методическая разработка к уроку русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Мезенцева Виктория Валерьевна

Среди педагогических технологий, согласованных с ФГОС, мы особенно выделяем технологии проектной и исследовательской дяетельности, но здесь они не рассматриваются в совокупности. Именно проектно-исследовательская деятельность требует корректного научно-обоснованного подхода и решения организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе.
       Учитель: Мезенцева Виктория Валерьевна, ГБОУ школа-интернат № 28.

         Предмет: русский язык.

         Учебник: русский язык для 5 класса: ФГОС: под ред. М. М. Разумовской и П. А. Львовой С.И 2001

Тема урока: Наклонение глагола (§ 78).

          Продолжительность: 45 мин.

          Тип учебного занятия: урок новых знаний.

Урок № 119.

Технологии: проблемно-диалоговое обучение, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, концентрированные, информационно-коммуникационные.

Цель: дать определение категории наклонения глагола, научиться определять наклонение глагола, отличать их формы.

1. Образовательная: формировать навыки определения наклонения глагола, продолжить развитие навыков письменной речи учащихся.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои  высказывания, пополнять словарный запас учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родного языка, воспитывать любовь к нему.

Планируемы результаты:

1. Познавательные:

– Дать понятие категории наклонения глагола.

– Дать понятие изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения глагола.

– Указать формальные признаки наклонения глагола.

2. Практические:

– Научить определять наклонение глагола.

– Научить образовывать от инфинитива формы всех трех наклонений.

– Научить отличать форму сослагательного наклонения от формы прошедшего времени глагола; форму повелительного наклонения от формы настоящего и будущего времени 2 л., мн. ч.

3. Метапредметные:

- Развить логическое мышление в ходе изучения категории наклонения глагола.

- Развить точность и логичность речи учеников путем указания на смысловые оттенки, передаваемые наклонением глагола.

4. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

5. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в  парах, индивидуально;

Форма работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:  учебник, презентация.

Оборудование: проектор, экран, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.

План урока:

24. Оргмомент (1 мин.).

25. Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.).

26. Изучение нового материала (беседа, слово учителя, обобщающая таблица; 10 мин.).

27. Закрепление изученного (работа с учебником, беседа, распределительный диктант; 28 мин.).

28. Итог урока (3 мин.).

29. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Метод – беседа.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучение глагола, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какую часть речи мы называем глаголом. (Ребята отвечают).

III Изучение нового материала.

Метод изучения:

6. Беседа.

А теперь давайте запишем три предложения:

1) Я прочитал эту книгу.

2) Я прочитал бы эту книгу, если бы было время.

3) Прочитай эту книгу: много полезного найдёшь в ней для

себя.

Выделите глаголы в этих предложениях. Вы, наверное, обратили внимание, что в каждом из предложений есть глагол «прочитать»? В первом предложении этот глагол обозначает, что действие произошло на самом деле, но произошло ли данное действие в других предложениях? (Нет). А что тогда обозначают глаголы «прочитал бы» и «прочитай»? (В первом случае – возможность действия; во втором – призыв к действию).

2. Слово учителя:

Таким образом, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему. Эти оттенки значения передает новая для вас Глагольная категория – НАКЛОНЕНИЕ, которая выражает отношение действия к реальной действительности. Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения: Изъявительное, сослагательное (или условное), повелительное.

3. Составление таблицы (учитель – на доске, ученики – в тетрадях):

А сейчас мы составим вспомогательную обобщающую таблицу, которую дома вам необходимо будет дополнить примерами: (с. 221 упр . 625)

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (УСЛОВНОЕ) НАКЛОНЕНИЕ

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Обозначает действие, которое происходит (наст, вр.), происходило (прош. вр.), будет происходить (буд. вр.): Пишу Письмо — Писал Письмо — Буду писать Письмо

Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно: Написал бы, прочитал бы

Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить: Напишите, Пожалуйста, письмо

IV Закрепление изученного:

1) 1. Вид работы: работа с учебником.

2. Упр. 626 (1-4 предложение). Задание к упражнению: «Спишите. Подчеркните глаголы. Определите наклонение. Объясните, что обозначает глагол каждого наклонения».

3. Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (умение дифференцировать и находить отличительные черты).

4. Дополнительные вопросы к упражнению: по каким признакам вы определяли наклонение глаголов? (по значению и форме).

5. Выполнение упражнения:

1) Если бы да кабы выросли во рту грибы, то бы это был не рот — был бы целый огород. 2) В радости знай меру, в беде веры не теряй. 3) Один и дома горюет, а двое и в поле воюют. 4) Не будь упрям, а будь прям.

6. Упражнение выполняется на местах, потом по желанию четыре ученика анализируют по одному предложению.

7. Вывод: Чтобы определить наклонение глагола, нужно обратить внимание на его значение и форму.

Беседа:

Надеюсь, вы уже обратили внимание на то, что формы сослагательного и повелительного наклонения похожи на другие глагольные формы. Какие? (форма сослагательного наклонения - на форму прошедшего времени глагола; форма повелительного наклонения - на форму настоящего и будущего времени 2 л., мн. ч.). Но помните, что названные вами формы всегда выступают в изъявительном наклонении. Кроме того, сослагательное наклонение всегда употребляется с частицей «бы», а формы повелительного наклонения, похожие на 2 лицо мн. ч., оканчиваются на – ИТЕ, какого бы спряжения ни был глагол.

2) 1. Вид работы: Распределительный диктант, заполнение таблицы:

2. Задание к упражнению: «Распределить предложения по колонкам таблицы. Выделить глаголы» (с доской).

3. Цель упражнения: развитие логического мышления (умение дифференцировать), грамматические умения (различение схожих грамматических форм), логические (отбор необходимого материала).

4. Выполнение упражнения:

Глаголы в прошедшем времени

Глаголы в форме сослагательного наклонения

Глаголы в форме н. в. и б. в. 2 л. мн. ч.

Глаголы в форме повелительного наклонения

Я Принес тебе добрую весть.

Он Нарисовал осенний день.

Ты Искал Приключения повсюду.

Я Принес бы Тебе книгу, если Бы знал, что ты дома.

Я Нарисовал бы Тебе планместностиЕсли ты Попросил бы Меня об этом.

Он не Искал бы так свои очки, если Бы имел запасные.

Что вы об этом Скажете?

Как вышлете, немедленно Позвоните.

После того, как вы Выйдете, я открою окно.

Скажите ваши пожелания.

Пожалуйста, Вышлите мне книги.

Выйдите из комнаты.

5. Учитель диктует предложения, которые четыре ученика записывают каждый в свой столбик, выделяя необходимые глаголы. Остальные работают в тетрадях, потом проверяют написанное на доске.

6. Вывод: Каким образом мы можем отличить сослагательное и повелительное наклонение от схожих глагольных форм? (по контексту и обратив внимание на ударение).

Частица «бы», относящаяся к глаголу в сослагательном наклонении, может находиться не только перед самим глаголом, но и после какого-либо другого члена предложения.

3) 1. Вид работы: образование от инфинитива различных глагольных форм.

2. Задание к упражнению: «Образовать от глаголов в инфинитиве все три формы наклонения в ед. ч.».

3. Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала).

4. Выполнение упражнения:

Писать – пишу – писал бы - пиши

Жить – живу – жил бы - живи

Мазать – мажу – мазал бы - мажь

Бросать – брошу – бросил бы - брось

Бороться - борюсь – боролся бы - борись

Стричь – стригу – стриг бы - стриги

5. Упражнение выполняется поочередно двумя учениками у доски (по три слова), остальные работают на местах, потом проверяют.

6. Вывод: Для образования каждой формы наклонения существуют свои окончания и суффиксы (с которыми ученики познакомятся на следующем уроке).

V Итог урока: Фронтальный опрос: Что обозначает наклонение глагола? Какие наклонения есть в русском языке? Что каждое из них обозначает? С какими глагольными формами не следует путать повелительное и сослагательное наклонение?

Выставляются оценки ученикам, работавшим у доски и наиболее активным на местах.

VI Домашнее задание: § 78, дополнить примерами таблицу наклонений, доделать упр. 626, ЗСП – 15 (обязательно для всех);

Задание повышенной сложности! (по желанию): выписать из стихотворения Владимира Владимировича Маяковского «Кем быть?» все глаголы и определить их наклонение (для тех, кто считает себя сильными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка к уроку русского языка на тему "Внимание! Опасный безударный гласный!"

В  презентации представлен материал, помогающий обобщить знания учащихся 2-го класса о безударных гласных в корне слов, способах их проверки в сочет ании с повторением правил пожарной безопасност...

Методическая разработка для урока русского языка и литературы

Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок постро...

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс

Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс...

Методическая разработка к уроку русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"

Тема" "Путешествие в страну выученных уроков"Тип урока: повторительно-обобщающийФорма: урок-игра...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...