Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Левен Татьяна Андреевна

Разработка урока русского языка  (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 17

        Урок русского языка в 8 классе

Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении

(групповая работа на уроке)

Учитель Левен Т.А.

г. Калининград

2013 г.

Цели урока:

- обучающие: отработка навыка определения типа осложненного предложения, отработка навыка выделения грамматической основы, отработка навыка определения осложняющего фактора в простом предложении; знакомство с типами взаимоотношений между простыми предложениями (опережающее задание);

- развивающие: развитие  умения учащихся самостоятельно получать знания,  развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление; развитие  познавательных и творческих способностей  через разнообразные виды деятельности;  развитие внимания, пунктуационной зоркости, зрительной, слуховой и моторной памяти;

- коммуникативные: выработка навыка взаимодействия в группе.

Технологическая карта урока

1.Стадия вызова

2. Стадия осмысления

3. Стадия рефлексии

Игра «Верите ли вы, что…»

Стратегия «Зигзаг»

Составление сводной таблицы

Ход урока

1.Учитель, Сегодня у нас урок - взаимообучение. Вы будете работать в 4 группах. Каждая группа получит задания на определенную тему. Мы рассмотрим 4 темы:

1. Осложнение простого предложения однородными членами предложения.

2. Осложнение простого предложения обращением.

3. Осложнение простого предложения вводными словами или предложениями.

4. Осложнение простого предложения обособленными членами предложения.

1.Стадия вызова. Игра «Верите ли вы, что…»

Итак, верите ли вы, что…

 … прочитав это предложение, мы узнаем о новой породе деревьев? (За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.)

… говорящая во что-то верит во время пути? (Я верю дорогой.)

… путь принадлежит говорящему (По моему пути ему назад не вернуться.)

… смеялось неизвестно сколько молодых особ? (Девушки две семнадцатилетние дочери соседей весело смеялись.)

2.Стадия осмысления.  Стратегия «Зигзаг»

Этап 1.

Учебное задание для группы № 1.

Часть 1.

Упражнение.

Объясните расстановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Подчеркните их. Укажите схемы.

   Образец. Иди в огонь за отчизну, за убежденье, за любовь.

  1. Меня отпускали с Евсеичем на реку всякий день или поутру, или вечером.
  2. Дождь стучал по крыше, трепал листья  в саду, плескался на дворе в лужах.
  3. Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
  4. Начал  он свою карьеру мелким, необеспеченным чиновником.
  5. На рассвете в долинах теплом и черемухой веет.

Часть 2.

Упражнение.

Расставьте знаки препинания, объясните и расстановку. Укажите схемы.

Образец. На лугу росли ромашки, васильки и одуванчики.

  1. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
  2. Волна и камень стихи и проза лед и пламень не столь различны меж собой.
  3. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
  4. Он посматривал с подозрением то на хозяина то на вожатого.
  5. Речь молодого Дубровского его звучный голос  и величественный вид произвели желаемое действие.

Часть 3.

Упражнение.

Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Укажите схемы.

Образец. Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.

  1. Все в тающей дымке: холмы, перелески, овраги.
  2. Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
  3. Все вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава – было покрыто шершавой пылью.
  4. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – все это располагает к сказке.
  5. Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.

Часть 4.

Упражнение.

Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их расстановку. Укажите схемы.

Образец. На столе лежали разные вещи: книги, тетради, карандаши и ручки.

  1. В саду в доме всюду стояла тишина.
  2. Ничего он не чувствовал ни рук ни ног.
  3. Сумерки шепот деревьев шорохи в траве все это настраивало на таинственный лад.
  4. Только нам двоим мне и моей подруге понравился спектакль.
  5. Всюду на улицах во дворах в домах гремела музыка раздавался смех.

Часть 5.

Упражнение.

Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их расстановку. Укажите схемы.

Образец. Место доходное теплое и самое для него подходящее.

  1. Человек то пропадал в полной мгле то вдруг освещался трепещущим светом.
  2. Все молятся пристав квартальный городовой полковник и вся его семья.
  3. Ребята натаскивали на лаптях в переднюю грязи возились топали и кричали.
  4. Ветер все сильнее дул в спину в голову леденил затылок делал легкими ноги.
  5. Иывн ахнул глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного.

Учебное задание для группы № 2.

Часть 1.

Упражнение.

Объясните расстановку знаков препинания. Укажите обращение.

Образец. Приветствую тебя, Кавказ седой!

  1. Милая Катюша, помоги ему!
  2. Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
  3. Не ворчи, старуха!
  4. Бью тебе челом, славный царь Горох!
  5. Вот спасибо, парнишка!

Часть 2.

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения.

Образец. Торжествуйте, друзья мои, торопитесь!

  1. Добрый день дети и пусть в вашей жизни будет множество добрых дней!
  2. Откуда ты сыночек взялся и как тебя звать?
  3. Не плачь не тоскуй государь мой батюшка родимый…
  4. Не шуми ты рожь спелым колосом.
  5. Опять я ваш о юные друзья!

Часть 3.

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения.

Образец. Будьте милостивы, братцы!

  1. Простите милые долины

И вы знакомые вершины

            Прости небесная краса

            Прости веселая природа.

  1. Спи Аленушка сейчас сказка начинается.

Часть 4.

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения.

Образец. Отчего вы так печальны, доктор?

  1. Господа я вас прошу не трогаться с места!
  2. А вы Максим Максимыч разве не едете?
  3. Мой друг со мною было то же самое.
  4. О самолюбие ты рычаг которым Архимед хотел приподнять земной шар!
  5. Старик я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

Учебное задание для группы № 3

Часть 1.

Упражнение.

Объясните расстановку запятых. Подчеркните вводные конструкции.

Образец. Значит, по-вашему, ему легко.

  1. Впрочем, может быть, в наши времена требуется герой другого калибра.
  2. Он остановился, наконец, и покачал головой.
  3. По-моему, он недурен.
  4. Одним словом, мы серьезно готовились к докладу.
  5. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Часть 2.

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните вводные конструкции.

Образец. Во-первых, совсем не за тем орел мышей ловит, чтоб их прощать.

  1. Вероятно я нахмурился потому что жена сделалла серьезное лицо.
  2. По-видимому он остался очень доволен вознаграждением.
  3. Словом сказать хуже нельзя.
  4. Казалось она хотела что-то вспомнить, хотя бы то, каким образом она тут очутилась.
  5. Действительно жизнь моя была в руках этого человека с сизым носом.

Часть 3.

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните вводные конструкции.

Образец. Началось это, впрочем, довольно оригинально.

  1. Быть может ей пришло мысль вить там гнездо.
  2. Итак опасения Олеси оправдались.
  3. Мне действительно ничего больше не оставалось, как уйти.
  4. По-видимому она слушала меня невнимательно.
  5. На голове у дамы правда была шляпка а в руках зонтик.

Часть 4.

Упражнение.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните вводные кнострукции.

Образец. К счастью, твое желание исполнилось.

  1. Ася по словам хозяйки отправилась на «развалину».
  2. Книги как известно издавна почитались на Руси.
  3. К вечеру однако ветер утих.
  4. Пожар в лесу как говорят очевидцы страшное зрелище.
  5. Дождь как мне кажется не только не утихнет, но еще больше усилится.

Часть 5.

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните вводные конструкции.

Образец. Погода, я вам доложу, нестерпимая.

  1. К великому моему удивлению пролетка свернула на нашу дорогу и полетела.
  2. Студенты консерватории поставили «Пиковую даму», и Нина это был ее дебют сегодня впервые пела графиню.
  3. Вы я вижу любите природу.
  4. На наше счастье буран не задержался, а ушел в глубь материка.
  5. Булочники их было четверо держались в стороне от нас.

Учебное задание для группы № 4.

Часть 1.

Упражнение.

Объясните расстановку запятых. Составьте схему.

Образец. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.

  1. Лес зеленый кругом, молодой, красивый.
  2. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.
  3. Голодный и прозябший, возвращаюсь я в сумерках в усадьбу.
  4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.
  5. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых грез нетерпеливо ждет.

Часть 2.

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их расстановку.

Образец. В небе висела луна, далекая, только что родившаяся.

  1. Маленькое грозовое облако превратилось в тучу похожую на наковальню.
  2. Паровоз ликующе кричал опьяненный собственным стремительным ходом.
  3. Но после недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звездное небо брошенное к нашим ногам.
  4. Через два месяца в Москве художник получил письмо написанное большими корявыми буквами.
  5. Весеннее небо синело в полых водах заливавших равнину.

Часть 3.

Упражнение.

Объясните знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства.

Образец. Они ушли, весело переговариваясь и радостно кивая мне головой.

  1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседней зал, темной и пустой.
  2. По случаю заносов, целых два часа я сидел и ждал на вокзале.
  3. Дома у себя Громов всегда читал лежа.
  4. Несмотря на ранний час, Вари не было дома.
  5. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады.

Часть 4

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их расстановку.

Образец. Оля подбежала к гусям и , звонко хохоча, протянула к ним свои ручки.

  1. Походив немного я вошел в дом.
  2. Мрачные думы сменяя одна другую закопошились в его голове.
  3. Шторм пролетел мимо натворив много бед.
  4. Я лег на диван и заснул не зажигая лампы.
  5. Спят журавли обыкновенно стоя.

Часть 5.

Упражнение.

Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их расстановку.

Образец.  На той стороне, за рекой, запевал соловей.

  1. Мы отправились в лес и бродили долго до вечера.
  2. Вдали ближе к роще глухо стучали топоры.
  3. Никто кроме солнца и голубого неба не глядит на него.
  4. В степи на равнине открытой курган одиноко стоит.
  5. Я ничего не мог различить кроме мутного кручения природы.

Этап 2.

Первые номера из каждой рабочей группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые –  во вторую, третьи – в третьи, четвертые – в четвертую.

Первая экспертная группа знакомится с алгоритмом постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Вторая экспертная группа знакомится с алгоритмом постановки знаков препинания в предложениях с обращениями.

Третья экспертная группа знакомится с алгоритмом постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Четвертая группа знакомится с алгоритмом постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Каждая экспертная группа получает правильные ответы к заданиям.

Задания для экспертной группы 1.

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

При однородных членах запятые

Ставятся

  1. Перед союзами а, но, да (=но), зато – всегда.
  2. Перед повторяющимися союзами
  3. Перед второй частью двойных союзов
  4. При перечислении, если нет союзов.

Не ставятся

  1. При одиночных союзах
  2. Во фразеологических оборотах

Практическое задание

Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Многие птицы улетают осенью на юг гуси журавли утки грачи
  2. О своем предполагаемом приезде я писал и тебе и отцу.
  3. Какие все же удивительные у него глаза не то недоверчивые сверх меры не то мудрые.

Задания для экспертной группы 2

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с обращениями.

Обращение

  1. Стоит в любом месте, отделяется запятой или восклицательным знаком.
  2. Обращение никогда не является членом предложения.
  3. Частица О от обращения запятой не отделяется.

Практическое задание.

Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Ах няня няня я тоскую мне тошно милая моя!
  2. Внимай мой друг как здесь прелестно журчит серебряный ручей.
  3. До войны едва в помине был ты Теркин на Руси.

Задание для экспертной группы 3

Алгоритм постановки знаков препинания при вводных словах  или вводных конструкциях.

       

Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Запятые                                                                                 скобки или тире при вводных

                                                                                               предложениях

При вводных словах (в любом месте                          (если дополнительные замечания,

в предложении)                                                             пояснения, распространены)

  Слова-предложения ДА и НЕТ отделяются запятыми.

Практическое задание

Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Впрочем она по ее словам не теряла надежды встретиться со мной впоследствии.
  2. Я с вами не раз спорил об этом, Сергей Васильевич, и кажется ни мне вас ни вам меня не убедить.
  3. Вдруг налетел ветер.

Задание для экспертной группы 4

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с обособлением.

ОБОСОБЛЯЮТСЯ

(выделяются запятыми или тире)

Определения                                   Дополнения                                       Обстоятельства

1.Если относятся                        1.Конкретизируют                      1.Деепричастные обороты

к личному местоимению          2.Уточняют                                  и одиночные деепричастия

2.Два или несколько                  3.Дополняют                               2.Обстоятельства с предло-

определений, если                                                                          гом НЕСМОТРЯ НА.

стоят после определя-                                                                    3.Обстоятельства с предло-емого слова                                                                                      гами БЛАГОДАРЯ, СОГ-

3.Если определение                                                                         ЛАСНО, ВОПРЕКИ,

имеет добавочное                                                                            ВВИДУ и ДР.

значение

Практическое задание.

Расставьте недостающие знаки препинания

  1. Несмотря на все мои старания я никак не могу заснуть.
  2. Неподвижно лежал передо мной небольшой сад весь озаренный серебряным сиянием луны.
  3. Мы спустились с лестницы держась за перила и вышли в сад.

Этап 3.

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, корректируя выполнение задания.

 

Этап 4.

Каждая исходная группа готовит презентацию своего материала и отвечает на вопросы, заданные в начале урока;

«Верите ли вы, что…»

Да, узнаем о новой породе деревьев, если не поставим запятую при однородных членах предложения.

Да, узнаем, что говорящая верит во время путешествия, если не отделим запятой обращение «дорогой».

Да, поверим в то, что этот путь «мой», если не отделим запятой вводное слово «по-моему».

Да, если не выделим обособленное приложение.

3.Стадия рефлексии. Составление сводной таблицы.

Осложнение однородными

членами

предложения

Осложнение

обращениями

Осложнение

вводными словами

и предложениями

Осложнение обособленными  членами предложения

Использованная литература

  1. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
  2. Занимательные материалы по русскому языку. 8 класс/ Сост. Колчанова С.С. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Нестандартные уроки русского языка. /сост. Цветкова Г.В. – олгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  5. Русский язык. 6-8 классы. / Сост. Цой Н.С. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004.
  6. Сиднева И.В. Карточки для проверки орфографии и пунктуации. 5-11 классы. – М.: АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Вводные слова и знаки препинания при них». 8 класс

знать вводные слова, уметь находить их в тексте; расставлять знаки препинания в тексте с вводными словами....

Презентация на тему: "А22. Знаки препинания в простом осложненном предложении"

Материал можно использовать для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Перед вами практическая разработка для урока  по теме "Знаки препинания при простом осложненном предложении" или фрагмента урока, на котором эта тема актуализируется. Можно разработку и...

Схема-план урока русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в простом осложненном предложении".

В конспекте урока содержатся задачи, достигаемые на каждом технологическом этапе урока; формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе ур...

Дистанционный урок русского языка по теме «Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях». 7 класс

Предлагается информационный, дифференцированный дидактический материал для самостоятельного изучения семиклассниками темы в условиях дифференцированного обучения....