Конспект урока русского языка в 7 классе: "Союз как служебная часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.

Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;

2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;

3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Союз как служебная часть речи

Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.

Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;

2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;

3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский

Оборудование: блок-схемы, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, слайдовая презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, я думаю, что все мы уже устали от долгой холодной зимы, мечтаем о том, чтобы поскорее начал таять снег, чтобы яркое тёплое солнышко приблизило весну. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов на нашем уроке себе и своим товарищам. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить то, что знаем о предлоге.

2. Лингвистическая разминка:

1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

(В) течени… семейного ужина

Благодаря поддержк… мамы

(В)следстви… (не)большой ссоры

Достать из(под) ёлки

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка

3. Слово учителя. Введение в тему урока.

Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? (Семья). Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Семья – это крепкий союз. Обратите внимание на доску:

«Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости» (Бах Ричард). Найдите части речи, которые не относятся к самостоятельным. С частицами мы более подробно познакомимся позже, а пока я предлагаю вам прослушать небольшое четверостишие, и если вы верно назовёте последнее слово, то поймёте, какой теме посвящён наш сегодняшний урок:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы).

ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Давайте познакомимся с этимологией слова СОЮЗ. Приглашаю лингвиста.

Ученик: Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество). Слово СОЮЗ родственно словам УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ. Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около двухсот пятидесяти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Учитель: А я обращаю ваше внимание на эпиграф, это высказывание великого русского учёного М.В.Ломоносова:

«Союзы есть не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

Учитель: Итак, чтобы точно определить функцию союзов, давайте проведём ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Дело в том, что союзы очень часто используются в пословицах. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу союзы. НА ДОСКЕ

Где мир … лад, не нужен и клад. (и)

В гостях хорошо, … дома лучше. (а)

Душа на месте, … вся семья вместе. (когда)

- Что связывают союзы в 1-ом предложении?

- Для чего используется союз во 2-ом предложении?

- Какую роль играет союз в 3-ем предложении?

Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.

Работа с учебником: чтение определения на стр.182.

Я предлагаю вам составить кластер –«паучок» о союзе как служебной части речи.

Составление кластера на доске и в тетрадях

5. Закрепление изученного о союзах.

А) Работа с текстом: В ГРУППАХ

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

Задания:

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки.

2. Найти в тексте все союзы, взять их в овал, определить простые союзы и составные.

Проверка выполнения.

Б) Ребята, мы сегодня говорили о семье, о её роли в нашей жизни. Давайте попробуем составить «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. Продолжите предложения, выделите союзы овалом. Какие предложения у вас получатся: ССП или СПП?

  1. Цени и береги своих близких, потому что…
  2. Когда у тебя плохое настроение, ….
  3. Никогда не груби своим родным, так как….
  4. Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
  5. Чтобы мама меньше уставала, ….

Проверка составленных учениками предложений.

Контроль: Тест с последующей взаимопроверкой.

1. Продолжи определение: Союз – это

А. самостоятельная часть речи

Б. служебная часть речи

В. часть слова

2. Союз связывает… . Выбери полный ответ:

А. Части сложного предложения

Б. Однородные члены предложения

В. Однородные члены предложения и части сложного предложения.

3. Укажите предложение, в котором союз связывает однородные члены предложения

А. На улице дождь непрерывный, а дома тепло и светло.

Б. Мне бабушка сказку расскажет и сладкий пирог испечёт.

В. Пусть счастливы будут все семьи, и радость войдёт в каждый дом.

4. Найдите ССП:

А. Мама спит, она устала.

Б. Хорошо, когда мы вместе.

В. Мама дома, и дом в порядке.

7. Заключительное слово учителя.

Ребята, в заключение нашего урока я хотела бы рассказать вам одну притчу.

Камни.

Однажды профессор философии перед лекцией зашёл в аудиторию и разложил на столе несколько вещей. Когда началось занятие, он молча взял пустую банку и заполнил её камнями. Затем спросил: «Банка полная?» «Да!» - согласились студенты. Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. Галька заполнила щели между камнями. «Банка полная?» - опять спросил профессор. Они рассмеялись и согласились, что теперь банка полная. Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. Песок заполнил всё оставшееся пространство в банке. «Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни – важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. Если бы всё остальное было потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. Галька – другие вещи, которые тоже важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Заботьтесь сначала о камнях – это то, что действительно имеет значение. Всё остальное – только песок.

8.Рефлексия. Ребята, если урок вам понравился, материал не был сложным и вы всё усвоили, поставьте на полях в тетради !

Если вам не всё показалось понятным и интересным, у вас ещё есть вопросы, поставьте ?

Если материал оказался слишком сложным и неинтересным, поставьте знак – (минус)

9. Домашнее задание: параграф 52 (стр.182 – 183), 1 группа – упр.426, 2 группа – упр.427

10.Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Разработка урока русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи"

На уроке дается понятие  "самостоятельные и служебные части речи". Учащиеся  вспоминают признаки уже известных им частей речи, распределяют слова по разным группам. На уроке...

конспект урока русского языка в 7 классе "Частица как часть речи"

Цели урока:1. Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями;2. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки ...

Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе

Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Д...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...