Обобщающий урок по теме "Правописание приставок пре-, при-". 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сорокина Марина Александровна

Основная технология , используемая на уроке, - дифференцированный подход в обучении. Основные методы работы - групповая и парная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_pre-_pri-.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока:

Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая: развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: развивать умение творчески подходить к решению учебных задач.

Технология урока: дифференцированный подход к обучению

Формы организации деятельности: 

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Группе сильных учащихся было дано задание составить словарный диктант на ранее изученные орфограммы. У доски работа в парах (сильные учащиеся диктуют свои диктанты одноклассникам, задают им вопросы и оценивают их). В это время еще один ученик диктует свой диктант всему классу и проводит по нему опрос.

  1.  Целеполагание. Дети сами определяют цель урока.
  2. Актуализация знаний.

На  доске нарисована ромашка. Игра «Собери ромашку». Необходимо заполнить ее словами с приставками пре- и при-. Чем больше слов внесено в ромашку, тем труднее вставлять новые слова.

  1. Закрепление изученного материала.

Учащиеся получают ромашки разного цвета (1 уровень – белые, 2 уровень – желтые, 3 уровень – пестрые) с заданиями.

Задание для 1 группы:

Замените словосочетания словом с приставкой пре-при. Какое значение имеют слова?

1 задание: с помощью молотка и гвоздей – прибить, с помощью иголки с ниткой – …, с помощью клея –…, с помощью винтов и шурупов –

2 задание: участок при школе – пришкольный, полоса около моря - …, город на Волге –...,

посёлок при городе – …, огород при усадьбе - …

3 задание: чуть-чуть открыть окно – приоткрыть, умолкнуть на короткое время - …, лечь ненадолго - …, сесть на краешек стула - … , ненадолго затормозил - …, не совсем заглушил - …, слегка коснулся - …         

4 задание: очень добрый – предобрый, очень скверный –…, очень светлый –…, очень мудрый –…, очень хорошенький - …

Задание для 2 группы:

Спишите предложения, вставив пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пре- и при- вошли в состав корня.

1)Пр_зидент, пр_остановивший указ, пр_думал пр_забавный рассказ. 2) Солдат, пр_командированный к штабу, готовится пр_нять пр_сягу. 3) Школа, пр_образованная в лицей, убрана к пр_ёму гостей. 4) Пр_школьный двор, метённый нами, мы украсили цветами. 5) Лягушка, пр_вращенная в пр_нцессу, пр_сутствовала на пр_мьере пьесы. 6) Пр_ехавший в пр_озерный край пр_мьер пр_дпринял целый список мер. 6) Пр_чал, окрашенный вчера, сегодня пр_кратил работу из-за того, что там с утра решили праздновать День флота.

Задание для 3 группы:

Вставь пропущенные буквы, графически обозначь значение или тип приставки.

Сколько групп приставок получилось?

Пр_красный принц неожиданно пр_обрел злого-пр_злого врага. Пр_ступник пр_клонного возраста пр_дательски пр_следовал  пр_ятного п_велителя. Пр_данный пр_роде принц пр_ехал к пр_дворным в пр_лестном экипаже. Пр_творяясь бе_печным, он наблюдал через пр_открытую дверь за пр_ближением пр_зренного врага, не ведающего пр_град. Это пр_тивоборство пр_кратится, когда принц о_даст пр_каз  пр_стукнуть пр_дажного пр_лазу.

К каким словам можно подобрать однокоренные слова с приставками – омофонами? Составьте с ними словосочетания, проиллюстрировав разное лексическое значение.

В ходе работы учащиеся комментируют свои ответы. Самые активные получают оценки.

  1. Физкультминутка.

Ее проводит заранее подготовленный ученик. Он дает команды из слов с приставками пре-, при-. Например, «присесть», «привстать», «приосаниться» и др.

  1. Творческое задание.

Учащиеся сами определяют для себя уровень сложности (для всех вариантов дается один текст).

1 вариант

1.   Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.

Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.

2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 вариант

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

2. Определить тему текста.

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 вариант

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.

2. Определить тип речи. Доказать.

В зоопарк из-за границы ( ) два ( ) удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась ( ): её плохо ( ). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их ( ) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ( ) в помещение – никаких ( ) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. ( ) тёплой воды – удавы ( ), ожили.

По завершении работы учащийся, выполнявший 3 вариант, читает текст, остальные проверяют свои работы и оценивают себя.

  1. Рефлексия. 

Учащиеся подводят итог своей деятельности на уроке, используя слова с приставками пре-, при-.

Заключительные слова учителя:

Вы прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не преграда.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассказ «Посадка деревьев» по опорным словам: пришкольный, привезли, приступили, предовольные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по курсу геометрии в 11 классе. Урок -игра

Урок предназначен для обобщения материала изучения геометрии в игровой форме в целях совершенствования логического подхода к решению задач по геометрии....

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленности

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленностиЦели урока:Деятельностная:  формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....