Внеклассное мероприятие по русскрому языку для 5-9 классов "Знатоки русского языка"
методическая разработка по русскому языку на тему

Внеклассное мероприятие представляет собой игру между командами.Используется в рамках недели"Филологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_meropr.5-9_kl.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Игра  «Знатоки русского языка» (для учащихся 5-9 классов)

Цели  игры:

  • формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;
  • развитие  коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;
  • воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

 Оборудование:  листы с заданиями  для каждой команды, компьютер, проект,экран

 Формы работы:   групповая, индивидуальная

 Форма проведения: игра ( беседа, викторина, конкурсы)

Ход занятия

  1. Правила проведения игры

 Ученики 5-9 классов  поделены на 3 команды по 5 человек.  В каждой командевыбирается капитан. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри. После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется  команда-победитель.

У членов жюри есть бланки с правильными ответами.

  1. Вступительное слово учителя:  

 Ведущий 1:Добрый день, дорогие ребята. Сегодня в нашем зале пройдет мероприятие- игра «Знатоки русского языка», в рамках недели русского языка и литературы.  Мы сегодня должны показать  ваши знания по основным разделам  русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Да что там всё перечислять, всё увидите. Мы начинаем.

Возникновение языка как науки.

Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно – певучий,

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык.

Ведущий 2:Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы о языке. А какие пословицы о языке известны вам? «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук», «Без языка и колокол нем» и пр.Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным и трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что русский язык - удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Ведущий 1Мы приглашаем на сцену команды, участвующие в нашей игре.

Давайте познакомимся. Командиры представляют свои команды.

Конечно, успех  каждой команды будет зависеть от  знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаем всем удачи!

Ведущий- Отправляемся в путешествие в страну, название которой обозначает науку о языке. “Собери слово из букв: «И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А»

Ответ: лингвистика- наука о языке.

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА.

Каждой команде загадывается по две загадки.

Загадки.

Ведущий

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

 Одной рукой всех встречаю, Другой провожаю.

Дверь.

 На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

Сом.

ВедущийА теперь из всех слов- отгадок найдите ответы. Для каждой команды свои задания.

- Назовите  слово(а), в котором(ых) звуков меньше, чем букв  (дождь, дверь),

в котором букв меньше, чем звуков  (ёж),

в котором количество букв и звуков совпадает.(звонок, дятел, сом).

Ведущий  Что изучает  раздел науки о языке «орфоэпия»? (вопрос к болельщикам, если таковых нет, то к командам)  (ответы учащихся)  Предлагаем орфоэпическую разминку. Расставьте правильно ударения в следующих словах. Ддя удобства можете воспользоваться листочками и ручкой. Время на выполнения -2 минуты, а затем произнесите их.  Жюри оценит.

  • Слова для 1 группы: красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; ( 10 баллов)
  • Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица; ( 10 баллов)
  • Слова для 3 группы:  предпринять, силос, углубленное обучение, ненормированный, экспертная, полиграфия, уведомил,  таможня, обеспечение. ( 10 баллов)

 (жюри слушает и считает правильные ответы)

Задание болельщикам и зрителям.

Определите, сколько букв и звуков в каждом слове: местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. (местность (9б, 7 зв.), гладкий (7б,7зв.), бурьян(6б,6 зв.), съемка(6б,6 зв.), каюта(5б.,6зв.).)

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Выполните задание: подберите однокоренные слова и определите способы словообразования  к слову “цвет”- 1 команда

к слову «свет»-2

к слову «дорога» -3

Ответ:1 к.- вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

2-

3-

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

Учитель: как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? (ответ учащихся)

Задание командам: попробуйте объяснить значение  слов и словосочетаний из  «Трехъязычного лексикона», который был выпущен  в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:скус( вкус),

  1. -очник ( окулист), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка),
  2. - возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила),
  3. - мешанина ( смесь), детоводница ( няня), охабка ( объятие).

 Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.

  1. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

Как можно сказать по-другому? Заменить фразеологизм словом

Команды отвечают по очереди. В случае молчания право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ 1 б.

1 команде:

1) Набрать воды в рот - замолчать.

2) Как две капли воды ... похожи.

3) Прошли огонь и воду — испытание.

2 команде:

Как можно сказать по-другому?

 Сесть в калошу - опозориться. 

Морочить голову - обманывать. 

Ни свет ни заря —рано.

 3 команде:

Водой не разольешь - друзья.

 Спустя рукава – плохо

Не покладая рук- неустанно.

Договорить конец фразеологизмов по цепочке каждой команде.

 Жить душа ... в душу.

 Куда Макар ... телят не гонял.

 Куда глаза ... глядят.

 Пиши ... пропало. 

Посадить ... в калошу. 

Тютелька ... в тютельку.

делить шкуру неубитого … (медведя) 

провалиться сквозь … (землю)
купить … в мешке (кота) 
вставлять … в колёса (палки)
брать … за рога (быка) 
держать … за зубами (язык)
писать как … лапой (курица)
купить … в мешке (кота) 
вставлять … в колёса (палки)
брать … за рога (быка) 
провалиться сквозь … (землю)
водить за … (нос) 
держать … за зубами (язык)


Конкурс – Инсценировка

Вам предлагается просмотреть небольшую сценку и записать услышанные в  ней все фразеологизмы. Листы с записанными фразеологизмами сдать жюри.

Бабушка: - Саша не стучи: уже поздно, соседи спят
А Саша стучит.
Бабушка: - Прекрати стук!
А Саша стучит...
Бабушка: Как об стенку горох! Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
Бабушка: - Сказано - сделано!
Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
Саша:- Отдай!
Бабушка: - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
Саша:- Я машину чиню...
Бабушка: - Всему своё время.
Саша:- Зачем молоток унесла?
Бабушка: - Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
Саша:- Не все: мы не спим.
Бабушка: - Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Саша:- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
Бабушка: - Кашу маслом не испортишь.
5.СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

- Игра “Четвёртый лишний”. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

1 команда

1. стружка

2. мастер

3. коробка

4. морковка

2 команда

1. цветочный

2.бригада

3.лесник

4. деревья

3 команда

1. участник

2. центнер

3. грустный

4. тростник

Ответы:

слово с непроверяемым гласным и слова с парными согласными в середине слова

слово с непроверяемым гласным и слова с проверяемым гласным

слово с непроверяемым гласным и слова с непроизносимым согласным

А сейчас - игра с буквами и словами.

Надо отгадать 9 слов, в которых нет никаких гласных, кроме «О».

1 команда

1. Беспорядочный шум. (Гомон)

2. продукт, из которого изготовляется масло (Молоко).

3. Хищная птица (Сокол)

2 команда

4. Столярный инструмент (Долото)

5. Лиственное дерево (Тополь)

6. Драгоценный металл (Золото)

3 команда

7. Съедобный герой русской народной сказки (Колобок)

8. Водоём (Болото)

9. Крупный населённый пункт (Город)

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

Разобрать по членам предложения, подписать части речи.

Грачи и жаворонки прилетают рано, они чувствуют теплую весну.

 Учитель:  правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить   грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:

  • Предложения  для 1 группы:  

- Цены подорожали (выросли)

                  -  Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков

( на искоренение)

  • Предложения для 2 группы:  

                  - В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);

- Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма (демонстрируется один и тот же фильм)

  • Предложения для 3 группы:  

             -  В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);

             -  Храбрая мысль (смелая)

Задание №9 «Конкурс капитанов»

 Учитель: а теперь давайте устроим турнир для капитанов.

  Капитаны выходят на середину сцены.    

        Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто  первым  правильно отвечает  на вопрос,  и  за каждый  верный ответ получает по 1 баллу.

  • Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))
  •  Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)
  •  Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)
  • Язык на котором ведется богослужение в православных храмах

( церковнославянский)

  •  Как называются словари, посвященные происхождению слов? ( этимологические)
  • Определите значение слова десница ( правая рука)
  • Что обозначает слово ВЕЩИЙ в  поэмеА.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)
  • На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы)

 Образуйте родительный падеж от существительного Кочерга (кочерёг)

  • Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского)
  • Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского рода, а другое - женского рода. (Луна,  месяц)
  • С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)

  10. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

- Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте схемы к этим предложениям.

  • Всю зиму снегири кормились семенами ольхи клёна липы.

(однород. члены предл.)

  • Скоро наступит весна и с юга прилетят птицы. (сложное предложение)

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Мы побывали на всех станциях – разделах русского языка. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика. Жюри подводит итоги.

Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.
Чтец 1:
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Чтец 2:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
Чтец 3:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт.)
Итог игры: Подсчет набранных баллов. Определение победителя.
Вручение призов.


Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов «Говорим на русском языке».

Цели:1) расширить и обобщить знания  в области  орфоэпии, лексики, фразеологии, риторики;2) формировать у учащихся  умения грамотно   пользоваться  богатыми ресурсами рус...

"Неделя детской книги" сценарий внеклассного мероприятия в 6-7 классе на французском и русском языках.

В данной методической разработке вы найдете сценарий сценок на французском языке "Trois petits cochons", "Le petit Chaperon rouge" для внеклассной работы на иностранном языке , так...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!» ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса «Удивительный русский язык».

Повторить знания учащихся по русскому языку, формировать интерес к более глубокому изучению предмета, развивать пытливость, любознательность каждого ученика, развивать творческие способ...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «Люби, цени и знай русский язык!» (8 классы)

Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.«Люби, цени и знай русский язык!»...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком" 5-8 классы...