Схема-план урока русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в простом осложненном предложении".
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Двойникова Элеонора Олеговна

В конспекте урока содержатся задачи, достигаемые на каждом технологическом этапе урока; формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе урока; учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии с целями этого этапа; способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения; вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания; предполагаемые ответы учеников; способ контроля и самоконтроля правильности выполнения каждого задания; перечень дидактических средств, необходимых для организации работы учащихся на каждом этапе. Предлагаемая схема плана урока позволит начинающему педагогу не только подготовиться к занятию, но и с успехом провести самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_prepinaniya_v_prostom_oslozhnennom_predlozhenii.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Схема плана урока

Учитель Двойникова Элеонора Олеговна

ГБОУ СОШ №270 Красносельского района Санкт-Петербурга

Учебная параллель 9 класс

Тема урока «Знаки препинания в простом осложненном предложении».

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока - систематизация знаний о пунктуации в простом осложненном предложении.

Планируемые результаты:

  • систематизация имеющихся знаний по теме «Синтаксис и пунктуация простого осложнённого предложения»;
  • пунктуационный анализ простого осложнённого предложения;
  • использование в речи простых осложнённых предложений.

Задачи урока:

Воспитывающая

  • развивать коммуникативные способности во время работы на уроке,
  • способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;

Развивающая

  • развивать умение давать адекватную самооценку учебной деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи,
  • определять цель учебной деятельности, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;

 Обучающая

  • расширять и углублять знания учащихся по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении»,
  • составлять алгоритм пунктуационного анализа,
  • делать выводы о необходимости использования различных знаков препинания в соответствии с синтаксической конструкцией предложения,
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности и актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Задача: способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;
  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление
  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

Создание положительного настроя, приветствие.

Знакомство с рабочими материалами.

- Давайте посмотрим, с чем нам предстоит сегодня поработать. У каждого из вас есть рабочий лист, в котором вы будете вести записи. Напишите свою фамилию, имя, запишите дату.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в ваших рабочих листах есть таблица, которую вам нужно заполнить. В левом столбике даны предложения, в которых необходимо расставить знаки препинания. Справа находятся понятия, с которыми нужно соотнести данные предложения. Во втором столбике нужно поставить номер предложения и номер соответствующего ему понятия.  Например, к 1 предложению какое понятие можно отнести?  Значит, вы пишете во втором столбике 1-1.   Четвертый столбик вы пока не заполняете.

Предложения

Ответ

Понятия

Надо повторить

1.Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода

1.Вводные слова

2. Как хорошо ты о море ночное!

2. Уточняющие члены

3. Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом

3. Обращение

4. Шум моря доносившийся снизу говорил о покое

4. Сравнительный оборот

5. Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его

5. Обособленные члены

6. Дорога гладка как водяная поверхность

6. Однородные члены

7. Каждое утро в шесть часов я отправлялся на работу

8. В шесть часов вечера синоптики прогнозировали проливной дождь.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Задача: развивать умение давать адекватную самооценку учебной деятельности.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации.  Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

- Посмотрите на экран. Все ли у вас верно? Где возникли затруднения?

Если у вас была допущена ошибка в каком-либо предложении, в 4 столбике напротив напишите понятие, которое вызвало затруднение и с которым вам необходимо поработать.

Проверка по образцу.

Предложения

Ответ

Понятия

1.Действительно, в течение всего сентября стояла чудесная погода.

1 – 1  

1.Вводные слова

2. Как хорошо ты, о море ночное!

2 – 3

2. Уточняющие члены

3. Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом.

3 – 6  

3. Обращение

4. Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

4 – 5

4. Сравнительный оборот

5. Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит края его.

5 – 5

5. Обособленные члены

6. Дорога гладка, как водяная поверхность.

6 – 4

6. Однородные члены

7. Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.

7 – 2

8. В шесть часов вечера синоптики прогнозировали проливной дождь.

8 - Предложение ничем не осложнено.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Задача: определять цель учебной деятельности.

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)
  • Согласовывают тему урока
  • Строят план достижения цели
  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.

- Итак, в каких случаях простое предложение считается осложнённым? 

(Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются однородные члены предложения, обособленные члены предложения, уточняющие члены, вводные и вставные конструкции, обращения.

- Какова тема сегодняшнего урока?

Тема «Повторение. Знаки препинания в простом осложненном предложении».

Определите цель нашего урока.

- Так как тема уже была изучена, какой следующий шаг?

Цель - систематизировать и обобщить знания по теме «Простое осложненное предложение».

В рабочих листах, пожалуйста, зафиксируйте тему и цель урока.

- Для чего необходимо систематизировать знания?

Обучающие задачи:

  • расширять и углублять знания учащихся по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении», составлять алгоритм пунктуационного анализа,
  • делать выводы о необходимости использования различных знаков препинания в соответствии с синтаксической конструкцией предложения,
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- Давайте попробуем составить совместный план работы на уроке.

Примерный план:

  1. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения.
  2. Постановка знаков препинания в осложненном предложении.
  3. Составление опорных схем, таблиц.
  1. Реализация построения проекта

Зачада- составлять алгоритм пунктуационного анализа, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Создание проекта. Рекомендуется разделить класс на 5 групп. Алгоритм выполнения заданий для всех групп одинаков. Тексты различаются.

Задания для всех групп:

  1. Прочитайте предложения.
  2. Обсудите в группе постановку знаков препинания в данных предложениях. 
  3. Сделайте вывод по наблюдениям.
  4. Графически зафиксируйте данную пунктограмму.
  5. Выберите выступающего.

- Предлагаю поработать в группах. У каждой группы есть свое задание и пошаговая инструкция его выполнения. Ознакомьтесь с инструкцией и задайте вопросы, если они появятся.

Индивидуальная карточка для группы №1

Вы, верно, едете в Ставрополь? Правда в огне не горит и в воде не тонет. Дождь, казалось, зарядил надолго. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными. Кажется, колосья что-то шепчут друг другу.

Необходимо вводные слова отличить от членов предложения.

Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?

- Какие правила пунктуации при вводных словах?

Индивидуальная карточка для группы №2

 Схватил он его за ноги и руки, спеленал, поправил все перевязки, завернул его в воловью кожу, увязал и помчался с ним в дорогу. Острым ножом мы вырезали узоры: то колечко, то спираль, то шахматную клеточку. В каждом отсеке школы: на лестницах, на этажах, в кабинетах - везде стояли дежурные. В конце ноября выпал первый легкий снежок.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Индивидуальная карточка для группы №3

Озеро, как море, шумит при сильном ветре. Перед нами расстилались пестрые, как ковер, луга. Они были похожи как две капли воды. Поведай, книга, мне тайны природы. Здравствуйте, легкие звезды пушистого белого снега. Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье. Наш двор как сад.

- Что такое сравнительный оборот?

- Какими союзами чаще всего присоединяется эта синтаксическая конструкция?

- От какой конструкции её следует отличать?

- Что такое обращение? Для чего оно используется?

Индивидуальная карточка для группы №4

 Снег, пропитавшись весенним дождём, быстро таял.

Переваливаясь с боку на бок, утка вела своих малышей к пруду. Хлестакова, мелкого чиновника, приняли за важную птицу.  Ребята, расставаясь, обменялись адресами. Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Ребята бежали сломя голову.

- Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

Индивидуальная карточка для группы №4

  На левом берегу реки, у парома, чернели подводы. Зимой, особенно в феврале, здесь дуют свирепые ветры.  Гроза началась вечером, часу в десятом. Над лесом, в низине, поднялся туман. Издали, с востока, шёл скорый поезд. Бабушка очень любила грибы, особенно грузди. Вечером у них в доме горел свет. 

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- Какова их функция?

- Какие обстоятельства чаще всего требуют уточнения?

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задача: развивать коммуникативные способности во время работы на уроке.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения   вслух.

Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

-Сейчас каждая группа представит свои выводы.

Для учителя: представленные каждой группой графические комментарии-схемы можно объединить в общий справочник для использования в дальнейшей учебной деятельности (создание проекта).

- Обратите внимание, что вам необходимо оценить работу каждой группы, в том числе каждая группа оценивает свою работу по критериям. Критерии оценивания вам предложены, также указано, сколько баллов можно получить по каждому критерию.

Количество баллов:

                              2 – выполнено в полном объёме

                     1 – соответствует частично

                     0 – с заданием не справились.

Критерии

Самооценка

 1

   2

    3

   4

   5

 Оценка учителя

Группа выполнила задание (дала ответ на вопрос, разрешила проблемную ситуацию)

Приведены необходимые примеры/пояснения

Речь представляющего решение группы логична, соответствует требованиям, предъявляемым к типу речи «Рассуждение»

Даны правильные, аргументированные ответы на вопросы других групп по теме

Общий балл

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.  

Задача: делать выводы о необходимости использования различных знаков препинания в соответствии с синтаксической конструкцией предложения.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном.  Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

- Сейчас я предлагаю обратиться к рабочим листам. Задача – расставить знаки препинания, быть готовыми объяснить их постановку.

Эта работу предлагаю выполнить самостоятельно. Проверка будет выполняться фронтально с объяснением пунктограмм.

     Над рекою пухлыми клочьями проворно полз утренний туман, насквозь пронизанный солнцем и испуганный внезапно рождённым светом. Уткнувшись в берега и согнувшись, туман прятался в липовый молодняк, чуть слышно шурша листьями, забегал дальше в лес. Разрываясь, клубясь, сгибаясь, снова он, уже оторванный от реки, протискивался в узкую раму леса и пропадал за поворотом.

     Река под ним начинала улыбаться подслеповато, широко и влажно, как дети, когда они хотят и никак не могут проснуться. А лес пел неуверенными голосами начинающих новый день птиц, неясным шорохом и шумом листьев, яркими зелёными фонариками, зажженными на верхушках.

    Солнце, властелин утра, хохотало. Здесь этот хохот был беззвучен, от него только всё дрожало и лучилось, только разжимало веки и хотело оглядеться...

  1. Включение в систему заданий повторения 
  • Задача: расширять и углублять знания учащихся по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении».

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

- Итак, каких целей мы достигли на данном этапе? Все обобщили.

- Вам было предложено поработать с уже готовым текстом. Предположите, каким может быть следующее задание. Вам необходимо создать свой микротекст. При этом вы можете продолжить работу с данным текстом, так как он не закончен, или составить свой.

- Давайте послушаем, что получилось.

- Прежде чем вы начнете представлять свой текст, обратите внимание на то, по каким критериям вам, ребята, необходимо оценить работу:

Читают 2-3 ученика.

Устный анализ по плану:

1. Последовательность.

2. Связность.

3. Логичность.

4. Законченность.

5. Оправданное включение вводных слов, обращений.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задача: развивать умение давать адекватную самооценку учебной деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения), способы достижения цели, результат).

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

-Давайте посмотрим на цель урока.

-Достигли ли мы ее?

-Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне удалось…

Мне было трудно…

Ученики читают ответы.

Домашнее задание на выбор:

Упр. 101 (провести самостоятельное исследование) или упр. 105 (упражнение, направленное на подготовку к экзамену).  Если у вас были допущены ошибки в 1 задании, необходимо дома выписать 5 предложений из художественной литературы на данную пунктограмму. Это по работе с колонкой «Надо повторить». Если было допущено несколько ошибок, то по 2 предложения на каждую пунктограмму.

В конспекте хода урока содержится:  

  • задачи, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;
  • Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.
  • Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.
  • Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
  • Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания
  • Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
  • Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания
  • Перечень дидактических средств, необходимых для организации работы учащихся на каждом этапе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"

Разработка урока русского языка  (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой....

Презентация на тему: "А22. Знаки препинания в простом осложненном предложении"

Материал можно использовать для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Перед вами практическая разработка для урока  по теме "Знаки препинания при простом осложненном предложении" или фрагмента урока, на котором эта тема актуализируется. Можно разработку и...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....