Элективный курс. Стилистика русской речи.
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Материал содержит программу элективного курса "Стилистика русской речи", ориентированную на обучающихся 9 - 11 классов. Содержание и структура её соотносятся со школьным курсом русского языка.

Программа содержит важные понятия стилистики, теоретические материалы, вызывающие у учащихся затруднения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_stilistika_russkoy_rechi.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6»

Автор курса: Узких А.Н.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной  категории

г. Нижневартовск, 2016.

Тема элективного курса

Стилистика русской речи

Автор программы

Узких А.Н.

Учитель

Категория-высшая

Образовательная область

Филология

Категория слушателей

9 класс

Для какого профиля необходим данный курс

Гуманитарного

Для каких профессий необходим данный курс

Психолог, юрист, специалист по связям с общественностью, журналист, социолог, лингвист, филолог, корректор, переводчик, диктор, рекламный агент, менеджер, корреспондент и т.д.

Форма занятий

Лекция, диалог, практикум, урок-консультация

Форма зачета

Тесты

Пояснительная записка

        Программа ориентирована на учащихся 9-11 классов.

        Задача современной школы – дать учащимся определенную (максимально возможную) сумму знаний и умений при экономной затрате времени школьников, повышая культуру обучения, усиливая его практическую направленность.

        В общеобразовательной средней школе нет самостоятельного учебного предмета «Стилистика». Восполнить это поможет элективный курс «Стилистика русской речи», содержание и структура которого соотносятся со школьным курсом русского языка. Без свободного владения функциональными стилями речи родного языка немыслима культура личности. Обучение стилям речи объективно связано с воспитанием общественной активности и развитием эстетического восприятия слов, ибо функциональные стили обладают способностью отражать различные способы жизни коллектива и личности, специфику общения в различных ситуациях.

        Развитие стилистических умений на основе формирования понятий – сложная задача методики речетворческой деятельности учащихся и вместе с тем наиболее эффективное средство повышения культуры речи, обучения слову (устному и письменному). Известно, что именно ошибки в тестах и стилистические недочёты  в задании  С на ОГЭ и  ЕГЭ по русскому языку становятся главной причиной низких баллов.

        Предлагаемая программа содержит важнейшие понятия стилистики русского языка, теоретические материалы, вызывающие у учащихся затруднения. Курс стилистики базируется на знаниях, приобретенных учащимися при изучении учебных предметов «Русский язык» и «Литература», дополненных элементами истории русского литературного языка и системы образных средств  в разговорной, публицистической и художественной речи. Кроме того, он построен с учетом научных основ методики преподавания стилистики.

        Курс стилистики имеет теоретико-практическую направленность. Учитывая психолого-физиологические особенности восприятия учащимися абстрактных понятий, при формировании понятий стилистики упор делается прежде всего на конкретные представления о неязыковых факторах, связанных с понятием «Стиль». Поэтому работа над этим понятием начинается с раскрытия смысла слова «стиль», сходства стилеобразующих качеств явлений, свойств, действенной роли в типизации характеристик (в архитектуре, музыке, живописи; в общественном поведении личности и пр.).

        Затем выясняется общность понятий «Стиль» в жизни, литературоведении, языкознании.

        Последовательно выявляется содержание понятия «Стилевые черты» как средства образования текста определенного функционального стиля (научного, официально – делового, публицистического, разговорного, языка художественной литературы).

        Практические задания ориентированы на интеллектуальную деятельность учащихся, включающую анализ, синтез, сопоставление: личное речевое творчество, самостоятельный анализ текстов, редактирование и конструирование текстов.

Основные задачи курса:

- систематизировать, закрепить и углубить знания о стилистике, полученные на уроках в 5-8 классах;

- раскрыть лингвистические основы создания текстов разных стилей и жанров (для устной и письменной форм общения);

- обеспечить дальнейшее овладение стилистическими нормами в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

- совершенствование умений и навыков анализа текстов разных стилей, определение стилистической окраски частей речи и сферу их преимущественного употребления;

- в процессе комплексного анализа текста совершенствовать коммуникативные умения и культуру учащихся, умение выбрать и реализовать стиль своей речи в соответствии с коммуникативными условиями, жанром, характером материала,  уровнем восприятия речи предполагаемыми слушателями;

- обеспечить расширение лингвистического кругозора и формирование языкового вкуса.

Основные умения учащихся, сформированные на основе курса «Стилистика русской речи»

  1. Классифицировать информацию.
  2. Определять лингвистические  основы создания текстов разных стилей и жанров.
  3. Выявлять «Стилевые черты» как средства образования текста определенного функционального стиля.
  4. Уметь производить стилистический анализ текстов разных стилей.
  5. Уметь выбрать и реализовать стиль своей речи в соответствии с жанром, характером материала.
  6. Производить стилистическую правку текста; умение определять стилистическую окраску различных частей речи и сферу их употребления.
  7. С учетом стиля речи совершенствовать написанное, используя в высказываниях разговорного и публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства.

Учебно-тематический план курса

«Стилистика русской речи»

Дата

Тема

Содержание

Количество часов

Введение в предмет

Понятие «стиль». Стиль в нашей жизни (в одежде, убранстве, помещений, в архитектуре, живописи, музыке, в поведении человека).

Стиль как способ выражения единства цели, обстановки (ситуации), условий, использования, назначения предмета или явления.

1 час

Практическая работа.

Устное описание иллюстративного материала.

1 час

Практическая работа.

Сопоставление текстов, написанных на одну тему, но в разных стилях: научном, деловом, публицистическом и художественном – с целью выявления общих стилевых черт.

1 час

Свободные стилевые черты текста.

Официальность – неофициальность,  краткость – пространность, образность – безобразность, эмоциональность – неэмоциональность.

1 час

Практическая работа.

Сопоставление текстов на уровне лексики, морфологии, синтаксиса.

1 час

Функциональные стили речи.

Общее понятие. Книжные и разговорные стили речи.  Общие стилевые черты научного стиля. Лингвистические признаки научного стиля.

1 час

Практическая работа

Анализ текста научного стиля. Выяснение стилистических особенностей лексических, морфологических, синтаксических категорий. Создание научного стиля.

1 час

Экстралингвистические особенности разговорного стиля

Признаки разговорного стиля. Жанры разговорной речи. Общие стилевые черты текста разговорного стиля: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические.

1 час

Практическая работа

Анализ лексики и синтаксиса в повести К. Паустовского «Золотая роза» (разговор деревенских детей), в книге Ш. Амонашвили «Как живете, дети?»

1 час

Практическая работа

Создание текстов разговорного стиля.

1 час

Стилистические оттенки имени прилагательного, существительного, местоимений.

Нахождение стилистических оттенков имени существительного, прилагательного, местоимения в текстах разговорного стиля разных жанров.

1 час

Практическая работа.

Наблюдение над стилистическими функциями частей речи в текстах разговорного стиля разных жанров (в том числе, в художественном произведении); самостоятельное написание текстов разных жанров в разговорном стиле.

1 час

Стилистические оттенки глагола и наречия в текстах разных жанров и стилей.

Анализ образцовых текстов из художественной литературы.

1 час

Практическая работа.

Использование глаголов и наречий с разной стилистической окраской в собственных сочинениях.

1 час

Синонимы как средство стилистической дифференциации.

Составление синомических рядов, выявление общеупотребительных слов и слов – синонимов, связанных с конкретным стилем речи; сравнение собственной характеристики слов с их характеристикой в толковых словарях и словарях – синонимов.

1 час

Архаизмы, диалектизмы, профессионализмы. Их использование в  книжной и разговорной речи.

Выявление стилистических функций архаизмов, диалектизмов и профессионализмов в произведениях по литературе (архаизмы в поэзии Пушкина, Лермонтова, диалектизмы у Гоголя, профессионализмы у А.Н. Толстого, Шолохова и других), в произведениях современных писателей, а также в текстах учебников и словарей.

1 час

Практическая работа

Сочинения разговорных жанров, посвященные выбору жизненного пути.

1 час

Литература

  1. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка – М: Издательский дом «Дрофа», 2016.
  2. Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи – Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б Секреты стилистики: Правила хорошей речи – М: Рольф, 2013.
  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Стилистика русского языка» для 10 класса

    Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет ус...

Рабочая программа элективного курса "Стилистика русского языка"

Рабочая программа  элективного курса по стилистике русского языка....

Элективный курс "Стилистика. Культура речи."

   Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для  учащихся  9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладае...

Программа элективного курса "Стилистика русского языка" 9 класс

Программа курса «Стилистика русского языка» предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере родного языка, которая связана с его функционированием.Программа выполняет две основные функции....

Рабочая программа элективного курса "Стилистика художественной речи"

Рабочая программа элективного курса  в 11 классе "Стилистика художественной речи". Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 33 часа, базируется на программ...

Рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.»

Данная рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.» ориентирована на обучающихся 9 классов....

Элективный курс "Стилистика русского языка в 9-м классе"

Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к Основному государственному экзамену в 9 классе....