Употребление наклонений глагола
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Ступкина Татьяна Николаевна

Разработка урока русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 Новосибирской области

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра гуманитарного образования

 «Разработка урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии системно-деятельностного подхода»

Выполнила:

Ступкина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №4 г.Бердска

Новосибирск

2017

Всякая деятельность – это есть решение задач.          Поэтому основным средством, которым располагает     учитель, является постановка задач и организация их решения. Это, пожалуй, составляет основную специфическую сложность методического аппарата развивающего обучения. Умение поставить задачу, организовать ее решение – чрезвычайно сложная вещь, требующая большой серьезной работы от учителя.

Предмет:

Русский язык

Класс:

6 класс

Тип урока:

Обобщение знаний

Форма урока:

Группая работа учащихся

Технологии:

Технологии системно-деятельностного подхода, развивающего и дифференцированного обучения

УМК:

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Русский язык 6 класс.

Тема

Употребление наклонений

Цели:

 - содержательная (образовательная):

Обобщение сведений о формах наклонения глагола,  

 - деятельностная:

Умение строить высказывание в соответствии с речевыми задачами

Задачи:

Основные понятия:

Условное, повелительное, изъявительное наклонение

Межпредметные связи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Интерактивная доска, раздаточный материал.

Формы контроля:

Устные ответы


Организация образовательного пространства урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые

УУД:

 личностные;

регулятивные;

познавательные;

коммуникативные.

Планируемые результаты:

предметные;

метапредметные;

личностные.

I.Организационный (мотивационный).

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Сегодня урок начнем необычно. Перед вами дерево. Что является самой главной его частью?  Из каких еще частей состоит дерево? Что напоминает структура этого дерева?

Во всем должен быть порядок.

.Распределение по группам.

Обсуждение.

- корень;

- ствол;

- основные ветви;

- ветви второго порядка;

- отрастающие ветви;

- алгоритм, система, строгая организация

Листы с изображением дерева.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II. Целеполагание

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации.

Тема нашего урока «Употребление наклонений»

Кто-то из мудрецов сказал: «Всё, что ты говоришь, говорит о тебе…». Как вы думаете, как это высказывание и иллюстрированное дерево будет связано с нашим уроком? Как это будет проявляться, мы увидим позже

 Работа в группах.

- наша речь – показатель наших возможностей, качеств.

Метапредметные:

  формирование логических действий анализа объектов.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов)

Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования

Наша задача пробудить дерево от зимней спячки. Прежде чем появятся зеленые листочки на нем, нужно дать название каждой веточке, корешку. Поскольку мы продолжаем с вами изучать глагол, то перед вами языковедческие понятия, связанные именно с этой частью речи. Найдите каждому из них место на дереве. На какие 2 группы можно их разделить?.

Всемирно известный немецкий поэт произнес такую фразу: «Мертва теория мой друг, а древо жизни вечно зеленеет». Поэтому от теоретически выстроенной системы мы перейдем к практическому применению и выполним следующее задание. Позволим распуститься листочкам, только там, где это необходимо.

Работа в группах.

- постоянные и непостоянные признаки;

1.Раздаточный материал: карточки с названием глагольных признаков – изъявительное, условное, повелительное, прошедшее, настоящее, будущее, мужской род,  женский род,  средний род, единственное число, множественное число, спряжение, число , вид, наклонение, переходность, род , время, возвратность, лицо. (теория)

2.Раздаточный материал: карточки – листочки с формами глаголов: расстилал, смотреть, удивлю, напишите, рассмеются

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации, классифицировать информацию

Предметные: создание образной модели признаков глагола.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового.

Как вы думаете, для чего было предназначено это задание? Чтобы вы увидели, что именно формы наклонений глаголов в этой структуре играет важную роль.

Чтобы выполнить следующее задание, нужно ответить на вопрос: все ли глаголы обозначают реальные действия? Глядя на наше выращенное дерево, укажите, какие формы глаголов будут отражать реальные действия? А какие действия будут называть глаголы повелительного и условного наклонения?

Подготовьте небольшую словесную зарисовку на тему «Утро ученика», используя следующие глаголы, но в соответствии с той задачей, которая перед вами ставится. Каждая группа будет играть различные роли: реалистов, мечтателей, мотиваторов.

Чем различаются созданные вами тексты? Как формы наклонений глаголов отражают позицию человека к тому, что он говорит?

Действительно, по тому как говорит человек, какие формы слов он использует, можно судить о нем самом.

Кроме этого,   глагольные формы могут выполнять и другие функции речи. Проанализируйте следующие тексты:

Роль: прилвечение внимание, создание эффекта присутствия  – средство выразительности.

- систематизировать сведения о глаголе.

- увидеть важную роль такой категории, как наклонение глагола

-глаголы изъявительного наклонения

-возможные, необязательные

-формы глаголов повелительного наклонения отражают побуждения к действию, причем категоричные формы, в виде приказа, используются людьми властными, непреклонными, формы глаголов условного наклонения используют люди, любящие похвастать, либо бездеятельные, ищущие не возможности выполнения действия, а уход от деятельности.

Раздаточный материал: 1.одеться, одеваюсь, встать, вставать, чистить, почистить, сделать, делать, умыться, умываться, заправить, заправлять, собрать, собирать, идти, пойти.

2.Спешите, люди, жить. Не опоздайте
Других людей вслед за собой позвать.
Скорее руку помощи подайте,
Не торопитесь руку убирать.

3.Идёшь и видишь лес красивый лес с огромным количеством чудесных животных, дивных красот, заходишь и идёшь вглубь. Прогулка в лесу доставляет массу удовольствия тут и белки резвятся на деревьях и солнце скачет с листика на листик.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.

Коммуникативная: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме:

Способность участвовать в речевом общении 

Метапредметные

 формирование логических действий

Предметные: различать функций глагольных форм

V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов).

Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы (даны слова для справок).

Определите стиль речи данных текстов.

.

Раздаточный материал:

1.Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Нескольких таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. (художественный стиль)

 2.    Ребята, чтобы оставаться здоровым человеком, необходимо употреблять  полезную пищу. Полезная «пища» нужна и для ума. И это, конечно, книга! (Давайте послушаем) шуточное  стихотворение В.Д Ходасевича «Разговор человека с мышкой, которая ест его книги». (Выпишите )из него все глаголы, (определите) наклонение,  (найдите) глагол, с помощью которого выражается вежливая просьба.(официально-деловой)                                                                     

VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель:

самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Сверьте ваши работы с введенными на экран текстами.

Самопроверка

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия

VII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Что нового вы узнали нового на уроке? Перечислите функции форм наклонений глаголов.

Личностные:

формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного (используя их как средство выразительности), повелительного (воззвание, привлечение к проблеме) и условного (утопия) наклонений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление наклонений

Слайд 2

Цель: систематизация сведений о глаголе; употребление форм наклонений в речи

Слайд 3

вид спряжение переходность возвратность настоящее лицо лицо род род 1 2 3 1 2 3 м м ж ж ср ср мн.ч ед.ч мн.ч мн.ч мн.ч мн.ч мн.ч мн.ч мн.ч мн.ч ед.ч ед.ч ед.ч ед.ч ед.ч ед.ч ед.ч время условное повелительное ед.ч наклонение И З Ъ Я В И Т прошедшее будущее напишите удивил смотреть увидишь

Слайд 4

Наклонение Реальные Возможные действия действия

Слайд 5

Группы: Реалисты Те, кто выполнили действия Те, кто совершают действия Те, кто совершат действия Мечтатели Мотиваторы Те, кто заставляет выполнить действия Те, кто предлагает выполнить действия Те, кто просит выполнить действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Употребление наклонений глагола" 6 класс

Урок систематизации и обобщения материала по теме с учётом требований ФГОС....

Урок русского языка в 6 классе «Употребление наклонений глагола»

Цель:закрепить знания о наклонении глагола, полученные на предыдущих уроках,отработать умения и навыки использования в речи разных наклонений глагола;способствовать развитию творческих умений;формиров...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола")

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное накло...

Употребление наклонений глаголов. Практикум

Урок в 6 классе, практикум по теме "Наклонения глаголов"...