Абитуриент: подготовка к ЕГЭ.
рабочая программа по русскому языку на тему

Череповская Светлана Анатольевна

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов. Данная программа предусматривает эффективную подготовку по написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abiturient._10-11_klassa.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»

_____________________________________________________________________________

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования (направленность: художественная)

«Абитуриент: подготовка к ЕГЭ в 10-11 классе».

 (наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

Возраст

от 16-18 лет.

Срок реализации – 2 года.

Автор составитель:

Череповская Светлана Анатольевна.

2018 год

Пояснительная записка.

          В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ  также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.

 Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в сочинении.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.   Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.  Предлагаемая программа  кружка по русскому языку «Абитуриент: подготовка к ЕГЭ по русскому языку»  будет полезна любому выпускнику школы.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.  

Программа рассчитана на 68 часа и адресована учащимся 10 классов ( Модуль №1 – 34 часа) и учащимся 11 класса (Модуль №2 – 34 часа)  

 

   Цели кружковой работы:

  1. гуманитарное развитие учащихся;
  2. развитие творческих способностей личности;
  3. овладение учащимися свободной письменной речью;
  4. подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи кружковой работы:

  1. помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  заданий  ЕГЭ по русскому языку;
  2. совершенствование практической грамотности;
  3. совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  4. формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  5. совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  6. совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

7. формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Содержание тем учебного курса.

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

 Введение. Задачи курса «Абитуриент: подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2016-2017учебного года.

Орфоэпические нормы.

Лексические нормы.

Морфологические нормы.

Синтаксические нормы.

Пунктуационные нормы.

Трудные случаи правописания.

Трудные случаи пунктуации.

Лингвистический анализ текста.

 Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-     рассуждения.

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Заключительная часть сочинения.

  Модуль 2. Практикум.  Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.

 Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях.

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения.

Синтаксические нормы.

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

Синтаксический анализ предложений.

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

Построение предложения с деепричастным оборотом.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Текст, стили и функциональные типы речи.

Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи.

Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Правописание суффиксов различных частей речи.

Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.

Анализ композиционной и смысловой целостности текста.

Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание.

Языковые нормы.

Морфологические нормы и морфологический анализ.

Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи.

Текст. Средства связи предложений в тексте.

Лингвистический анализ текста.

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.

Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного    стиля.

Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

Экспертная оценка  творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый  результат

Программа занятий кружка предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2010 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.

Учебно-тематический план. 10 класс.

Тема

Кол-во часов

1

Структура  ЕГЭ по русскому языку

1

2

Композиция сочинения-рассуждения

17

3

Виды ошибок

5

4

Развитие речи

7

5

Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ        

2

6

Итоговые занятия. Защита творческих работ

2

Итого

34

Учебно-тематический план. 11 класс.

Тема

Кол-во часов

1

Спецификация ЕГЭ по русскому языку

1

2

Орфоэпия

1

3

Лексика

4

4

Текст

3

5

Морфология

4

6

Орфография

1

7

Синтаксис. Пунктуация.

10

8

Сочинение-рассуждение

4

9

Развитие речи

2

10

Итоговый тест

1

Итого

34

Требования к уровню знаний учащихся.

 

Учащиеся должны знать:

  1. основные функции языка.
  2. основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
  3. основные нормы русского литературного языка.

  Учащиеся должны уметь:

  1. оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  4. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  5. извлекать необходимую информацию из различных источников;
  6. владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
  7. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  8. применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  9. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  10. формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать ;
  11. определять позицию автора;
  12. высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  13. уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
  14. анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

 Личностным результатом обучающихся по программе кружка является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора  других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному

из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный

пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного

или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному

или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,

вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Условия реализации программы. Реализация целей  и задачей программы  невозможна без использования информационных ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, электронных презентаций и выхода в  Интернет.

Оценочные материалы. Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

промежуточный (проводится в форме творческих работ);  

итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы  в соответствии с требованиями ЕГЭ и  критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате  изучения курса  максимальное количество баллов  за итоговый  контрольный тест – 100 баллов (первичный балл – 66).  

Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»).

Методические материалы.

Форма занятий – очная.

Формы занятий:

-по количеству детей: групповая, индивидуальная

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекции, практикумы, экскурсии в музей, конкурсы, посещения библиотек

-по дидактической цели: занятия по углублению знаний, практическое занятие

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учебно-методическое обеспечение.

Литература для учащихся:

  • Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2013
  • Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. -  М.: Просвещение, 2013
  • Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издаткельство «Экзамен», 2010.
  • Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). -  М.: «Экзамен», 2015.
  • Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014


                           

Календарный учебный график

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всегго

часов

Кол-во

недель

ч

и

с

л

о

3-7

10-14

17-21

24-28

1-5

8-12

15-19

22-26

29-31

1-2

5-9

12-16

19-23

26-30

3-7

10-14

17-21

24-28

9-11

14-18

21-25

28-31

1-8

11-15

18-22

25-28

1

4-7

11-15

18-22

25-29

1-5

8-12

15-19

22-26

29-30

1-3

6-10

13-17

20-24

№ группы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Кол-во часов в месяц

4

4

4

4

4

4

3

4

3

34


Учебно-тематическое планирование. 10 класс.

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

теория

практика

по плану

по факту

1

Структура ЕГЭ, часть С. Критерии оценивания        

1

2

Композиция сочинения - рассуждения

1

3

К 1.Формулирование проблемы.

1

4

К 2. Комментарии к проблеме.

1

5

К 3. Авторская позиция.

1

6

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?

1

7

Пробное сочинение

1

8

Анализ работ учащихся, редактирование

1

9-10

Тема и проблема текста. Как определить  проблему?

2

11

Как прокомментировать проблему. Виды комментария.

1

12-13

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции        

2

14

Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме        

1

15

К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов

1

16

К 5.Построение текста,  абзацное членение, логические ошибки

1

17

Фактические ошибки

1

18

Соблюдение этических норм

1

19

Соблюдение языковых норм, виды ошибок

1

20

Речевые, грамматические ошибки

1

21

К 6.Точность и выразительность речи

1

22

Финал сочинения

1

23-24

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2

25-26

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

2

27-28

Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

2

29-30

Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ        

2

31-34

Итоговые занятия. Защита творческих работ

2

Учебно-тематическое планирование. 11 класс.

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

теория

практика

по плану

по факту

1

Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2019-2020 учебного года.

1

2

Орфоэпические нормы

1

3

Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях.        

1

4

Лексическое значение слова, лексические нормы , функционально-смысловые типы речи         

1

5

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

6

Текст, стили, функциональные типы речи.

1

7

Морфологические нормы.

1

8

Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

1

9

Орфография: правописание суффиксов различных частей речи.

1

10

Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.

1

11

Анализ композиционной и смысловой целостности текста.

1

12

Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание.

1

13

Знаки препинания в сложных предложений разных типов.

1

14

Синтаксический анализ предложений.

1

15

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

1

16

Построение предложения с деепричастным оборотом.

1

17

Трудные случаи пунктуации.

1

18

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

1

19

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения.

1

20

Сложное предложение с различными видами связи.

1

21

Основные способы словообразования.

1

22

Морфологические нормы и морфологический анализ.        

1

23

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.

1

24

Текст. Средства связи предложений в тексте.

1

25

Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.                

1

26

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении

1

27

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста, соотношение тематики и проблематики текста.

1

28

Комментарий основной проблемы текста. виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных тестах.

1

29

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

1

30

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.        

1

31

Финал сочинения.                

1

32

Пробное сочинение.        

1

33

Работа над ошибками

1

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ "АБИТУРИЕНТ"

Рабочая программа элективного курса по математике для  учителя работающего в  11 классах....

Абитуриентам

Буклет СГУ. Перечень вступительных экзаменов....

Абитуриентам

Отдел образования администрации Александрово-Гайского муниципального района информирует вас о том,что Поволжский институт им. П.А.Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной сл...

Методическая разработка по теме: Связь зарплат выпускников со средними баллами абитуриентов по направлениям подготовки

В презентации предствлены ход и результаты пилотажного исследования: «Связь средних баллов абитуриентов с зарплатами выпускников по направлениям подготовки ВПО», направленного на определение взаимосвя...

Курс по подготовке к ЕГЭ по математике "Школа абитуриента"

       Данный курс предназначен для учащихся 11 классов и абитуриентов, рассчитан на 60 часов. Разработка программы данного курса отвечает требованиям стандарта математическ...