Задания для школьной олимпиады по русскому языку для 10-11 классов.
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Шатская Ольга Николаевна

Данная работа состоит из различных лингвистических тестов, лингвистических задач и творческого задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

1. Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведенных ниже слов он сможет правильно записать, слыша, как их произносят:

Отдавать, вензель, палка, подсвечник, поток, пруд, скучно, добрый, лесной, идти?

2. Поставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, договор, досуг, дремота, ломоть, мышление, статуя, щавель, каталог, пурпур

3. В каком ряду все слова в именительном падеже множественного числа имеют окончание -ы?

А) адрес, бухгалтер, паспорт, ректор

Б) директор, офицер, инженер, рапорт

В) договор, кондуктор, шофер, инструктор

Г) доктор, катер, оратор, кузов

Д) профессор, поезд, редактор, сектор

4.    ¬ поведь. Сколько разных приставок можно подставить на место знака ¬ ? Укажите возможные варианты слов.

А) ни одной Б) одну В) две Г) три Д) четыре

5.   Название какой фигуры происходит от древнегреческого слова со значением

столик’?:

А) трапеция Б) круг В) овал Г) квадрат Д) параллелограмм

6.  Лексическое значение слова указано неверно в примере.

А) БЛОГ

веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

Б) ГАДЖЕТЫ

небольшое техническое приспособление (в том числе с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью.

В) СПАМ

массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.

Г) ЧАТ

средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.

Д) ХАКЕР

человек, увлекающийся компьютерными играми наряду с прочими общечеловеческими развлечениями не в ущерб возложенным на него социальным функциям.

7.  Какой ряд слов соответствует последовательности: Ъ – Ь – Ъ – Ь?

А) суб…ект, фел…етон, п…едестал, ин…екция

Б) лос…он, в…едливый, п…еса, в…южная

В) батал…он, интерв…ю, об…явление, с…ехал

Г) об…ём, шерст…ю, с…ёжился, обжеч…ся

Д) суб…ект, без…ядерный, п…едестал, батал…он

  1. В каком предложении нет речевой ошибки? Исправьте ошибки.

А)   Новые педагогические технологии и организационные формы работы, представленные на конкурсе исследовательских проектов, достойны внедрения во всех школах округа.

Б)   В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься.

В)   Это слово не имеет в русском языке прототипа.

Г)   Нужно расширять кругозор знаний у учащихся.

Д)   Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся.

    9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку.

А)   ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

Б)   Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

В)   Обсуждение научных проблем сочеталось в книге с решением ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ задач

Г)   В ходе ИЗБИРАТЕЛЬСКОЙ кампании победу одержали шведский и австрийский кандидаты на престол.

Д)   Стефан Баторий постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет, разговаривал с послами в шапке, а на приём послов демонстративно приглашал недруга Ивана IVкнязя Курбского.

10.  Перед Вами 5 фонетических загадок. Определите, о каких звуках идёт речь.

Аргументируйте свой ответ.

  1. Твёрдый сонорный звук, который часто встречается в скороговорке про трагический случай, произошедший у реки

  1.  Этот звук является парным по глухости/звонкости звуку, который есть в слове мармелад, но отсутствует в слове лестница

  1.  В библиотеке – один, у бабочки – целых два, а в рабстве и рубине – вовсе нет

  1.  Этот звук способен превратить возвышенный участок дна водоёма,

мешающий судоходству, в насекомое

  1.  Сочетания сонорных с этим гласным в начале слова говорят о

старославянском происхождении слова.

11.  Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова                                        (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

12.  Что означает выражение «семь пятниц на неделе»? Каково его происхождение?

       Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

13.   Замените данные словосочетания фразеологизмами

очень тесно-

очень темно-

очень мало-

очень плохо- 

очень близко-

14.  Подберите слова разных частей речи, состоящие из двух букв. Каких частей речи среди них быть не может?

15.  Найдите слова, выдуманные Н.С. Лесковым, автором «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе». Что, по вашему мнению, значат эти слова? Объясните способ их образования.

А. «Если бы, — говорит, — был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы, — говорит, — увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.»

Б. « Перед каждым на виду висит долбица умножения»

В. «Мы на буреметр, -говорят,_ смотрели: буря будет, потонуть можешь».

16.   Даны обозначения некоторых дат на языке суахили и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:

tarehe tatu Disemba jumamosi 
tarehe pili April i jumanne 
tarehe nne April i jumanne 
tarehe tano Oktoba jumapili 
tarehe tano Oktoba jumatatu 
tarehe tano Oktoba jumatano 
5 октября, понедельник 
5 октября, среда 
5 октября, воскресенье 
2 апреля, вторник 
4 апреля, вторник 
3 декабря, суббота

А. Найдите русский перевод для каждого суахилийского словосочетания. 
Б. Переведите на суахили: 
3 апреля, среда; 2 декабря, воскресенье.

17.    Сравните значения приведенных ниже слов и определите значения морфем латинского происхождения ТРАНС и КВАЗИ.

1) Транссибирский, трансполярный, трансатлантический, трансокеанский, транслитерация.

2) Квазинаучный, квазиученый, квазичастицы, квазистатический.

   

Творческое  задание

Составьте текст рекламы канцелярских товаров, используйте при этом как можно больше слов с

приставками на З и С.

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов...

Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов

В этом материале даны  материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку ( 9 класс)

Задания для школьного этапа олимпиады школьников...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку, 5-6 классы.

Для проведения школьной олимпиады, конкурса "Знатоки русского языка" предлагаются задания по разным разделам языкознания. Материалы можно использовать для учащихся 5-6 классов....