Конспект урока по развитию речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Русская зима".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

На уроке даются представления об особенностях изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_razvitiyu_rechi_5_klass.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи.

Русский язык – 5 класс.

Учитель МБОУ «Ленинская ОШ» Гриненкова Е.М.

Тема: Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима».

Цель:совершенствование умения определять тему и сюжет произведения;совершенствование умения описывать словами своё настроение,вызванное картинами природы.

Задачи:-познакомить с творчеством К. Ф. Юона;

-формировать умение структурировать текст;

-формировать умение соотносить выразительные средства художественного текста и картины;

-развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;

-развивать чувство прекрасного.

Оборудование:репродукции картин К. Ф. Юона; запись фрагментов из альбома Чайковского «Времена года»; тексты стихотворений; белая гуашь; листочки синего цвета.

Ключевые слова: сюжет картины, тема картины, настроение, художественный приём, выразительно-изобразительные средства.

1.Предварительная работа (стихотворение о пейзаже).

-Сегодня мы рассмотрим особенности изображения пейзажа в поэзии, музыке, живописи. Познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона, с его картиной «Русская зима.Лигачево». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно точнее и полнее рассказать о ней, а затем вы напишите сочинение - описание зимнего пейзажа.

Многие поэты, писатели, художники любили русскую зиму и называли её различными ласковыми именами. Вспомните и приведите примеры таких слов.(Зима-красавица, гостья, рукодельница, чародейка и др.)

-Назовите стихотворения о зиме, которые вы знаете.

-Кто их автор?

2.Игра «Собери стихотворение» (тексты стихотворений делятся на части по две строчки, нужно быстрее и правильнее «собрать» стихотворения).

-Выпишите из них образные выражения, которые характеризуют русскую зиму.

3.Особенности изображения пейзажа в музыке.

-Богатство красок и звуков зимнего пейзажа привлекало внимание не только поэтов и художников. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в 1876 году написал альбом «Времена года», состоящий из 12 пьес. Пьесы «У камелька», «Святки», «Зимнее утро» посвящены изображению зимы.

-Подберите к прослушанному музыкальному отрывку из альбома Чайковского «Времена года» соответствующий ему отрывок из стихотворений. Объясните свой выбор.

(С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев, А.С.Пушкин.)

-Основное художественно-выразительное средство, используемое в отрывках, -олицетворение. Природа в стихотворениях русских поэтов редко предстаёт просто как пейзаж, как фон. Она является активным действующим лицом, неразрывно связана с миром человеческой души.

4.Особенности изображения пейзажа в живописи Работа над картиной К.Ф.Юона «Русская  зима».

1) Сейчас мы познакомимся с творчеством замечательного русского худлжника Константина Федоровича Юона, с его картиной «Русская зима», попытаемся определить, каковы же особенности изображения зимнего пейзажа в живописи.

 2) Знакомство с биографией К. Ф. Юона.

 Константин Федорович Юон родился в 1875 году в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство леса – все это предстает на полотнах художника. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное жизнерадостное настроение.

3.Работа по содержанию картины.

-Рассмотрите картину. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?

-Какие чувства у вас вызывает?

Чувства :восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность, радость.

Настроение и состояние: хорошее, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, задорное, приятное, лучезарное, лучистое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнерадостное, оптимистичное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое.

-Каков, по - вашему, замысел художника?

-О чём эта картина?

-Почему она так называется?

-Перечислите всё, что вы видите на картине.

-Что вы видите на переднем плане?

-Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине? (Ему очень нравятся дети, которые вышли на прогулку. У них радостное настроение, оттого что выдался отличный денёк. Каждый занят чем-то своим, но всё делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

-Каким изображает художник снег? (Серебристый, синеватый, сверкающий. Белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветви деревьев).

-Это обилие снега придаёт величие зимней природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима - волшебница.

-Что ещё создаёт образ волшебницы зимы? (Разубранные инеем деревья, большие сугробы, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега. Мы как будто ощущаем мягкий снег, свежий морозный воздух.)

-Попробуйте, используя приём олицетворения, описать, какие превращения совершила зима. (Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядилась, украсила всё вокруг и осталась собой очень довольна.)

-Можете ли вы определить тему картины?

-У картины есть сюжет. Тему картины (как и текста) мы можем назвать, а сюжет-рассказать. Расскажите сюжет картины, ответив на вопросы:

1).Что изображено на картине?

2).Что мы видим на переднем плане? А на заднем?

3).Какие детали на картине помогают зрителю видеть и понимать героев картины?

4.Собирание материалов к сочинению.

Небо-нежное, голубое, светится, переливается нежно-розовым, голубым.

Снег-пышный, белоснежный, отсвечивает перламутровыми оттенками голубого, лазоревого, бирюзового, зеленоватого, как морская раковина, нетронутый, белый, как мел.

Воздух-тихий, прозрачный, свежий, морозный.

Ели-пышные, колючие, островерхие.

Настроение-праздничное, приподнятое, радостное.

5.Аналитическая беседа.

-К какому типу речи можно отнести данный текст? (Описание).

-Какие художественные средства языка будете использовать в тексте для придания ему выразительности? (Сравнения, олицетворения).

-Какая часть речи поможет точно и ярко описать признаки предметов? (Прилагательное).

6.Слово учителя.

-Итак, каковы же особенности изображения природы в живописи? Как художнику при помощи своеобразных художественных средств удаётся донести до зрителей те чувства, переживания, эмоции, которые переполняют его в момент написания картины?

Ответ на этот вопрос мы найдём у другого великого художника - Ильи Ефимовича Репина, который точно подметил, что «...живопись изображает окружающий мир с помощью цвета. Краски должны отражать наши мысли, колорит должен выражать настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

7.Творческая работа.

-У каждого из вас есть листок бумаги синего цвета. Нарисуйте на нём белой гуашью зимние деревья.

-Расскажите, как и при помощи чего вы передали своё настроение в рисунке, какие волшебные зимние превращения вам удалось показать.

8.Лексико-стилистическая работа.

-Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно при написании сочинения избегать неоправданных повторов.

Задание 1.Подберите синонимы к словам.

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина-полотно, репродукция.

Картина чудесная-замечательная, прекрасная.

Художник создаёт-пишет, изображает.

Задание 2.

-Можно ли при описании картины использовать следующие образы?

Снег, как цветной ковёр;

Снег, как белоснежный ковёр.

Задание 3.

-Укажите, какое художественно-изобразительное средство использовано в данных словосочетаниях? Будете ли вы это средство использовать в сочинении, с какой целью?

Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые ели, суровая зима.(Олицетворение используется для того, чтобы придать своему описанию образность, выразительность).

-Всё ли необходимое для написания сочинения у нас есть?

План.

1.Зима-волшебница.

2.Зимние забавы.

3.Сказочные деревья.

4.Чувства и настроения, навеянные картиной.

9. Итоги.

-Понравился ли вам урок?

-Какие задания понравились больше?

-Чему вас научил этот урок?

-Подведите итог нашей работе на уроке. (Пытались выявить особенности изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке; продолжили работу по формированию навыков художественного описания изображённого на картине; вспомнили, каковы функциональные возможности имени прилагательного ; провели лексико-стилистическую работу по подготовке к сочинению -описанию зимнего пейзажа.)

  • Правильно, эта работа поможет вам выполнить домашнее задание.

Домашнее задание: написать сочинение-описание зимнего пейзажа или сочинение-описание картины К.Ф.Юона «Русская зима .Лигачёво», желающие могут дополнительно выполнить творческое задание: нарисовать иллюстрацию или сделать поделку на зимнюю тематику и подобрать к ней отрывок из стихотворения.