Путешествие по временам года
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_po_fgos.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Будницкая основная  школа»

Велижского района Смоленской области

Автор – Иванькова Дина Федоровна,

учитель русского языка и  литературы

Будница, 2018

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г

Название раздела, темы: Русские поэты о родной природе.

Тема мероприятия:  «Путешествие по временам года».

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма урока:  урок-концерт.

Цель урока:  познакомить детей с   лирикой  русских поэтов 19-20 веков, ее влиянием  на  гражданскую  позицию учащихся, воспитывать  положительные  нравственные качества; показать отношение авторов к красоте русской природы; способствовать  развитию  интереса к русской поэзии, музыке, искусству.

Задачи урока:


  • Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций;

  • Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся;

  • Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.

Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя; репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой  учителем информации, чтение наизусть); наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов); словесный метод (рассказ, элементы беседы); частично-поисковый метод (подготовка исследовательского проекта); метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

Приемы: беседа, прослушивание романса, симфоний;  представление исследовательских мини-проектов, выразительное чтение наизусть стихов, прослушивание сочинений – описаний, создание иллюстраций.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить детей с великими произведениями литературы и музыки о родной природе и полотнами русской живописи; способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формировать гражданский патриотизм, сформировать мотивацию к учению и воспитывать чувство ответственности.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: музыка, живопись, МХК.

               

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация исследовательской работы учащихся, сборники пейзажной лирики, иллюстрации к стихотворениям.


Оформление урока:

  • Репродукции картин русских художников-пейзажистов;
  • Выставка рисунков и творческих работ учащихся;
  • Записи «Времён года» П. И. Чайковского и Вивальди;
  • Оформленные столы групп времён года;
  • Выставка книг.


Уроку предшествует:

   К уроку каждый ученик получает индивидуальное задание: представить выбранное время года.

1.   Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть.
2.  Приготовиться поделиться своими впечатлениями об этом стихотворении, ответив на вопросы: чем понравилось стихотворение, какое настроение в нём выражено, какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять мысли и чувства поэта; написать сочинение по картине.    
3.  Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года
Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут
 

Структура урока

1.

Организационный момент

3 мин.

2.

Актуализация знаний и сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

5 мин.

2.

Представление проекта

25 мин.

3.

Гонка за лидером

3 мин.

4.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

7 мин.

5.

Выставление оценок за урок

1 мин.

6.

Домашнее задание

1 мин.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

(3 мин.)

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Психологический настрой детей на урок.

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь СЛАЙД1

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Учитель: сегодня мы устроим настоящий концерт, а поможет нам в этом наши удивительные времена года. Сегодня мы  можем путешествовать, воображая что-либо, фантазируя, сочиняя. Мы с вами будем путешествовать по временам

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

года, а помогут нам в этом произведения изобразительного искусства, музыки  и литературы. СЛАЙД 2,3

Перед тем, как отправиться в путь, необходимо проверить как вы, ребята, приготовились к путешествию.

Отгадайте загадки о природных явлениях:

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (
Мороз)

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (
Зимой)

Бел да не сахар,
Нет ног, а идет.
(Снег)

Лежало одеяло. Мягкое, белое…
Солнце напекло, одеяло стекло. (
Снег)

Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду,
Покуда он гуляет. (
Дождь)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Летом бежит, а зимой стоит. (Река)    СЛАЙД 4

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Целеполагание.

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

3. Представление проектов.

Индивидуальная работа, выступление перед классом.

Словесный, познавательный, эвристический

Проблемный, метод  организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Почему я выбрал именно это время года?»; ценностное отношение к природе.

регулятивные УУД: определение проблемы, представление информации в разных формах, работать по плану; оценивать степень и способы достижения своей работы.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений.

УУД: познавательные (опираются на уже известное).

УУД: коммуникативные

(изложение своего мнения).

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учитель: Молодцы, вы готовы. Итак, в путь к первому в нашем путешествии сезону. А к какому, нам расскажет музыка.

Отрывок П.И. Чайковский “Времена год. Декабрь” (аудиозапись) СЛАЙД 5,6

Учитель: какое время года у вас ассоциируется с этой музыкой? На слайде появляется картина А.А. Пластова «Первый снег».
Сейчас зима. ( Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь») Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передали красоту родной природы русские художники. ( Далее - экскурсия по импровизированной выставке.)
Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление. 

 Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна.

Продолжаем наше путешествие. Предлагаем вам собрать картинку из частей (6 СЛАЙД) (работа индивидуально-групповая на местах) и определить к какому времени года она относится, а поможет вам музыка (П.И. Чайковского «Времена года. Апрель. Песня жаворонка»). Учащиеся собирают картинку А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Сочинение—описание по картине «Мартовское солнце».


  А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов

Учитель: ребята, у русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в нашей стране свои любимые места и времена года. А.С.Пушкин любил позднюю осень. И.С.Тургенев воспевал росистые рощи. М. Горький – Волгу и поволжские города. Художник Шишкин – сосновые леса. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним. Одним из лучших художников природы средней полосы является К.Ф. Юон.  Картины художника не только дают наслаждение глазу, но помогают нам понять и изучить нашу землю.

 Наконец, мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения И.И. Левитана. Предоставим слово осени. Звучит мелодия Вивальди.

Следующий сезон представит нам известная картина И.И.Левитана (показ на доске, и репродукции на местах).

Учитель:

-звучит П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя, прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрянец и золото одетые леса…

К какому времени года мы подошли в нашем путешествии? (Осень)

Правильно, ребята. А картина называется “Золотая осень”.
Просмотр видеоролика «Картины русских художников).

Исследовательская работа

Дети защищают свои проекты, рассказывая о временах года:

- читают стихотворение наизусть;

- готовят свои иллюстрации;

- подбирают пословицы, загадки по теме;

- зачитывают свои сочинения по картинам;

- по желанию исполняют песню,

Готовят синквейны и кластеры

Выступает  «Зима» -

Шестаков Дима и Рома

Дети собираю картину из частей.

Выступает группа «Весна» - Михайловский Саша, Николаев Данила   СЛАЙД 7

Выступает  «Лето» - Наумов Гена, Ульянова Диана    СЛАЙД 8

Выступает «Осень» - Федорова Мария

4. Гонка за лидером.

5. Рефлексия.

Словесный, познавательный, эвристический

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

- В России всегда существовало много обычаев, которых придерживались в разное время года. Многие из них сохранились и в наши дни. Отгадайте, когда это бывает?
1.Люди несут в храм плоды (яблоки) для освящения ( летом – Яблочный Спас)

2.Взрослые и дети поют песни, в которых хвалят хозяина, получая за это подарки ( зима – на Щедрый вечер)
3.Начинают рубить ( солить ) капусту. ( Осень)

4.Прекращают свадьбы, т. к. наступающий месяц очень невыгоден для новобрачных. ( весна, май : сыграть свадьбу в мае – маяться всю жизнь ).

- Каждый ученик получает  карточку, на которой написаны пословицы о том времени года, которое он представлял. Выберите пословицу, с помощью которой могли бы оценить наш сегодняшний урок. Объясните свой выбор.

Зима : а) Зима без снега – лето без хлеба. б )Февраль богат снегом, апрель – водою.

Весна: а) Что посеешь, то и пожнёшь. б )Красна весна, да голодна.

Лето: а) Красное лето – зелёный покос. б )Худое лето, коли сена нету.

Осень: а) Осенью и у кошки пиры. б) День прозевал – урожай потерял.


Оценки:
- Каждый ученик получает лист, где ему предстоит оценить ответы товарищей на сегодняшнем уроке.
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Индивидуальные ответы учащихся.

Учащиеся оценивают свои выступления, опираясь на пословицы, а также выступления своих одноклассников.

Самооценка работы на уроке.

6. Домашнее задание

Словесный, наглядный

написать сочинение – миниатюру на одну из тем:

1.Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
2. Разговор берёзки с ландышем.
3.В зимний лес за сказкой.
4.Разговор поспевающих колосьев.
5.Краски художника – осени.

Записывают

задания в дневники

Список литературы и Интернет-ресурсов

Елкина Н.В, Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: Академия развития, 2015.

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/08/17/urok-vneklassnogo-chteniya-v-5-klasse-po-proizvedeniyu-m

https://videouroki.net/catalog/?utm_source=multiurok&utm_medium=button&utm_campaign=mdwl&utm_content=catalog&utm_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна

Конспект НОД с детьми  логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...

"Путешествие по временам года"

Открытый урок по развитию речи в 6 классе (русский язык)...

"Путешествие по временам года"

Открытый урок по развитию речи в 6 классе (русский язык)...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и экологии) на тему "Путешествие по временам года"

Целеполагание:1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в рег...

Сценарий праздника окончания учебного года 23.05.16 «Путешествие по временам года» Зима

Веселый праздник окончания учебного года, в ходе которого учащиеся закрепляют и обобщают  представления о временах года....

Стенгазета к неделе литературы "Путешествие по временам года в лирике А. Фета"

Стенгазета содержит краткие биографические сведения, красочный материал и кроссворд по творчеству А. Фета...

Конспект подгруппового занятия "Путешествие по временам года"

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья описывает основные приёмы мнемотехники...