Формирование орфографической грамотности путём систематического чтения
опыты и эксперименты по русскому языку (7 класс) на тему

Вантеева Юлия Геннадьевна

Современный этап развития общества характеризуется тем, что у детей пропадает интерес к родной отечественной культуре, в частности, к родному языку. Следует констатировать и факт обеднения словарного запаса школьников, снижение уровня орфографической грамотности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование орфографической грамотности путём систематического чтения.

Актуальность.
Современный этап развития общества характеризуется тем, что у детей пропадает интерес к родной отечественной культуре, в частности, к родному языку. Следует констатировать и факт обеднения словарного запаса школьников, снижение уровня орфографической грамотности детей.
Причинами этого являются: средства массовой информации, которые не дают образца грамотной литературной речи, снижение уровня культуры, всеобщая компьютеризация. Быть грамотным человеком стало необязательным, а тем более непрестижным. Причинами снижения орфографической грамотности являются, на мой взгляд, и отказ от эпистолярного жанра, и снижение интереса к чтению художественной литературы.
Между тем Единый федеральный государственный стандарт образования задает высокий уровень орфографической грамотности. «… В результате изучения русского языка ученик должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации». Критерии оценки ЕГЭ в отношении орфографической грамотности школьников ожесточаются с каждым годом.
К сожалению, имеющиеся учебно-методические пособия не всегда помогают решить выше поставленную задачу. В них недостаточно учитывается ситуация, сложившаяся в обществе, и обусловленные этой ситуацией изменения в психологии детей и подростков. Данные пособия по-прежнему представляют правила в наукообразном виде с огромным количеством исключений, идя от общего к частному, не учитывая при этом избирательный характер памяти ребенка, не опираясь на диагностические данные снижения уровня памяти школьников.
То же можно сказать и об имеющихся учебниках с большим объемом теоретического материала, предлагаемого для механического заучивания. Следует отметить и малое оснащение учебников иллюстрированным материалом, использование в мизерных количествах «облегчающих шпаргалок» для усвоения особенно трудных тем.
Все выше перечисленное требует от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подходом для меня стала активизация ассоциативного мышления школьников на уроках русского языка.
Теоретическое обоснование опыта.
Орфографическая грамотность – одна из составных частей общей языковой культуры. Формирование грамотной письменной речи – одна из главных и перспективных проблем методики обучений русскому языку.
«Под орфографической грамотностью следует понимать: умение видеть орфограмму (написание, при котором возникают графические варианты и лишь один из них является орфографически-возможным) и способность применять то орфографическое правило, которое способствует решению орфографической задачи написания слова».
Методологическими основаниями для исследования явились работы Д.Н.Ушакова, А.Б.Шапиро, А.И. Моисеева, Н.М.Шанского, выдвигавшими морфологический принцип, как ведущий принцип русской орфографии.
На сегодняшний день отмечается проблема повышения орфографической грамотности. Важнейшим звеном в решении проблемы является использование инновационного метода ассоциативного мышления. «Под ассоциативным мышлением понимается поэтическое мышление, результатом которого является любой процесс отображения окружающей действительности в образах, включающих элементы субъективно-авторского видения мира, осуществляемого через призму индивидуального сознания. В его основе лежит способность генерировать новые идеи. Ассоциативное мышление – это творческий подход к управлению принятием решений, оно выводит процесс на качественно иной уровень…».

.Некоторые ученые-русоведы и учителя-практики используют в своей работе такие методы активизации ассоциативного мышления как:


  • Ассоциативные рифмовки – специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели (в частности, для запоминания написания слова);

  • Ассоциативные рисунки – учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, опорная картинка, помогающая зрительно представить содержание материала.


Существует опыт использования таких ассоциаций для повышения орфографической грамотности. Он описан в работах Л.Шкатовой, Т.П.Шульга, С.Бурмако, В.А.Сидоренкова, А.Г.Гусева.
 Сущность опыта.
Изучив возрастные особенности развития личности, а также руководствуясь новыми стандартами образования по русскому языку, мною было выявлено, что эффективным способом для запоминания орфограммы, написания слова является активизация ассоциативного мышления школьников. Таким образом, одной из целей моей педагогической деятельности стало 
повышение орфографической грамотности с помощью создания различного рода ассоциаций.

Для реализации этой цели мною были поставлены задачи:


  • Создать условия для возникновения потребности в создании собственной ассоциации;

  • Приучить к систематической работе с данным методом;

  • Направить работу учащихся таким образом, чтобы ассоциации были действенны, способствовали формированию орфографического навыка.


7 класс

Ассоциативный рисунок заменяется моделью-опорой, но такой же яркой, образной, оригинальной по построению.


Под ассоциативной моделью-опорой понимается некая схема изученного материала, представленная особым образом, рождающим ассоциацию. 

Мною разработаны ассоциативные модели-опоры по следующим темам: 


  • Слитное и дефисное написание сложных существительных;

  • Написание суффиксов существительных;

  • Написание наречий.


Примером может являться модель-опора дефисного написания ПОЛ с именами существительными: 

П \ Ю (имена собственные)

О – «л»

Л / и (гласная буква)

Написание суффиксов О-А на конце наречий с приставками В-, На-, За-; Из-, До-, С- (для запоминания суффикса используем слово ОКНО).


  1. Активно начинаю использовать 
    «лингвистические визитки»(визитные карточки изучаемых частей речи), созданные на основе ассоциаций с жизнедеятельностью человека. 


Например, лингвистическая визитка причастия: 

^ ИМЯ: ПРИЧАСТИЕ

ДОЛЖНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СКАЗУЕМОЕ

ПРОФЕССИЯ: ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ: ВОПРОС (КАКОЙ?), ВРЕМЯ, ВИД

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА: г.ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ул.ПРЕДМЕТНАЯ.


  1. Широко использую 
    ассоциативные цепочки различных оснований на любом этапе работы. Причем, при создании цепочек особое значение начинает иметь детская субкультура. (преподаватель – препод)

  2. Продолжаю применять 
    ассоциативные рифмовки для усвоения различных тем курса русского языка. 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.

 Точная, грамотная и  выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки о...

Авторская работа по теме: "Пути формирования орфографической грамотности учащихся"

План.       Введение. ……………………………………………………………………3Глава 1.  Проблема «Формирования орфографической грамотности» в педагогической и в методической науке. …………………...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Формирование орфографической грамотности школьников»/

На уроке подаётся материал, способствующий формированию УУД учеников по орфографии. Знание основных орфограмм необходимо школьникам не только для умений грамотно и правильно писать, но и для успешной ...

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...

Приёмы формирования орфографической грамотности учащихся

Приёмы формирования орфографической грамотности учащихся...

Проблема формирования орфографической грамотности на уроках русского языка в 5 классе и ее решение в свете ФГОС

В последние годы основные пробелы педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием процесса образования, направленным на развитие личности школьников. Формирование орфографического нав...