Разработка интегрированного урока "Былое и мы"
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Вислова Елена Викторовна

Данные интегрированный урок разработан учителями литературы, истории, географии и физики. Проводится на базе исторического музея школы. Он формирует метапредметные связи у обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_muzee.docx596.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных знаний у обучающихся

с использованием экспозиции школьного музея

(из опыта работы)C:\Users\А.С. Скуратов\Documents\Desktop\Урок в музее\IMG_6301-16-03-18-11-18.JPG

 МОУ школа №2 г. Жуковский М.О

Скуратова Л.Н. учитель географии

Вислова Е.В. учитель русского

 языка и литературы

Максимова Л.Е. учитель физики

Кузьмина И.В. учитель истории

Организация занятий в школьном музее – одна из общеизвестных форм проведения уроков в российской школе. Такая практика распространена повсеместно и хорошо себя зарекомендовала. В нашей школе с 2013 года работает историко-краеведческий музей «Былое и мы».

Историко-краеведческие музеи в школе – одни из самых распространенных видов музеев. Уроки с использованием музейных экспозиций очень хорошо вписываются в программы таких предметов как история, краеведение, реже литература.  Патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе краеведческого материала музеев является одной из очень эффективных форм обучения, начиная с советского периода.

С переходом школ на ФГОС второго поколения особое внимание уделяется формированию у обучающихся целостного представления об окружающем мире. Однако современная школьно-урочная система предполагает изучение каждой дисциплины практически изолированно.

Интегрированный урок на базе экспозиции школьного музея позволяет на краеведческом материале показать взаимосвязь и взаимопроникновение в повседневную жизнь наших предков  знаний из таких дисциплин, как география, биология, история, физика, русский язык. Этимология используемых в современной жизни слов, словосочетаний и поговорок отражает глубинную связь с историей, обрядами и бытом народа.

 Такой урок может быть проведён практически в любом классе средней и старшей школы. В зависимости от возраста и уровня подготовки обучающихся, можно регулировать уровень углубления в разные дисциплины.

 Данный урок разработан учителями географии, литературы, физики и истории. Урок проводится на базе экспозиции школьного музея «Деревенский быт на Руси». Длительность урока 45 минут. Урок проведен в 6 а классе, где дети ещё не изучали такой предмет, как физика, но прекрасно справились с заданиями.

Целью урока является показать взаимосвязь и практическое применение знаний разных дисциплин школьного курса на примере быта крестьян Центральной России.

Задачи, решаемые на уроке:

  1. Разбить стереотип, что наши предки были малограмотные и отсталые в техническом отношении люди;
  2. Показать связь современного русского языка с историей и обычаями;
  3. Познакомить с историей родного края.

Методика урока.

Данный урок проводится методом поиска ответов самими обучающимися на основе своего кругозора, жизненного опыта и знаний, полученных на уроках в школе. Учитель задает вопрос и с помощью наводящих вопросов или фактов подводит к правильному ответу. Разъяснения и уточнения даются учителем только после того, когда ребята сами нашли ответ. Каждый раз фиксируется внимание обучающихся, какая школьная дисциплина может объяснить то или иное явление.

Оборудование. 

Для урока была использована реконструкция крестьянской избы. А также были задействованы экспонаты музея, такие как лемех, ухват, каток деревянный, горшок, дранка, игрушки «шагающий бычок» и «перевёртыш».

C:\Users\А.С. Скуратов\Documents\Desktop\Урок в музее\IMG_4202.JPG   C:\Users\А.С. Скуратов\Documents\Desktop\Урок в музее\IMG_4205.JPG   C:\Users\А.С. Скуратов\Documents\Desktop\Урок в музее\IMG_4204.JPG   C:\Users\А.С. Скуратов\Documents\Desktop\Урок в музее\IMG_4203.JPG   C:\Users\А.С. Скуратов\Documents\Desktop\Урок в музее\IMG_4201.JPG

  Лемех                Ухват, горшок.             Каток.                Дранка.            «Перевёртыш»

C:\Users\А.С. Скуратов\Documents\Desktop\Урок в музее\IMG_4200.JPG«Бычок»

Справочный материал по разным дисциплинам прилагается и разработан учителями-предметниками.

 Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель предлагает провести урок (географии/русского языка/физики/истории) не в обычном классе, а в школьном музее. Для того чтобы почувствовать атмосферу тех далёких лет, ребята должны перенестись в прошлое и представить себя жителем деревни нашего Подмосковья примерно XVII – XVIII века.

Выясняется мнение обучающихся о техническом уровне и знаниях естественных наук крестьянами на Руси.  Обычно, мнение школьников, что крестьяне  не использовали или мало использовали такие знания.

  1. Основная часть урока.  

Перед входом в экспозицию, где представлен фрагмент русской избы, учитель задает вопросы:

  1. Из чего делали избы на Руси? (из дерева)
  2. Почему из дерева, а не из камня? (физика)
  3. Почему дверь в избу была очень невысокая, а порог высокий? Почему дверь избы открывается внутрь? (география, физика) Вопрос-подсказка: Что первое замерзает у вас, когда вы гуляете зимой?

Далее ребята проходят  в избу и садятся на скамьи.

Вопросы учителя:

  1. Почему на Руси говорят «срубить избу», а не пилить или сколотить?

(биология)

5. Обращаем внимание, что в избе есть пол. Вопрос: Почему такое слово применяется для этой детали избы? (русский язык)

6. Ребята сидят на лавках. Вопрос: Что означает словосочетание «семеро по лавкам»? (история)

7. Объясните поговорку «Не красна изба углами, а красна пирогами» и «Поставить во главу угла». Что за красные углы и кто будет во главе угла? (история, русский язык).

8. В чем пекли пироги на Руси? (печь). Из чего делали печи на Руси и почему? (география)

9. Почему говорят «сбить печь»? Для чего надо было бить глину? (физика)

10.  Есть поговорка «Всяк сверчок знай свой шесток». Кто такой сверчок и где находится шесток? (биология, краеведение, русский язык).

11. Если вам скажут: «Закрыть хайло». Это грубость или нет? Какой сейчас смысл этого выражения? (русский язык, краеведение)

12. Почему на Руси не считали привлекательными худых женщин? Вопрос-подсказка: Если скажут, что у вас худая невеста, это похвала? Что означает словосочетание «дородная женщина» (русский язык)

13. Попросить кого-либо подать ухват. Как ты догадался, что это ухват? Для чего он? (русский язык)

14. Как с помощью деревянного катка вытащить тяжёлый котёл из печи на шесток? Попросить кого-то догадаться, как это сделать (краеведение).

15. Попросить передвинуть котел, держа ухват близко к рогам и более далеко. Как удобнее и легче? (физика)

16. Попросить объяснить, как ребята представляют, что такое  «закуток». Что означает «кутить, закутить»? (краеведение, русский язык)

17. Откуда пошли выражения «попасть впросак», «надраться»? Какой сейчас вкладывается в них смысл? (русский язык, краеведение)

Показать игрушки «шагающий бычок» (Идёт бычок качается, вздыхает на ходу: «Ну вот доска кончается, сейчас я упаду!») и перевертыш.

18. Объясните, почему бычок  шагает по наклонной дощечке, а брусочек попадает точно на перекладины лестницы? (физика)

19. Что такое «пост»? Что это означает? (биология)

III. Итоги урока.

Подводя итог урока, учитель задает вопросы:

  • Вы согласны с тем, что наши предки были малограмотные и отсталые в техническом отношении люди?
  • Стало ли вам понятно, откуда у нас в языке появились определённые выражения, пословицы?
  • Узнали ли вы что-либо новое о жизни крестьян на Руси?
  • Связаны ли изучаемые в школе предметы с тем, что человеку пригодится в жизни?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вопрос 1. Деревянные строения более теплые по сравнению с каменными, так как теплопроводность дерева меньше, чем у камня. Следовательно деревянное жилье дольше будет удерживать тепло. (физика)

Вопрос 3.Небольшой размер двери в русской избе обусловлен климатическими особенностями средней полосы России – холодные, продолжительные зимы и короткое прохладное лето. Небольшая дверь позволяет сохранить тепло в жилой части избы. (география)

 Высокий порог не позволит холодному воздуху попасть в жилище, так как холодный воздух более тяжёлый и находится внизу. Именно от него и защитит высокий порог. (физика)

Дверь открывается внутрь, так как зимы на Руси были очень снежные. Если наметёт много снега, то из избы будет невозможно выйти. (география)

Вопрос 4. При рубке древесные сосуды, по которым идет сокодвижение, закупориваются и влага из окружающей среды не попадает внутрь. Это сохраняет древесину от гниения. При пилении, наоборот, сосуды «разлохмачиваются», что усиливает намокание и гниение. Для демонстрации гладкости рубленой древесины дать рассмотреть лемех. Объяснить, что именно такими деталями покрывали шлемообразные купола церквей. (биология)

Вопрос 5. Приставка пол-, например полчашки, полдома, полдня, обозначает половину чего-либо. В крестьянской избе делали настил на земле не из досок, а из подогнанных друг к другу толстых брёвен, распиленных вдоль на половинки. Это делало жилище более тёплым, так как так как поднимало уровень избы от промерзающей зимой земли. (русский язык) 

Вопрос 6. Семеро по лавкам – так говорят о большой семье. В большую семью входили глава семьи с супругой, их сыновья со своими женами и детьми. Много домочадцев (не только детей) сидят по лавкам за одним большим столом и ждут, когда на него поставят горшок щей или каши. Ели все из одной посудины по очереди.

Первым начинал есть глава семьи. Затем по убыванию старшинства. И так до самого маленького. Каждый терпеливо ждал своей очереди.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, сна, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное со сложившимися представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь. (история)

Вопрос 7.   Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый".  Красный угол расположен по диагонали от печи. Красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". (русский язык) 

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. (история)

Вопрос 8. В средней полосе Росси наиболее доступным, дешёвым и жаропрочным материалом была глина. Месторождения глины встречаются практически повсеместно. Этот материал очень легко обрабатывать. (география)

Вопрос 9. Глину надо тщательно вымешивать и, в прямом смысле, бить, ударять. Это делается для того чтобы удалить пузырьки воздуха из глиняной массы. При топке и нагреве печи пузырьки с воздухом будут увеличиваться в объёме. Это приведёт к растрескиванию печи и она будет дымить. (физика)

Вопрос 10. Сверчок - это насекомое примерно 2 см в длину. В теплое время года он живет на улице, а с наступлением холодов (сезон, когда начинают топить печи) перемещается в отапливаемое жилое помещение. Живёт в темных укромных уголках рядом с печью. Издаёт характерные стрекочущие звуки. (биология)

Шестком называется небольшая площадка наружной части русской печи, куда ставят горячую посуду после того как вынули её из устья печи. (краеведение)

Поговорка «Всяк сверчок знай свой шесток» имеет значение, что надо, подобно сверчку, знать своё место и не мешать окружающим, не лезть в дела, которые тебя не касаются. (русский язык)

Вопрос 11. Хайлом у русской печи называется нижняя часть дымохода. Расположено хайло над шестком, и в это отверстие выходит дым от топки печи. После того как печь протопится, хайло необходимо закрыть специальной задвижкой (вьюшкой), чтоб не было потери тепла. Если не закрыть хайло, то печь быстро остынет. (краеведение)

Выражение «закрыть хайло» сейчас носит уничижительный смысл и означает не говорить лишнего, так как то, что вы говорите не нравится слушателям. (русский язык)

Вопрос 12. Слово «худой» в русском языке был всегда синонимом слова «плохой», так как считали, что тощий человек был либо болен, либо голодал. Это было плохо. На Руси ценились люди «в теле», особенно женщины.  – дородные. Корень слова – род, родить. А главное предназначение женщин было родить здоровых ребятишек. Только крепкие, здоровые, дородные женщины могли продолжить род. (русский язык) 

Вопрос 13. Ухват от слова ухватить. Ребята легко догадаются о чем идёт ресь и как пользоваться ухватом. (русский язык)

Вопрос 14,15. Специальный деревянный каток, похожий на гантель, использовался для того, чтобы, опираясь на него ухватом, передвинуть тяжёлый горшок из горячей печи на шесток или задвинуть в печь. Попросить ребят догадаться, как пользоваться катком, поставив задачу передвинуть большой горшок самому хрупкому ученику. Только после этого объяснить, если не догадались сами. (краеведение)

На опыте ребята убедятся, что если взять ухват за конец, то передвинуть горшок будет легче. Условие равновесия рычага. Чем дальше берем за конец рычага от точки опоры, тем легче поднимать груз.(физика)

Вопрос 16. Перед печью находился «бабий кут» - небольшая часть избы, отгороженная занавеской или легкой деревянной стенкой, а позже шкафами. Там хозяйка держала всю посуду для приготовления еды, занималась кулинарией. Всем представителям мужского пола после 3-х лет вход в эту часть избы был запрещён. (краеведение)

 Именно там могли собраться в свободное время соседки посудачить, посмеяться, выпить медового пива – закутить. Мужчины по определению не могли «закутить».(русский язык)

Вопрос 17. Просак  - это станок, на котором сплетались верёвки в канат. Первые станки были ручные. Просак - также пространство от прядильного колеса до саней, где крутятся верёвки; если попадешь туда концом одежды или волосами, то скрутит так, что и не выдерешься.(краеведение)

Теперь в разговорной речи употребляется в переносном значении: попасть впросак по своей оплошности или недосмотру в неудобное или неприятное положение.(русский язык)

Дранка - это строительный материал для покрытия крыши избы. Изготовлялась из брёвен путём срезания тонких пластин на ручном станке. Режущий инструмент закреплялся на горизонтальном рычаге длиной до 2,5 метров. Большим усилием 2-3 мужчин рычаг перемещался вдоль бревна и срезал тонкие пластины. Очень тяжёлая работа, и после дня такого труда мужчин просто шатало от усталости. Дать ребятам посмотреть, что такое дранка.(краеведение)

В современном мире слово «надраться» применяется к нетрезвым людям, которые передвигаются шатаясь. (русский язык)

Вопрос 18.  Игрушка «Бычок» и «Перевёртыш» работают, так как мастер хорошо знал, где находится у тела центр тяжести и это использовал при изготовлении игрушек. (физика)

Вопрос 19. Пост напрямую связан как с биологическими циклами в природе, так  и с хозяйственной деятельностью крестьян. Посты приходятся на периоды года, когда запасы продуктов крестьян заканчиваются, скот даёт мало молочных продуктов (зимние посты), а новые ещё не подошли (летние посты).(биология)

Используемая литература:

1. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка. - М., 1995.

2. Вакуров В.Н. Фразеология / Современный русский язык, под ред. Д.Э.Розенталя. - М., 1984.

3. Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Сб.: В 2 т. - СПб., 1997.

4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1994.

5. Зимин В.П., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. - М., 1996.

6.Иван Забелин. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862—1869.

7.Л.В.Беловинский «Изба и хоромы:из истории русской повседневности». Профиздат, 2002

8.Д.А.Баранов, И.И.Шангина «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

Разработка интегрированного урока

Общая характеристика истории ХХ века...

Разработка интегрированного урока по изо и прикладному творчеству

урок направлен на повторение пройденного материала по изобразительному искусству и изучению  материала по прикладному творчеству " Изготовления цветка из ракушек"...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Разработка интегрированного спецкурса по творчеству Р. Бернса

Интегрированный спецкурс проходит через  несколько лет обучения по концентрической системе и охватывает всех участников образовательного процесса....

Разработка интегрированного урока информатика+физика

Единственный недостаток - в целях экономии пришлось удалить видеоролики - это номера приложений 6, 7. В принципе кому интересно, можете вставить любые ролики демонстрирующие явление электромагнитной и...