Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Шафеева Лейла Салихжановна

 

Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

 Задачи:

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
  • совершенствование умения излагать учебный текст;
  • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

 На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

- Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

- находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;                                                                                                                                                                                    

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;
  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
  • умение определять средства связи предложений в тексте;
  • умение проводить звукобуквенный анализ слова;
  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • умение определять основные способы образования слов;
  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • умение последовательно излагать собственные мысли;
  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

 Оценка знаний, умений и навыков

 Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • морфологический анализ знаменательных частей речи;
  • морфологический анализ служебных частей речи;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

 Задачи:

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
  • совершенствование умения излагать учебный текст;
  • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

 На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ: 

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

- Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

- находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;                                                                                                                                                                                    

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;
  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
  • умение определять средства связи предложений в тексте;
  • умение проводить звукобуквенный анализ слова;
  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • умение определять основные способы образования слов;
  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • умение последовательно излагать собственные мысли;
  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

 Оценка знаний, умений и навыков

 Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • морфологический анализ знаменательных частей речи;
  • морфологический анализ служебных частей речи;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

2. Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1

Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка».

Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют?

1

1

Работа  с источником информации: составление тезисов лекции

2

Пробное тестирование

Нормы ударения и произношения

Трудности современного русского произношения и ударения

1

1

Работа  с источником информации: составление тезисов лекции, тестирование

3

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

1

1

Составление  опорного конспекта

4

Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

1

1

Составление  опорного конспекта

5

Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм.

1

1

Составление  опорного конспекта

6

Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.

1

1

Составление  опорного конспекта

7

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Лексические нормы

1

1

Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.

8

Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа

1

1

Извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и использование ее в различных видах деятельности

9

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа

1

1

Работа  с источником информации: составление тезисов лекции, тестирование

10

Выразительность русской речи.

1

1

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

11

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

1

1

Составление  опорного конспекта

12

Средства выразительности. Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа

1

1

Работа  с источником информации: составление тезисов лекции, тестирование

13

 Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа

1

1

Тестирование

14

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа

1

1

Работа  с источником информации: составление тезисов лекции, тестирование

15

Правописание корней.

Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

1

1

Составление  опорного конспекта, тестирование

16

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

17

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

18

Правописание приставок.

Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

1

1

Работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачѐтных заданий

19

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

20

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

21

Правописание суффиксов.

Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

1

1

Работа  с источником информации: составление тезисов лекции, тестирование

22

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

23

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

24

Словосочетание.

Синтаксические нормы. Тестовая работа

1

1

Составление  опорного конспекта, тестирование

25

Трудности грамматического управления в современном русском языке

1

1

Составление  опорного конспекта, тестирование

26

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

тестовая работа

27

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

28

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Грамматические нормы. Тестовая работа

1

1

Составление  опорного конспекта, тестирование

29

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Грамматические нормы. Тестовая работа

1

1

Составление  опорного конспекта, тестирование

30

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа

1

1

Составление  опорного конспекта, тестирование

31

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа.

1

1

Составление  опорного конспекта, тестирование

32

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

33

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Тестирование

34

Знаки препинания в сложносочинённом предложении  Тестовая работа.

1

1

Работа  с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачѐтных заданий.

35

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении  Тестовая работа.

1

1

Составление  опорного конспекта, тестирование.

36

Синтаксический анализ сложного предложения  Тестовая работа.

1

1

Работа  с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачѐтных заданий.

37

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Работа  с художественными средствами языка

38

Разбор  тестовых заданий.  Тестовая работа.

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

39

Сложные бессоюзные предложения  Тестовая работа

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

40

Сложные предложения с разными видами связи  Тестовая работа

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

41

Сложные предложения с разными видами связи  Тестовая работа

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

42

Изложение. Виды изложений. ОГЭ-9 Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств

43

Изложение. Виды изложений. ОГЭ-9 Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств

44

Написание сжатого изложения.

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств.

45

Написание сжатого изложения.

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств.

46

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

47

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.

1

1

Работа  с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачѐтных заданий

48

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

1

1

Работа  с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачѐтных заданий

49

Написание сжатого изложения.

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств

50

Написание сжатого изложения.

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств

51

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

52

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

53

Текст как продукт речевой деятельности.

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

54

Смысловая и композиционная целостность текста Тестовая работа

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

55

Извлечение информации из различных источников  Тестовая работ.

1

1

Составление  тезисов лекции, плана

56

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости

 (сжатое изложение содержания прослушанного текста.)

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств

57

Написание сжатого изложения.

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств

58

Написание сжатого изложения.

1

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств

59

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения

1

1

Работа  с ключевыми словами, художественной  деталью

60

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

1

1

Работа  с ключевыми словами, художественной  деталью

61

Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. (С 2,1, С2.2) Средства межфразовой связи.

1

1

Составление  плана,  работа с клише

62

Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. ( С2.3) Средства межфразовой связи.

1

1

Прогнозирование  содержания текста по абзацному зачину

63

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему  (С2.1)

1

1

Творческая работа

64

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему  (С2.1)

1

1

Творческая работа

65

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.2)

1

1

Творческая работа

66

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.2)

1

1

Творческая работа

67

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему  (С2.3)

1

1

Творческая работа

68

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему  (С2.3)

1

1

Творческая работа

3.Содержание программы

Знакомство с содержанием курса «Русское слово»

            Культура речи.

        Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

        Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

        Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

        Нормы ударения и произношения.

        Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

        Произношение некоторых грамматических форм.

        Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.         

        Нормы ударения в современном русском языке.

        Причины отклонения от произносительных норм.

        Исторические изменения в произношении и ударении.

        Допустимые варианты произношения и ударения.

           Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.  

        Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

        Лексическая сочетаемость.

        Смешение паронимов.

        Жаргонизмы.

        Речевая избыточность и речевая недостаточность.

        Грамматические нормы.

           Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней  Правописание приставок Правописание суффиксов

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

 Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

Извлечение информации из различных источников

           Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

 

ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
  • научиться писать сочинение, умело приводя аргументы;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результат.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

5. Формы и виды контроля

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

6. Методические рекомендации

                   Программа рассчитана на учащихся 9-х классов.
                  Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.

Подготовка к ГИА-2010: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

Львова С. И. ГИА 2008. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.

Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

2) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.

3) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.

4) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

5) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:

1) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2009.

3) Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

4) Гулидов И.Н. Методика конструирования тестов / И.Н. Гулидов, А.Н. Шатун А.Н.  – М.: Форум – Инфра-М, 2009.

5) Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2009.

6) Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2010. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

2. Печатные пособия

2

Стенды с информацией по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Лингвистические словари.

Тесты. Раздаточный материал.

Шипицына Г. М. Русский язык: Изложения и сочинения. 7 кл. – М.: Дрофа, 2001.

Ганжина Н. Ю., назарва Н. Ф. Сборник изложений. 5-7 класс. – Саратов: «Лицей», 1999.

Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995

3. Технические средства обучения

3

Интерактивное оборудование

Мультимедийное оборудование (проектор и экран)

Ноутбук

4. Оборудование класса

4

Ученические столы, стулья 

Стол учительский

Классная настенная доска 

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС. "Я гражданин"

Рабочая программа " Я _ГРАЖДАНИН" по внеурочной деятельности по ФГОС.Для учащихся 5-6 классов.Программа предназначена в целях гуманитарного развития детей.Привития чувства патриотизма к РОДИ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС «Культура речи»

Рабочая программавнеурочной деятельности по ФГОС«Культура речи»...

Рабочая программа внеурочного курса по ФГОС в системе духовно-нравственного воспитания "Проба пера".

Программа внеурочного курса по духовно-нравственному воспитанию «Проба пера» ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей личности посредством текстопорождения, разработана...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований,обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего,основного общего, ...