Мастер-класс "Целеполагание и открытие нового знания на уроках русского языка"
план-конспект по русскому языку на тему

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ne_s_sushchestvitelnymi.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс. Целеполагание и открытие нового знания.

Тема «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

5 класс

Цели:

-учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать знания, устанавливать аналогии, понимать позицию других людей, умению аргументировать своё мнение и сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

-формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость, умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение планировать свою деятельность и действовать по плану, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к определению трудностей;

- развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность, умение выделять главное, существенное.

Общеучебные УУД:

а) самостоятельное определение темы урока,  выделение и формирование познавательной цели;

б) поиск и выделение необходимой информации;

в) структурирование знаний.

2. Личностные УУД:

а) знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

б)самоопределение ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

3. Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

Регулятивные УУД:

целеполагание

- планирование

- контроль

- коррекция

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с лингвистической сказкой, карточки с примерами, карточки с теоретическим материалом из Справочника по правописанию и стилистике).

Ход мероприятия.

1.Создание проблемной ситуации

-Записать предложение, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания. Олин обучающийся работает у доски.

Дружба  (не)терп…т  никакого обмана и рвёт…ся  там   где  нач…нает…ся  (не)правда.

Учащиеся объясняют все знаки препинания и орфограммы, кроме слова неправда.

2. Определение темы. Целеполагание

-Определите часть речи слова правда (имя существительное)

-Что мы будем сегодня изучать? Какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными). Тема выводится на доску.

-Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему мы должны научиться?  (Цель урока – познакомиться с правилом слитного и раздельного написания  НЕ с именами существительными, научиться правильно писать имена существительные с НЕ). После определения учащимися цели выводятся на доску.

-Что мы должны сделать для достижения данной цели? Каков будет план действий?

3. Открытие нового знания.

Учащимся  раздаются карточки: 1 ряд – карточки с лингвистической сказкой на изучаемую тему, 2 ряд – карточки с примерами на данную тему, 3 ряд – карточки с теоретическим материалом из Справочника по правописанию и стилистике. Учащиеся работают в парах, изучают предложенный материал, формулируют правило и оформляют его в виде схемы на листах.

1 карточка.

С давних времён в нашей необъятной Солнечной системе существовала планета Часть речи. Она считалась главной среди других. На этой планете было много континентов: Имя  существительное, Имя прилагательное, Глагол, Местоимение и другие. Океан, который их омывал, был один, великий, могучий, неспокойный Русский язык. Но мы побываем сегодня на континенте Имя существительное, на котором однажды произошла очень интересная история. В области Имя Существительное управляла сильная и строгая НЕ. Однажды собрала НЕ всех жителей на важное собрание и сказала: «Дорогие мои, я очень устала, так как люди не понимают правило о правописании НЕ с существительными, поэтому я позвала на помощь своего друга – союза А. Он поможет: встанет между словами–антонимами и тогда НЕ с существительными будет писаться раздельно. Когда же рядом не будет союза А, слово будет писаться с НЕ слитно, ведь тогда у него будет друг-синоним без НЕ». Все жители обрадовались такому умному решению своей правительницы. Люди же больше никогда не ошибались в написании частицы НЕ.

2 карточка.

1) неправда=ложь, несчатье=горе, недруг=враг

2) неряха, невежда, ненастье

3) Он сказал не правду, а ложь.

    Его обманул не друг, а враг.

4) Она была далеко не красавица.

    Он мне вовсе не враг.

    Это отнюдь не радость.

    Он мне совсем не друг.

3 карточка.

Правописание не с именами существительными

     1. Пишутся слитно с НЕ имена существительные, которые без не не употребляются, например: невежда, неверие, невзгода, недуг, недотёпа.

     2. Пишутся слитно с НЕ существительные, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не, например: неправда (ложь), неприятель (враг), несчастье (беда).

      3. Пишутся раздельно с НЕ существительные, если имеется или подразумевается противопоставление, например: Это не осторожность, а трусость.

     4. Раздельно пишется НЕ с существительным в вопросительном предложении, если отрицание подчеркивается, например: Спрос значительно вырос за последнее время, не правда ли? (Невозможна замена: Спрос значительно вырос за последнее время,  не ложь ли?).

    5. Раздельно пишется НЕ с существительным, если слово не может иметь приставку НЕ : не  рыба, не  папа, не   дом.

4. Проверка

-Учащиеся представляют свои схемы, каждая выступающая группа добавляет уже сказанное предыдущей, учащиеся корректируют и дополняют свои схемы. Одновременно схема моделируется учителем на доске.

5. Обращение к предложению Дружба  (не)терп…т  никакого обмана и рвёт…ся  там   где  нач…нает…ся  (не)правда.

Объяснение написания слова (не)правда.

6. Первичная рефлексия

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я попробую…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией

Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...

Технология деятельностного метода. Урок «открытия» нового знания.Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей»

Урок постороен с использованием деятельностного подхода в обучении математики. Урок будет полезен для учителей математики....

Комплексное применение новых знаний на уроках русского языка в 8 классе

Разработка урока по теме "Строение и грамматическое значение словосочетания". Работа напечатана в методическом сборнике Центра развития систем и технолгий социализации детей и молодежи....

Постановка задачи и открытие новых знаний на уроках математики.

Математика 6 класс. Тема " Площадь круга." Лаборатория открытий: детям дома вырезать круг и разделить на 4 равных сектора,8 равных сектора и 16 равных сектора. На уроке из секторов сложить г...

Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания на уроках русского языка

Переход на новые стандарты образования предусматривает качественное изменение системы. В отличие от традиционной, новая система образования основывается на деятельностном подходе. Главным становитс...

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...