Элективный курс по русскому языку «Подготовка к ОГЭ» 9 класс 2018 год
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Зайцева Наталья Викторовна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" в 9 классе. Добавлен материал по устной части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_russkiy_yazyk_9_kl_2018_god.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Руководитель МО учителей русского языка и литературы, иностранных языков  МБОУ «Мглинская СОШ №2»

   ___________             Кондрат Е.В.

Протокол № ___      от

«____»____________2018 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР      МБОУ « Мглинская СОШ № 2»

____________ Кондрат Е.В.

«____»____________2018  г.

Утверждено

Директор  МБОУ

«Мглинская СОШ №2»

_________ Ширко А. Н.

Приказ № _____

   от «___» ____ 2018  г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Подготовка к ОГЭ»

9 класс

Зайцевой Натальи Викторовны

                          1 квалификационная категория

                                                                           

                                                                                                                     Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____

от  «__»_____2018   г.

                                                       2018 -2019 учебный год

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к  ГИА по русскому языку»  разработана в соответствии с учебным планом ОУ на основе требований по предмету, предъявляемым выпускникам 9 класса на ГИА.

Цели:

- подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку,

- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Общей задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Одна из задач (по подготовке учащихся к устной части) –  выявление возможностей, позволяющих обучающимся  овладеть чтением, пересказом  и  говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.         

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).      Экзаменационная работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы).         

В ходе занятий учащиеся должны научиться

в устной части:

-  читать текст не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя  все знаки препинания,  подбирая оптимальный   темп и тембр, мелодику голоса,  делая логические ударения;

- пересказывать прочитанный текст с введение цитаты;

- в монологическом высказывании уметь создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, используя накопленные знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, а также жизненный опыт;        

-  принимать участие в интервью: уметь составлять условный диалог по заданной теме; отвечая на предложенные вопросы, давать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций;

             в письменной части:

-  овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

-  научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического  или научного стиля;

-  владеть формами обработки информации исходного текста;

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

- чётко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

- самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;

- работать с бланками экзаменационной работы;

- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

                        Общая характеристика курса

Особенностью данного курса является модульный подход к подготовке ГИА. Элективный курс состоит из четырёх модулей:

  1. Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по русскому языку).

  1. «Учимся писать сжатое изложение».

  1.  «Учимся писать сочинение – рассуждение».

  1. «Учимся выполнять тестовые задания». Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану  ОУ на элективный курс отводится 35 часов, по 1 часу в неделю.

Результаты освоения учебного курса

В результате обучения у учащихся будет сформировано:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  •  умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
  • умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
  • умение понимать глубину и точность понимания содержания текста.
  • умение определяющее уровень языковой и лингвистической компетенции.

Содержание курса

Модуль 1

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (8 часов)

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.

Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты. Часть 2 состоит из двух заданий.  Задания 3 и 4 не связаны с текстом.  Учащемуся необходимо  выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.  В задании 4 учащимся предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время  ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.     Итоговое собеседование оценивается по системе зачет – незачет.

                                                                                 Модуль 2

Учимся писать сжатое изложение (6 часов)

Первая часть работы  ГИА в 9 классе (С1)– это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Модуль 3

Учимся писать сочинение – рассуждение (7 часов)

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.). Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Задание С2 включает в себя 3 части. Часть 15.1 формирует у учащихся умение писать сочинение-рассуждение с опорой на лингвистический материал. Тема сформулирована в виде цитаты автора. В части 15.2  учащиеся должны научиться раскрывать смысл конкретного предложения, взятого из текста также в виде авторской цитаты. При написании сочинения-рассуждения из части 15.1 или 15.2 доказательства (аргументы) обязательно должны опираться на исходный, анализируемый текст. Сочинение-рассуждение в части 15.3 – это сочинение, в общем раскрывающее различные типы проблем: философские, социальные, нравственные и др. При написании сочинения данной части учащиеся должны самостоятельно сформулировать указанное в задании понятие («Что такое добро?», «Что такое самовоспитание?», «Что такое человечность?» и т.д.), прокомментировать данное определение и написать сочинение-рассуждение о данном понятии. При аргументации данного тезиса один пример-аргумент должен быть взят из авторского текста, второй – из жизненного опыта учащихся.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Модуль 4

Учимся выполнять тестовые задания (14 часов)

Вторая часть экзаменационной работы включает задания  2-14 с выбором ответа.  В данной части содержатся разноплановые задания: задания, связанные с умением анализировать изобразительно-выразительные средства текста, задания по словообразованию, грамматике, синтаксису, пунктуации.

13 заданий части 2 проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

                                  Календарно – тематическое планирование

1 модуль (8 часов)

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе.

1

Мини-лекция

Работа с демонстрационным вариантом.

Задание 1. Чтение небольшого текста вслух.

1

Мини-лекция, практикум

Работа в группах. Работа с текстом.

Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

1

Практикум

Работа с текстом. Работа с цитатами.

Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план.

1

Практикум

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Работа с планом.

Задание 3. Монологическое высказывание. Использование клише.

1

Практикум

Работа с текстом, отработка приёмов использования клише.

Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.

         1

Практикум

Ведение диалога по заданной теме. Отработка приёмов по обогащению словарного запаса учащихся.

Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе.

2

Практикум

Работа с текстом, с пробными заданиями.

2 модуль (6 часов)

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

1

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

1

Мини-лекция, практикум

Работа в группах.

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

Практикум

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

Задание С1. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

         

1

Практикум

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.

         1

Практикум

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

Практикум, изложение

Создание текста, оценивание

3 модуль (7 часов)

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

Задание С2 Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

Практикум

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Задание С2. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки

1

Практикум

Работа с тестом

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения  по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста

          2

Практикум

Написание сочинения-рассуждения

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта

          2

Практикум

Написание сочинения-рассуждения

4 модуль (14 часов)

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

Понимание текста. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

1

Практикум

Работа с тестом

Выразительные средства. Эпитеты, метафора, метонимия и др.

1

Практикум

Работа с тестом

Фонетика.

1

Практикум

Работа с тестом

Правописание корней, приставок, суффиксов.

1

Практикум

Работа с тестом

Словосочетание. Способы связи в словосочетании

1

Практикум

Работа с тестом

Грамматическая основа предложения.

Сложноподчиненное предложение. Типы СПП

1

Практикум

Работа с тестом

Предложения с обособленными членами.

1

Практикум

Работа с тестом

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

1

Практикум

Работа с тестом

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Практикум

Работа с тестом

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Практикум

Работа с тестом

Сложные предложения с различными видами связи.

1

Практикум

Работа с тестом

Сложные бессоюзные предложения.

1

Практикум

Работа с тестом

Диагностическая работа в форме ГИА

2

Работа с бланками

Материально – техническое обеспечение. Литература

  1. Русский язык. 9 класс: промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова.- Волгоград: Учитель, 2011.
  2. ОГЭ-2019: Русский язык: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ / Л.С.Степанова. – Москва: Издательство АСТ, 2018.
  3. Я сдам ОГЭ! Тематический практикум. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В трёх частях / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, О.И.Александрова. – Москва: «Просвещение», 2018.
  4. Устный ответ по русскому языку. Новое задание на ОГЭ / Гринкевич Е.В. – Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2018.

5. Русский язык. 9 класс: промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011.

6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: ГИА (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2015 г.

7. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ"

программа рассчитана на подготовку учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку, особое внимание  уделено анализу текста, работе с блоками В и С....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс

Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПОДГОТОВКА К ЕГЭ"

Программа рассчитана на 1 год обучения 1 раз в неделю (34ч.)...

"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)

Рабочая программа  элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся  к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ"

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" 9 класс

Элективный курс по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" предназначен для подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку, к прохождению государственной (итоговой) аттестации ...