобы избежать ошибок;
  4. определив термины, подставить их в текст рецензии и прочитать, чтобы проверить высказывание с точки зрения логики;
  5. внести в бланк ответов 4 цифры в той последовательности, в которой они вписывались в рецензию.

  Перед выполнением задания 24 в  классе можно устроить маленький опрос по терминам, которые вызывали затруднения, вспомнить алгоритм работы. Затем  раздаете  всем по одному тексту, и каждый начинает работать над своим заданием 24. По мере выполнения учеником работы, учитель меняет ему текст на другой. Так, в течение 15-20 минут один ученик (хорошо знающий материал!) отрабатывает 7-9 текстов. Средний ученик успевает решить текстов 4-5, а уж кому сложновато – 2-3. Таким образом, перед учителем вырисовывается яркая картина: кто сколько сделал, сколько баллов получил из 4-х возможных в этом задании. Поверьте, у моих детей это задание вызывает такой азарт, что я успеваю только менять им тексты.

Образец выполнения задания 24.

(1)Мне никогда не стать многотомным писателем. (2)Каждое точное слово даётся с великим трудом… (3)От моих произведений не прогнутся книжные полки, и собрание сочинений не будет напоминать натужно растянутую гармонь.

(4)А может, и не стоит к этому стремиться?..

(5)Ведь в капле отражается целый океан. (6)И в слове «истина» всего шесть букв.

(7)Загадочный процесс творчества для меня неизменно мучителен и в то же время сладостно приятен. (8)Догадка, что он не зависит от воли человека, вкрадывалась в сознание исподволь. (9)Более того, человек-мыслящий, как ни старайся, не в силах перебороть эту невидимую силу, эту неподвластную тягу к белому листу. (10)Сколько ни ходи кругами вокруг письменного стола, а всё одно – какв воронку затягивает. (11)Немой лист белой бумаги ждёт касания пера, появления первых букв, слов, строчек, узоров кириллицы. (12)Только тогда он сможет говорить… (13)Сможет через видимые знаки сказать о сокровенном, незримом. (14)О том, что мучает, терзает, болит.

(15)Природная закваска будоражит. (16)Мысли, как забродившее тесто, переполняют, распирают, лезут через край. (17)Обратно не запихать. (18)Это сама жизнь вызрела, и тут – не зевай, если хочешь получить достойный результат. (19)Упустишь момент, не откликнешься душой на импульс – всё. (20)Скис, осунулся. (21)И уже ничего настоящего не создать. (22)Запоздаешь – это уже и не сдоба вовсе – уксус! (23)Едкий. (24)Злючий.

(25)Я видел, как пекут ржаной подовый хлеб.

(26)До чего схоже…[1]

        «Размышляя о процессе творчества и своем писательском пути, А. Костюнин использует различные средства художественной выразительности, для того чтобы сделать текст более зримым, образным, притягательным. Это ___________ («многотомным писателем», «немой лист»), ____________ (предложения 15, 18), ____________ (предложение 16). Показать неспешность и глубину авторской мысли, а также сделать читателя соавтором текста, вовлечь его в размышления помогает такой синтаксический прием, как __________ (предложения 13-14, 22-24)».

Список терминов:

  1. метафоры
  2. фразеологизм
  3. сравнение
  4. антитеза
  5. эпитеты
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. парцелляция
  8. риторический вопрос
  9. контекстные синонимы

Прочитав текст для анализа, рецензию и список терминов, приступаем к поиску пропущенных слов. В качестве иллюстрации к первому термину даны два словосочетания, в каждом из которых курсивом выделено по одному слову. Это прилагательные, дающие образную характеристику предмету: многотомный писатель – такой, произведения которого составят значительное количество томов, обычно это прилагательное используется в сочетании с существительными собрание сочинений, реже – роман, эпопея, эпос, сага. В сочетании со словом писатель прилагательное многотомный становится эпитетом. Аналогично можно рассуждать о словосочетании немой лист. Следовательно, выделенные слова являются эпитетами. Цифру 5 (номер термина в списке) записываем в черновик.

Чтобы определить следующий термин, перечитываем предложения, на которые дана ссылка, и думаем, что их объединяет. В этих предложениях обращают на себя внимание фразы природная закваска будоражит(предложение 15) и жизнь вызрела(предложение 18). Слова в этих фразах употребляются в переносном значении, основанном на скрытом сравнении: качества и способности писателя сравниваются с закваской, а жизнь – с плодами. Перенос значения, в основу которого положено скрытое сравнение, имеет место в метафоре. Следовательно, в предложениях 15 и 18 употреблены метафоры. Записываем номер 1 в черновик.

В предложении 16 снова имеем дело со сравнением, но уже не скрытым, а явным. Записываем номер 3 в черновик.

Теперь осталось выяснить, на какой синтаксический прием обращает внимание автор рецензии. Предложения 13-14 и 22-24 представляют собой фразы, которые могут быть объединены, то есть мы имеем дело с парцелляцией. Чтобы проверить себя еще раз, смотрим на остальные термины, обозначающие синтаксические приемы. Ни вопросно-ответной формы изложения, ни риторического вопроса здесь нет. Записываем в черновик цифру 7.

Перечитываем фрагмент рецензии, подставляя в него поочередно термины. Получаем логически выстроенный текст. Следовательно, можно переносить номера терминов в бланк ответов, сохраняя последовательность цифр: 5,1,3,7.

На следующих  занятиях  так  же отрабатываются выполнение заданий  7, 8-11. После решения  заданий по частям наступает контрольная работа, где ученик показывает умение в работе во всем тесте. Чтобы проверка не была беспорядочной по работе с текстами, данная работа фиксируется в таблице. Количество текстов готовится по количеству учащихся в классе.

 За время тренировочных работ большинство успевает отработать половину предложенных тестов (одного автора). К концу 11-го класса учащиеся успевают познакомиться с  тестами разных авторов.

Для кого-то такая работа покажется лишней, обременительной. Я так не считаю. Ученик должен видеть свои успехи и неудачи. Работу над недочетами  проводим сообща: анализируя, аргументируя. Ошибки стараюсь уже не сама объяснять, а прошу объяснений со стороны учащихся. Бывает, что "закоренелый" троечник объяснит  ситуацию за 1 минуту. Это радует и меня, и самого ученика. Это называется – он посещал курсы и слушал внимательно учителя. Очень важно на таких занятиях поощрять даже незначительные успехи каждого. Осторожно, с предельным уважением к личности каждого ученика комментировать допущенные ошибки, если они являются типичными. 

      Большую помощь оказывают элективные занятия с учащимися.  Они позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

 Бывает, ученику не дается какое-либо задание или задания. Мною заготовлены  тесты  на каждый номер задания . Не справляется с  заданием 15, решает тесты , пока не "отшлифует" это правило.  И так далее с остальными заданиями. Ученик, придя на курсы, уже сам спрашивает номер теста, который  у него не получается.

Глава 5.Итоговая.

     Продуманная, ориентированная на компетентностный подход работа по подготовке к  ЕГЭ на всём периоде обучения в 5-11 классах с  использованием комплексного анализа текста  позволила мне добиться достаточно высоких результатов в классе с весьма средними учебными возможностями.

    Очень важно, чтобы каждым учителем отрабатывалась определенная система работы, благодаря которой ученики могли бы добиваться максимально предельных результатов не только в учёбе, на итоговой аттестации, но и в жизни.

Послесловие…

Всем  хочется пожелать, чтобы занимались своим трудом увлеченно, а не по принуждению – тогда и результаты вашей работы будут более значительными, высокими.

Замечательный мастер слова М.М.Пришвин в своем «Дневнике» вспоминает: «Многие меня спрашивают:

- Как вы научились  хорошо писать на своем языке?

После раздумья, воспоминаний и всяких колебаний отвечаю:

…Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык как друга, нужно было искать этой встречи…»

Далее в своей дневниковой записи писатель рассказывает, как долго-долго он «жадно метался… по родной земле в поисках друга, а когда нашел его, то этот друг, оказалось, и был РОДНОЙ ЯЗЫК».

Удивительно, я тоже, как Пришвин, искала и нашла …


[1] Костюнин А. Таинство // Костюнин А. Сборник произведений // www.kostjunin.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Цель данной статьи – оказать  помощь учителю-предметнику, описав  некоторые способов проведения   комплексного анализа текста, показать различные пути работы с текстом....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...

Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста

Цели и задачи: Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Для работы учащимся предлаг...

Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...