Главные вкладки

    Знаки препинания в простом осложнённом предложении
    презентация к уроку по русскому языку (8, 9 класс) на тему

    Симоненко Ирина Олеговна

    Презентация содержит теорию и упражнения по темам:

    1) Тире между подлежащим и сказуемым;

    2) Знаки препинания при однородных членах;

    3) Обособленные определения;

    4) Обособленные обстоятельства.

    При составлении упражнений использовался материал книг Д.Э. Розенталя.

    Материал может быть полезен при изучении тем в 8 классе или при повторении пунктуационных правил в 9 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znaki_prepinaniya_v_prostom_oslozhnyonnom_predlozhenii.pptx163.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ОСЛОЖНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Симоненко И.О., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №44 города Мурманска

    Слайд 2

    1. Тире между подлежащим и сказуемым Геология наука о строении составе и истории земной коры. Правда свет разума. Услуга в дружбе вещь святая. Лень и трусость самые дурные пороки. Лучшие друзья это люди, которые не любят говорить, но умеют понятно молчать. У лётчиков наших такая порука, такое заветное правило есть: врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь. СУЩ . - СУЩ. + перед ЭТО, ЗНАЧИТ, ВОТ, ЭТО ЗНАЧИТ, ЭТО ВОТ

    Слайд 3

    Долг наш защищать крепость. Назначение каждого человека развивать в себе всё человеческое. Девятью сорок триста шестьдесят. Жизнь прожить не поле перейти. Дело чести оправдать доверие. Ходить в лес удовольствие. Говорить с вами слова тратить. Мой долг предостеречь тебя от ошибки. СУЩ. – ФРАЗЕОЛОГИЗМ. СУЩ. – ИНФИНИТИВ. ЧИСЛ. – ЧИСЛ. ИНФИН. – ИНФИН. перед ЭТО, ЗНАЧИТ, ВОТ, ЭТО ЗНАЧИТ, ЭТО ВОТ

    Слайд 4

    Тире не ставится : СУЩ. (им . п .) НЕ СУЩ. (им . п .): Старость не радость . СУЩ. (им . п .) ЕСТЬ СУЩ. (им . п .): Ваша болезнь есть следствие плохого климата. Между подлежащим и сказуемым стоит союз ( как, словно, будто ), частица, наречие или вводное слово : Льды как льды. Ртуть тоже металл. Кино по-прежнему самый массовый вид искусства. Подлежащее выражено личным местоимением: Я врач. Сказуемое выражено прилагательным: Дом красивый. День ясен.

    Слайд 5

    Бедность не порок. Солнце ярко, небо сине. Лёд словно зеркало. Июнь лишь начало лета. Иванов, безусловно, талант. Обман всегда обман. У неё сердце очень доброе, но голова бедовая.

    Слайд 6

    Правила расстановки знаков препинания при однородных членах , . , а/ но/ да (=но)/ однако . и/ да (=и)/ или . , и . , и , и . … и , и , и . и , и . … то , то . … или , или . … ни , ни . НО: ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни себе ни людям, и смех и грех, и так и эдак, и стар и млад и т.п. … как , так и . … не только , но и . … хотя и , но . … не столько , сколько .

    Слайд 7

    2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм. Борьба учила хитрости осторожности смелости. Вопросы восклицания рассказы сыпались наперебой. Он обладал вечной несомненной истиной. НО: Старый чёрный шёлковый платок окутывал её шею . НО: Эти озёра пересыхали осенью и зимой и наполнялись водой весной и летом . СХЕМА

    Слайд 8

    Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Мал золотник да дорог. Зима была снежная но холодная. Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать. Молчали небеса и берег и море. Молчали и небеса и берег и море. В знакомой сакле огонёк то трепетал то гас. Из бездны времени дошли до нас радость и страдания людские смех и слёзы любовь и гнев вера и безверие. СХЕМА

    Слайд 9

    Я видел только верхушки лозняка да извилистый край берега. На взгляд-то он хорош да зелен. Дни стояли пасмурные однако теплые. Там белые рубахи баб да пёстрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос. Дорога то проваливалась между гор то поднималась на округлые холмы. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. Зазвенели чашки и ложки горшки и плошки. В гимназии Саша учился ни то ни сё. СХЕМА

    Слайд 10

    Однородные члены, соединённые двойными союзами Вид большой реки представляет не только величественное но и страшное зрелище. Все окна как в барском доме так и в людских отворены настежь. К тишине ожидания примешивался не столько слышимый сколько угадываемый шум движения поезда. Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. СХЕМА

    Слайд 11

    Обобщающие слова при однородных членах : , , . , , - . : , , - …. , вв. сл.: , , . , , - вв.сл ., . Вводные слова: как-то, например, а именно Вводные слова: словом, одним словом, короче говоря

    Слайд 12

    Лошади с заиндевевшими боками везли разный хозяйственный груз сено дрова глину. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах как-то о природе о собаках о пшенице. Из подвалов и погребов из чуланов и чердаков выползли отовсюду перепуганные крестьяне. Ни столба ни стога ни забора словом ничего не было видно. Много интересных произведений рассказов очерков повестей опубликовано в последнем номере журнала. СХЕМА

    Слайд 13

    Ничего не было слышно ни голосов людей ни пения птиц. В лавке продаются стеклянные игрушки как-то уточки дудочки брызгалки. Стол кресла стулья всё было самого беспокойного свойства. На траве на соломинках словом всюду блестела роса. Миллионы людей французов чехов русских украинцев белорусов узбеков азербайджанцев вдоль и поперёк прошагали Европу и увидели все преступления фашизма. СХЕМА

    Слайд 14

    3. Обособленные определения Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами после определяемого слова: У крыльца стояло несколько повозок, запряжённых гуськом. Любое определение, если оно относится к личному местоимению: Они бросились за нами, очарованные . Определение имеет добавочное значение причины: Привлечённые светом , бабочки прилетели и кружились около фонарей. Определение оторвано от определяемого слова одним или несколькими словами: В марте, овеянные первой оттепелью , хорошо пахнут вишнёвые сады .

    Слайд 15

    Науки чуждые музыке были постылы мне. Небольшой армячок надетый внакидку чуть держался на узеньких плечах мальчика. Поражённая внезапностью печального открытия девочка горько заплакала. Совершенно обессиленный мальчик присел. Шёпот ветвей раздавался отчётливо ничем не отдалённый и не прикрытый. Небо раскрылось в вышине прозрачно-льдистое и голубое. СХЕМА

    Слайд 16

    Окрестность исчезла во мгле мутной и жёлтой. Две барышни сильно взволнованные подбежали ко мне с вопросами. Сконфуженный Миронов поклонился его спине. Отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться . Высокие стены каньона очень узкого в этом месте были круты для подъёма. Вечером усталый я возвращался домой. СХЕМА

    Слайд 17

    Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. Ворота крепости выходившие на Фонтанку распахнулись, и сани запряжённые тройкой понеслись стремительной рысью. Издалека заглушённый расстоянием доносился топот стреноженных коней. В высшей степени холодно-любезный он умел держать людей на расстоянии. По земле подгоняемый порывами ветра полз тяжёлый туман. СХЕМА

    Слайд 18

    4. Обособленные обстоятельства Ребёнок иногда присмиреет сидя возле няньки и смотрит на всё так внимательно. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Временами по реке пробегала лёгкая зыбь сверкая на солнце. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму распоров себе бок и поранив затылок. Будучи генералом он не считался с мнением подчинённых. НО: Ужинали не спеша и почти молча. НО: Ученик отвечал на вопросы не задумываясь. НО: Слушатели сидели затаив дыхание. СХЕМА

    Слайд 19

    Расставьте недостающие знаки препинания. Александр Суворов Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным ребёнком. Маленький Саша начал закаляться. Он много ходил хорошо научился ездить верхом. Будучи любознательным мальчик с жадностью читал жизнеописания великих полководцев прошлого Александра Македонского Ганнибала Юлия Цезаря и в мечтах неоднократно видел себя на бранном поле . В его детской появляются предметы относящиеся к военному делу планы сражений карты глобусы.

    Слайд 20

    Ни уговоры ни убеждения ни угрозы родителей ничто не могло отклонить Александра от намеченной цели. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу. С этого момента начинается новая жизнь гениального русского полководца полная трудов и величия. Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом а окончил фельдмаршалом и генералиссимусом. Тридцать пять больших боев и сражений провел Суворов. В каждом из них он был победителем.

    Слайд 21

    Источники: Розенталь Д.Э . Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1967. Русский язык на отлично. Правила и упражнения/ Д.Э. Розенталь. – М., 2009 . Алексеев С. Рассказы о Суворове. - М., 1986. http:// cdn.static1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/gallery/800/906.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"

    Разработка урока русского языка  (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой....

    Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

    Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...

    Презентация на тему: "А22. Знаки препинания в простом осложненном предложении"

    Материал можно использовать для подготовки учащихся к ЕГЭ....

    Знаки препинания в простом осложненном предложении

    Перед вами практическая разработка для урока  по теме "Знаки препинания при простом осложненном предложении" или фрагмента урока, на котором эта тема актуализируется. Можно разработку и...

    Схема-план урока русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в простом осложненном предложении".

    В конспекте урока содержатся задачи, достигаемые на каждом технологическом этапе урока; формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе ур...

    Простое осложнённое предложение. (Понятие об осложнённом предложении)

    Презентация к уроку русского языка в 8 классе....