8 класс "Двойственные вопросы на уроках русского языка "
статья по русскому языку (8 класс) по теме

Борисова Елена Геннадьевна

8 класс "Двойственные вопросы на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Двойственные вопросы на уроках русского языка и литературы»

   Шалва Александрович Амонашвили, советский педагог и психолог, писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос - это почерк его педагогического мастерства».

Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.

И помогут нам в этом действенные вопросы, которые бывают генеративными, конструктивными и фасилитирующими.

Генеративные вопросы необходимы для изучения темы, для вовлечения в процесс познания.

Конструктивные способствуют построению новых знаний.

Фасилитирующие способствуют более глубокому понимаю темы, вопросы для развития собственного мышления.

Действенные вопросы имеют 3 признака:

1. Мотивируют(побуждают) участника отвечать

2. Привлекают к конкретной когнитивной деятельности различных уровней сложности, напр., сравнивать и сопоставлять. Анализировать, оценивать

3.Обращаются к внешней и внутренней информации, имеющей отношение к ученику(то, что для него важно и соответствует его возрасту и интересам)

Действенные вопросы раскрывают внутреннее любопытство учеников и способствуют критическому мышлению.

Практическая часть.

Разносклоняемые сущ.

На основании каких сходных признаков среди склоняемых имен существительных выделяются разносклоняемые?

Заключение.

При изучении русского языка надо пытаться сделать так, чтобы ребята не формально подходили к правилам, а осознанно. Применение проблемных вопросов в этом помогает. Практика показывает, что ученики легче применяют полученные знания в новых условиях, правильно выполняют разные закрепляющие упражнения, одновременно развиваются творческие способности. А уроки, в основе которых лежит проблемная ситуация, проходят живо и интересно. На таких уроках учитель вооружает ребят не только знаниями, но и учит их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения.

- Завершая наше общение, я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом».

Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель! Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»

« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас».

« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно».

Желаю Вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту. А помогут нам в этом ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...

Проблемные вопросы на уроках русского языка и литературы

Как заинтересовать учеников на простом, казалось бы материале текущего урока?Как сделать всех участниками  разговора на уроке? Как заставить каждого из них думать в рамках темы конкретного ...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Стратегия вопросов на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных учебных действий.

Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы....

К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка.

К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5-9 классах (из опыта работы учителя русского языка)....

"Толстые" и "тонкие" вопросы на уроках русского языка и литературы в средней школе

quot;Толстые" и "тонкие" вопросы - известный приём в технологии развития критического мышления. В статье описана практика применения этого приёма на уроках русского языка и литературы ...