Основы смыслового чтения и работа с текстом на примере технологии развития критического мышления
статья по русскому языку на тему

Основы смыслового чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы смыслового чтения и работа с текстом на примере технологии развития критического мышления

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Современные образовательные технологии позволяют организовать   эффективное чтение.

Я в своей практике широко использую технологию критического мышления через чтение и письмо. Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно осмысливать, структурировать и передавать полученную информацию. Эта технология, на мой взгляд, помогает сделать процесс чтения более увлекательным, многие её приёмы позволяют формировать личностные, познавательные, коммуникативные виды учебной деятельности обучающихся.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо включает три стадии: вызов, реализация смысла, рефлексия. Проанализировав  свою работу по данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов  по формированию навыков смыслового чтения

Вызов. На данной стадии  используется графическая систематизация материала (таблицы, кластеры, схемы). Они позволяют сделать наглядными мыслительные процессы при погружении в определённую тему. Рассказ-предположение по заголовку, ключевым словам, верные и неверные утверждения, осмысление эпиграфа, ассоциации, «круги по воде». На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее. Прием «Круги по воде» хорошо использовать при знакомстве с биографией поэта или писателя. Например, на доске записана фамилия, чьё творчество изучается. Учащимся даётся задание подобрать и записать на каждую букву слова, имеющие отношение к жизни, творчеству, личности поэта или писателя. Например,    П-поэт.

                      У-учился в Царскосельском  лицее.

                      Ш-шедевры создал.

                      К-классик мировой культуры.

                      И-изучаем на уроках.

                      Н-найдётся ли ещё такой поэт?

Приём «Верные - неверные утверждения». Сначала демонстрируются фотографии или портреты писателя, а затем предлагаются утверждения. Учащиеся  выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания. Например, при знакомстве с биографией А. С. Пушкина можно предложить такие утверждения:

  1.   Произведения А. С. Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»,   «Полтава», «Выстрел», «Метель» входят в сборник «Повести Белкина».
  2. А.С. Пушкин родился в Москве в начале 19 века.
  3. Окончил словесное отделение МГУ.
  4.  С 1824-1826гг. находился  под полицейским надзором ( Михайловское).
  5.  Был близок декабристам.
  6.   В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Державин подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”.

          7. В литературном обществе «Арзамас», членом которого был А.С.Пушкин, у каждого из членов было своё прозвище: «Светлана»  у Жуковского, “Старушка” у Уварова, “Асмодей” у Вяземского.  А.С.Пушкина же называли «Сверчком».

Ученики настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты, а желание убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебной статье.

На стадии «Рефлексия» возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Приём «Ассоциация» развивает образное мышление, логику, память. Учащиеся устанавливают связь по смежности, по сходству между отдельными представлениями. Задаются вопросы: «С чем у вас ассоциируется …? Что на что похоже? Что символизирует?»   Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации,   обсуждают их, а учитель фиксирует информацию на доске. Приём «Ассоциация» заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях.

Осмысление. В процессе реализации этой фазы учащиеся знакомятся с новой информацией. Прием «Инсерт» и маркировочная таблица  обеспечивают вдумчивое, внимательное чтение, позволяют отследить понимание материала. После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

+ УЗНАЛ

-

ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

V

ЗНАЛ

?

ХОЧУ УЗНАТЬ

 

 

 

 

Затем  предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией? Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас? Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?

Приём “Ромашка Блума”

Структура вопросов:

I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)

II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …)

III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …)

IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)

V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)

VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)

При использовании приёма «Двойной дневник» обсуждение результатов работы происходит на основе цитат. Работа предполагает выработку точки  зрения по определённому вопросу и его логическое осмысление.

Тема «А.С. Пушкин «Няне» 

Средство художественной выразительности

Пример

Чувства героини

Сравнение

Будто на часах

Постоянное, поминутное ожидание

Метафора

Медлят поминутно спицы

Няня прислушивается в ожидании поэта

Метафора

Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь

В душе няни беспокойство, тягостные предчувствия

Эпитет

Забытые ворота

Тяжесть одиночества

Эпитет

Чёрный отдалённый путь

Горечь от долгой разлуки

Повтор

Давно, давно ты ждёшь меня

Тоска от долгого расставания

Рефлексия. Стадия подразумевает заполнение или дополнение кластеров, таблиц, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,  творческие работы (синквейны, эссе).

Часто использую приём «Синквейн» как способ синтеза материала. Учащиеся, зная алгоритм составления, излагают мысль-характеристику героя в нескольких ёмких, но кратких выражениях. Например,

Чацкий

Скромен, честен, не спесив.

Гнуть шею не привык.

Его портретом.

Восхищаюсь.

Технологический приём «Кластер» состоит в следующем:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово темы.

2. Вокруг написать слова, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

4. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления по теме.

Далее представлен пример заполнения кластера по теме «Своеобразие повестей Н. В. Гоголя»

Приём “Ключевые слова”

 На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова.

Указанные приёмы делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять главное в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результат  работы с текстом.

Таким образом, технология критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умения вдумчиво читать, анализировать, применять информацию, связывая новые знания с уже имеющимися представлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса

Данная программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...

Основы смыслового чтения и работа с текстом

laquo;Почему наши дети не читают книги?» - этим вопросом задаются сейчас практически все, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся....

Приемы работы с текстом в свете Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Сценарий мастер-класса,  позволяет познакомить слушателей с Технологией развития критического мышления с помощью самой технологии РКМЧП. Содержит 2 приложения: текст для участников мастер-класса,...

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)

Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...