Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Смирнова, Людмила, Васильевна

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка". Урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе "Следствие ведут..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-игра по теме "Лексика"34.85 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64» г.Перми

Адрес: 614042, ул.Ласьвинская, д.64а; тел/факс: 8(342)283-09-11, сайт:  http://64perm.uralschool.ru

e-mail: Shkola64@obrazovanie.perm.ru

«Мастер-класс «Следствие ведут...»

Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка».

Презентация педагогического опыта.

Смирнова Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №64» г. Перми

Пермь 2017

Цель мастер-класса: показать игровые формы работы на уроках русского языка, направленные на повышение мотивации учащихся.
Время: 20-25 минут
Количество участников: 25-30 человек

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.                                                
Этапы проведения мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта. 

                                                    «Человек играет только тогда,

                                                                                когда он в полном значении слова человек,

                                                                             и он бывает вполне человеком лишь тогда,

                            когда играет».

 Ф.Шиллер

Об обучающих возможностях игры известно давно. Разработкой теории игры, ее методологии и значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

Игра как средство обучения в настоящее время остается актуальным. Известный ученый С.А.Шмаков отмечал: «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что составляет явление познавательной активности. Собственно,  игра вызывает важнейшее средство учения – потребность учиться, знать».

Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением  (Толковый словарь С.И. Ожегова). Педагогическая игра  отличается от игры вообще четко поставленной дидактической целью, прогнозируемым результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

В игре проявляются наиболее полно и порой неожиданно способности ребенка. Игра – это прежде всего увлекательное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает решение – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти проблемы обостряет мыслительную деятельность обучающихся, открывает богатые обучающие возможности. Атмосфера увлеченности и радости, чувство равенства, ощущение посильности задания -  это все дает возможность преодолевать  стеснительность. Даже слабый  ученик, не имеющий прочных знаний, может стать победителем, проявив находчивость и сообразительность. В игре легче усваивается языковой материал, возникает чувство удовлетворения. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Дидактические (интеллектуальные) игры – разновидность игр, специально создаваемых педагогами в целях обучения и воспитания детей. Они тесно связаны с учебным процессом и направлены на решение конкретных задач обучения детей, на развитие в детях познавательных интересов. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности.

Распространена  следующая классификация дидактических игр: игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, ролевые и деловые игры.

2. Представление урока.

 Урок - игра «Следствие ведут…» проводится  на этапе обобщения изученного по теме «Лексика» в 6 классе. В него вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Учащиеся актуализируют знания по теме «Лексика», обогащают свой словарный запас, развивают культуру речи.

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.

- Сегодня мы побываем в роли необычных следователей.

 Дети делятся на 4 команды, командирами становятся четверо правильно ответивших на вопрос.

Задание 1.Чтобы узнать, кто ведет следствие, предлагаю угадать, о какой профессии идет речь и свое мнение доказать.

1) Он показал мне свои акварели и натюрморты.  Это яркий пестрый ковер красок, переливающихся всеми цветами палитры. (Художник)

2) Лешему он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам, второй играют четыре волторны и тарелки. Тембр деревянных духовых инструментов передает  ощущение зимней скованности природы. (Композитор)

3)- Что с ним?

   - Инфильтрат в левом  легком под ключицей.

   - А сколько граммов антибиотика вы уже вкололи этому юноше? (Врач)

 4) Перед остановкой он плавно нажал на педаль тормоза, повернул руль налево, съехал на обочину и установил рычаг передачи скоростей на нейтральном положении. (Шофер)

Далее игра проходит в форме соревнования, какая команда быстрее и правильнее выполнит задания. Команда-победитель получает жетон.

Задание 2. Найдите и запишите все устаревшие слова.

   Снился Святославу смутный сон

   В стольном граде в тереме высоком.

   И, собрав бояр, поведал он,

   Что узрел во мраке вещим оком. (Н. Рыленков)

Задание 3. Угадайте иноязычное слово по его толкованию.

   1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)

   2) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

   3) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата)

   4) Тот, кто любит свое Отечество, предан своей Родине. (Патриот)

Задание 4. Найдите  и исправьте ошибки в толковом словаре.

   1) Западня – квартира с окнами на запад.

   2) Гривенник – юноша с модной гривой.

   3) Пионер – садовник, выращивающий пионы.

   4) Маховик – инспектор ГИБДД, регулирующий перекресток.

Задание 5. Найдите лишнее слово.

   1) Петя ушиб колено ноги.

   2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

   3) Собрание будет в декабре месяце.

   4) Многие города были превращены в руины и развалины.

   Задание 6. Замените все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

   1) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

   2) Разъяренная вьюга замела тропинки.

   3) Доктор прописал пациенту инъекции.

   4) Шофер внимательно всматривался во мрак.

  Задание 7. Найдите ошибки и отредактируйте текст.

  В первой четверти работа нашего класса шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.

Подведение итогов игры происходит путем подсчета жетонов. Окончательный результат подводится после выполнения итогового задания на карточках, которые получает каждый игрок.

  Задание 8. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА-________________

ИПЬРТПЕИР - ________________

ЭПВФСФПЕ - ________________

 ВЮЛГВДЛАЮ - _______________

ЖЗСУУЧЖАЗ - ________________

ОАСАОТАЛО-________________

ГЦИДВГЦЫД! - _______________

(Будьте всегда счастливы!)

4. Моделирование.

Участники мастер-класса выполняют самостоятельную работу по разработке собственного урока с применением предложенной технологии. Форма работы – групповая.

Мастер выполняет  роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей.

Обсуждение авторских моделей учебного мероприятия.

5.Рефлексия

  • Участникам предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения. 

  • Заключительное слово педагога – мастера.

Итак, формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.  Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики. 

   Задание 4. Найдите  и исправьте ошибки в толковом словаре.

1) Западня – квартира с окнами на запад.

   2) Гривенник – юноша с модной гривой.

   3) Пионер – садовник, выращивающий пионы.

   4) Маховик – инспектор ГИБДД, регулирующий перекресток

      Задание 6. Замените все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

1) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

   2) Разъяренная вьюга замела тропинки.

   3) Доктор прописал пациенту инъекции.

   4) Шофер внимательно всматривался во мрак.

  Задание 7. Найдите ошибки и отредактируйте текст.

  В первой четверти работа нашего класса шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.

  Задание 8. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА-________________

ИПЬРТПЕИР - ________________

ЭПВФСФПЕ - ________________

 ВЮЛГВДЛАЮ - _______________

ЖЗСУУЧЖАЗ - ________________

ОАСАОТАЛО-________________

ГЦИДВГЦЫД! - _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...