Конспект урока по развитию речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима"
план-конспект урока на тему

конспект урока развития речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_4_klasse_zimushka-zima.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 4 классе на тему «Зимушка – зима».

       Цели: - закрепление представлений о приметах зимы, пополнение словарного запаса учащихся прилагательными;

                   - коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, коррекция зрительного внимания, активизация речевой деятельности;

                   - воспитание эмоциональной адекватности поведения.

      Оборудование: видеопроектор, фотографии, картины с зимним пейзажем, картинный план, карточки, картонные коробки с бортами, манка в пластмассовой посуде, снежный ком из мяча, картонные снежинки.

                                                   Ход урока:

Подг. часть.

Орг. момент.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

 Отчет дежурного.

Расставьте слова в правильном порядке.

Лужи, тучи, дождь.

Сугробы, снегопад, «голая» земля.

Январь, декабрь, февраль.

-Вспомните, что мы делали на прошлом уроке. Правильно, 19 января, в понедельник мы ходили на экскурсию, где провели ряд наблюдений. Посмотрите на фотографии и расскажите, за чем мы наблюдали.

Какое небо? (пасмурное, ясное, с тучами или без)

Осадки? В виде чего бывают осадки?

Температура воздуха?

День был морозным? Как определили? (скрипел или не скрипел снег под ногами, мороз щипал или не щипал щеки, нос)

Высота сугробов? Много это для зимы? Снег мягкий или рассыпчатый?

Как выглядели деревья и кустарники? (голые, без инея и снега)

Каких птиц мы встретили? (воробьи, синицы) Как помогаем?

Как мы были одеты?

-Кто смотрит передачу «Прогноз погоды»? Для чего мы это делаем?

Давайте поиграем в телеведущего программы «Прогноз погоды», используя план – подсказку.

На доске: рисунок тучи, солнца, снежинки, термометра, ветра.

- Такие наблюдения за изменениями в природе мы проводим каждый месяц. Теперь на экскурсию мы пойдем в феврале месяце и также проведем ряд наблюдений.

Проверка д.з.

- Прочитайте народные приметы о зиме, которые вы нашли и записали в тетрадь.

- Очень хорошие приметы вы нашли. Многие из них для нас новые. Мы постараемся проследить, точны или нет эти приметы.

Осн. часть.

Задание на внимание:

(На доске ряд разных снежинок, каждой из которой соответствует определенная буква (соответствие снежинки и буквы у каждого ученика на карточке) , найдите и поставьте букву в нужное место).

Получилось название темы урока «Зимушка – зима».

- Мы продолжим сегодня говорить о самом красивом времени года, о зиме.

-Я сейчас прочитаю стихотворение, которое называется «Зима», а вы в это время любуйтесь зимним пейзажем.

Идет зима дорогами,

Крадется, как лиса.

Покрыто все сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха.

Березки очень рады:

Спасибо за наряды!

Пушистые и белые

Зима наряды сделала.

И для лесов, и для полей -

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубы их одела -

Сама повеселела.

- Мы с вами знаем, что зима бывает не всегда такая, как на картинах и в стихотворении. Давайте вспомним, какая зима была в декабре в этом году. ( много теплых, ясных дней, без мороза, без снега…)

-Как вы думаете, зверям приходиться тяжелее в снежную или бесснежную зиму? Почему?

Правильно. Даже некоторые птицы от мороза спасаются , зарываясь в снег.(тетерева, куропатки, рябчики). А еще снег защищает растения от мороза. Не даром люди говорят: «Много снега – много хлеба». В этом году малоснежная зима вызывает у всех тревогу.

 

- А вы знаете, как появляется снег?  Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

- Когда появился первый снег, вы были рады? Произнесите радостно фразу «Выпал снег», а теперь вопросительно, удивленно.

- Ребята, я хочу поделиться своими впечатлениями от увиденного однажды январским утром. (показываю фотографию «Деревья в инее») Посмотрите, какая красота! Это по-настоящему зимний день.

-Как вы думаете, что сделало красивым деревья? (иней)

- На что похожи эти деревья?

- Вы знаете, как появляется иней? (уточнение учителя: влага на ветках замерзает и превращается в мелкие кристалики.)

- Попробуйте определить, какая погода была в этот день? Пользуйтесь планом-подсказкой.

Волшебнице-зиме поэты посвящают стихи, писатели – рассказы, композиторы – музыку.

Послушайте, как К.Ибряев в своем стихотворении называет зиму. (читает ученик)

Величава зима –

Называть ее хочется

Не по имени просто,

А по имени-отчеству.

Ой, Зима, ты – Морозовна!

Ой, Зима, ты – Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер в ветках березовых

Сыплет хлопья на головы…

Ой, Зима, ты – Морозовна!

Ой, Зима, ты – Метельевна!

- Как же называет поэт в своем стихотворении зиму?

- Такими словами автор показывает, с какой нежностью и любовью он относится к родной природе.

- Мы много говорим о зиме. А давайте попробуем ее нарисовать. Сначала изобразим сугробы, снежинки.

 -А теперь представьте, что вы «Мороз-морозычи». Нарисуйте морозные узоры на окнах.

-Давайте вспомним, какие «красивые» слова мы говорим о снеге, сугробах, снежинках, зиме. Для этого вам нужно взять слова, которые лежат у меня на столе и определить их в нужный столбик. (столбики: снег, зима, сугробы, снежинки).

Слова:  белый, пушистый, серебристый, долгожданная, величавая, морозная, большие, мягкие, нежные, хрустальные, легкие.

-Молодцы. Вот сколько красивых «зимних» слов мы вспомнили.

Я читаю рассказ, написанный на доске (без прилагательных).

             Падают______  ______ снежинки. Выпал _____  _____

              снег. Намело ____ сугробы. Пришла ______  ______ зима.

- Красиво я описала зиму? Что в моем рассказе не хватает? Добавьте нужные слова. (дети берут слова из столбиков)

-Отгадайте, о чем я?

                                       

Льется речка-

Мы лежим,

Лед на речке-                                      

Мы бежим.              

                      (коньки)

                                                                                               

Сперва с горы летишь на них,                                  

А после в гору тянешь их.

                               (санки)

                                                                               

- Попробуйте изобразить, как вы катаетесь на коньках, на лыжах, играете в снежки.

-Какие вам нравятся зимние забавы?  Зимние виды спорта?

- Какие эмоции вы испытываете, когда катитесь с горки, или катаетесь на лыжах?

- Какие эмоции вы испытываете, когда вас мама не пускает на улицу?

- Зимние игры на свежем воздухе помогают укрепить и сохранить здоровье.

-Поиграем сейчас в снежки?

Я бросаю снежок и говорю слово, которое отвечает на вопрос «кто?», а тот кто ловит – образует из моего слова слово, которое отвечает на вопрос «какой?»

Снег – снежный, зима - …, мороз - …, лыжи - …, ветер - …, солнце - …, тепло - …, холод - …, лед - …, мех - …, шерсть - … .

III. Заключ. часть.

Деформированный рассказ.

(У каждого ученика деформированное предложение под определенным номером. Составив предложение, дети по порядку нумерации читают его.  Полученный рассказ высвечивается через видеопроектор, как и  фотографии. Полностью полученный рассказ зачитывает 1 ученик.)

       

       Тяжело лесным зверям без зимнего одеяла.

       Вдруг выпал долгожданный снег. Намело большие, пушистые сугробы. Деревья оделись в снежные шапки. Реки и озера покрылись льдом.

       Легко и радостно стало диким животным. Воробьи и синицы прилетели в школьный сад. Весело детям на снежной горке. Мамы и папы катаются на коньках.

- Вы сегодня много говорили «хороших», «красивых» слов о русской зиме, о красоте нашей природы. Берегите ее, так же как наш город, который в этом году не стал рубить красавицу ель, а на площади установил ель искусственную. Любите и берегите природу и она вам ответит тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс

Тема. Ю.И.Коваль «Приключения    Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением  «Приключения Васи Куриленк...

Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса

Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...