Рабочая программа внеурочного курса по ФГОС в системе духовно-нравственного воспитания "Проба пера".
рабочая программа по теме

Дунаевская Наталия Михайловна

Программа внеурочного курса по духовно-нравственному воспитанию «Проба пера» ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей личности посредством текстопорождения, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Закона РФ «О средствах массовой информации», с учётом требований, предъявляемых к  ювенильной журналистике.

Данный курс,  согласно стандартам второго поколения, является одним из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся.  Программа ориентирована на детей и подростков 11 – 17 лет, проявляющих интерес и способности к журналистике, литературному творчеству, оформительской и дизайнерской деятельности, социальным коммуникациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского»

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой

гуманитарных наук

___________Е.М. Мошкина

«___»____________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

      ___________Е.В. Шадрина

      «___»____________20__ г.

              УТВЕРЖДАЮ

         Директор лицея

        ____________О.Н. Иванов

        «___»____________20__ г.

Рабочая программа

внеурочного курса по ФГОС  «Проба пера»

(в системе духовно-нравственного воспитания)

Автор:

Дунаевская Наталия Михайловна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

        

                                                                                                         Рассмотрено на заседании

                                                                                                      Педагогического совета

                                                                                                                            МБОУ «Самусьский лицей»

                                                                                                                            Протокол № _______от________

                                                                                                                                                                       

Самусь

2017 г.

Пояснительная записка

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания учащихся. Российское общество нуждается в образованных, высоконравственных гражданах, способных самостоятельно оценивать происходящее и  строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Гражданин России сегодня  это человек, осознающий свою этническую и конфессиональную принадлежность, уважающий особенности других людей. Задача по формированию такой личности сегодня возложена на современное образование, и в первую очередь,  на школу.

На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования второго поколения, Концепция духовно-нравственного воспитания и др.

В 2007 - 2008 гг. в послании  Президента России собранию РФ отмечается, что  «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»[1]. 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определён характер современного национального воспитательного идеала, а также важнейшая цель современного образования - «воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»[2].

Сегодня перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Задача педагога - содействовать духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечества, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Формирование данных компетенций может осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Вышесказанное делает актуальным создание программы  по формированию духовно-нравственных ценностей личности посредством создания текстов различного содержания с учётом современных российских реалий и требований ФГОС для основного (общего) образования.

Программа внеурочного курса по духовно-нравственному воспитанию «Проба пера» ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей личности посредством текстопорождения, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Закона РФ «О средствах массовой информации», с учётом требований, предъявляемых к  ювенильной журналистике.

Ювенильная журналистика – это «коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно-окрашенной информации»[3].

В соответствии с  концепцией новых стандартов образования, целью курса является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, осознающего  ответственность за настоящее и будущее своей страны,  уважающего духовные и культурные традиции многонационального народа РФ[4].

Задачи:

  1. Раскрыть содержание понятий: «ценности», «семья»,  «дом», «человечество», «Родина», «природа», «гражданин», «малая Родина», «добро», «милосердие», «нравственность»;
  2. Сформировать условия в рамках образовательно-воспитательного процесса для сохранения духовно-нравственного здоровья обучающихся, укрепления  культурно-исторической, семейно-родовой, гражданской  идентичности;
  3. Формировать гуманистическое отношение к прекрасному, к труду, к знаниям, к обществу, к человечеству;  
  4. Способствовать формированию у обучающихся компетенций: технологической, информационной, коммуникативной, решения проблем, социального взаимодействия, саморазвития, самообразования;
  5. Развивать личные качества и способности обучающихся: познавательную активность, гибкость и оригинальность мышления, способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;
  6. Формировать активную гражданскую позицию обучающихся;
  7. Научить определять, аргументировать, отстаивать, не нарушая норм этики и принципа толерантности, свою личную гражданскую позицию.

Данный курс,  согласно стандартам второго поколения, является одним из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Программа ориентирована на детей и подростков 11 – 17 лет, проявляющих интерес и способности к журналистике, литературному творчеству, оформительской и дизайнерской деятельности, социальным коммуникациям.

  1. Формы, методы и принципы преподавания

Ведущими формами организации образовательного процесса являются: лекционные занятия, занятия-семинары, практические занятия, диалоговое общение, деловые игры, экскурсии, чтение и обсуждение произведений литературы,  творческое проектирование, конструирование словесных  текстов. 

Проведение занятий предполагает как работу учебной группы в полном составе, так и работу в подгруппах, индивидуальное сопровождение и консультирование.  

Принципы преподавания:

- принцип природосообразности,

- принцип гуманизации,

- ориентации на идеал,

-аксиологический принцип,

- принцип профессиональной сообразности,

-принцип  идентификации,

-диалогического общения,

- системно-деятельностный принцип.

Виды деятельности и формы занятий

Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Психологические особенности возрастной группы 11–15 лет:

  • Ведущая потребность – общение со сверстниками.
  • Развитие Я-концепции.
  • Склонность к риску, острым ощущениям.
  • Быстрая утомляемость и низкая работоспособность, резкие перепады настроения в связи с бурным психофизиологическим развитием.
  • Появление интереса к противоположному полу.
  • Замедление реакции. Подросток не сразу отвечает на вопросы, не сразу начинает выполнять задания.
  • Слабо сформированная эмоционально-волевая сфера.
  • Ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников.
  • Необходимость ощущения социальной востребованности (формирование чувства взрослости).

Для данной возрастной группы приоритетны игровые, соревновательные формы и методы, коллективная творческая деятельность (КТД), работа в микрогруппах, частая смена состава микрогрупп и позиции участников в совместной деятельности (идеолог, организатор, участник, наблюдатель), задания, предполагающие расширение сферы социальных контактов, экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов,  текстопорождение (устное, письменное в разных речевых стилях и жанрах).

Психологические особенности возрастной группы 16 –17 лет:

  •  Кризис идентичности. Формирование нового Я-образа (я-взрослый), создание первичной жизненной концепции
  • Профессиональное самоопределение
  • Период формирования, опробования и усвоения системы ценностей и социальных установок.
  • Период формирования социальных компетенций.

Для старшей возрастной группы более адекватными являются все формы индивидуального сопровождения, дебаты, дискуссии, эвристические беседы, встречи с представителями профессионального сообщества СМИ, индивидуальные творческие задания, предтиражная подготовка издания, деловая игра  «журналистское расследование», «командировка по заданию редакции» и др.

Для обеих возрастных групп не менее 1/10 части от общего объёма учебных часов уделяется разделу «Практическая журналистика», предполагающему совместный выпуск издания.

  1. Планируемые результаты освоения программы[5]

Личностные  результаты

-  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,  социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

-  формирование   эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-  принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты

Познавательные  универсальные учебные  действия

Обучающийся научится:

-  осуществлять поиск необходимой информации, фиксировать результаты;

-  понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач;

-  оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

-  выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач в зависимости от конкретных условий;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Коммуникативные учебные действия

Обучающийся научится:

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- создавать тексты (сочинения, статьи разных жанров и стилях), используя информацию, полученную из разных источников,

- слушать собеседника и вести диалог;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; устанавливать дружеские  взаимоотношения в коллективе;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- создать банк личных предметных достижений (публикации, результаты участия в конкурсах и фестивалях для юных журналистов и т.д.).

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- решать проблемы творческого и поискового характера;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- различать способ и результат действия;

- бережно относиться к результатам своего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные универсальные учебные  действия

Обучающийся научится:

- определять базовые  общенациональные  ценности;

- определять ценности семьи, Родины, малой Родины;

- использовать коммуникативно-эстетические возможности языка, владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использовать их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- обогащать  активный и потенциальный словарный запас для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

- применять в практике  навыки редактирования и организации работы школьного пресс-центра (литературное редактирование, корректура, макетирование, практическая стилистика, оформление материалов, дизайн, вёрстка, планирование, организация работы).

  1. Ведущие формы оценки результативности

Ведущими формами оценки результативности и эффективности реализации программы являются промежуточная (декабрь-январь) и итоговая  (апрель-май) аттестация воспитанников детского объединения.

В начале учебного года проводится входная диагностика индивидуальных интересов, образовательных потребностей, общих и специальных способностей воспитанников методами анкетирования и творческих заданий. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в форме пресс-конференции, презентации издания или иных формах, разработанных воспитанниками и педагогом. В процедуре аттестации предусматривается участие внешних экспертов (профессиональных журналистов, родителей, учителей и др.) и самих воспитанников в роли экспертов. Текущий мониторинг осуществляется педагогом совместно с воспитанниками методами включённого наблюдения,  рефлексии и анализа творческих работ.

Для учащихся возрастной группы 11-15 лет основанием для предметной аттестации является сформированность компетенций в написании материалов и оформлении газеты малого формата, стенной газеты.

Для  обучающихся возрастной группы 16-17 лет основанием для аттестации являются компетенции в написании материалов и создании школьного печатного издания,  редактировании материалов товарищей и организации работы редакции школьного пресс-центра.

         Курс рассчитан на 34 ч. (1 ч. в неделю)

  1. Тематический план курса по духовно-нравственному воспитанию обучающихся  «Проба пера»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Формы работы

1.

Краткое введение в историю журналистики.

4

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с понятием «журналистика»

1

Профессиональная культура, этика журналиста; виды и типы СМИ,

Кредо журналиста

Эвристическая беседа, тесты, творческая работа – эссе на тему «Каким я представляю себе журналиста»  // «Журналист – это звучит гордо!?»)

1.2.

Как и почему возникла журналистика

1

Этимология слов «газета», «журнал», пражурналистика,

Эвристическая лекция, работа со словарями

1.3.

Знакомство с Законом РФ «О средствах массовой информации»

1

Классификация СМИ: радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика

Лекция, экскурсия в музей или редакцию газеты

1.4.

Практическое занятие: Журналистская Дума

1

беседа о гласности, Российских законах о СМИ)

2.

Основы журналистики

22

1.

Знакомство с древом жанров. Принципы деления на жанры.

2

«Жанр», «факт».

Система жанров в литературе и журналистике, газетно-журнальные жанры; информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры

Лекционная, практическая: эвристическая беседа

2-4.

Мастерская жанров: Информация (новость)

3

Типы информации, формы подачи новостей: «метод маски», «клиповый заголовок», правила построения информации, методы получения информации

Лекционная (1 ч) и

практическая (2ч.): сбор  школьных новостей, написание информаций, их анализ, творческая работа: Мастер- новость «Час важных сообщений»

6-7.

Заметка. Основные черты заметки, типы заметок: краткая и расширенная

2

«заметка», типы заметки: краткая и расширенная

Практическая:

Эвристическая беседа, текстопорождение;

творческая работа: написать небольшую заметку на тему «Береги природу» /Моя «малая родина»

8-10.

Репортаж. Виды и типы репортажа. Фоторепортаж.

3

«репортаж», признаки, виды и типы репортажа,  герой репортажа, «фоторепортаж»

Практическая: работа с газетами, мастер-класс, экскурсия в Музей краеведения, анализ экскурсии, текстопорождение: репортаж с места событий

11-14.

Интервью как жанр журналистики

4

«интервью», признаки интервью.

«Расспросные речи»  - прообраз интервью. Этапы работы над интервью, классификация вопросов

Лекционная (1ч.)

практическая (3 ч.)

проведение учебных интервью во время экскурсии на ССРЗ (судостроительно-судоремонтный завод); взять интервью на тему: «Что значит быть моральным»;

создание заметки  в жанре интервью на тему: «Всегда ли в жизни есть место подвигу? Защита Родины в мирное время»

15.

Опрос. Пресс-релиз

1

«пресс-релиз», функции  и структура пресс-релиза

Практикум: проведение благо- творительной акции («Новый год без одиночества» «Подари улыбку людям»и т.д.)

16.

Краткий обзор аналитических жанров: корреспонденция, обозрение, рецензия, статья

1

Понятие об этих жанрах, их видах и признаках, основные требования к рецензии, отличие рецензии от отзыва

Лекция,

Практика: работа с изданиями

17-18.

Статья. Виды статей. Приёмы написания статей.

2

виды статей, приёмы написания статей; описание как элемент любой статьи

Лекция;

Эвристическая беседа; творческая мастерская: написание рассказов по пословице, афоризму духовно-нравственного содержания

19-20.

Очерк и его основные черты. Типы очерковых публикаций. Эссе как жанр

2

«очерк», «эссе»;

эссе как принцип композиционного построения очерка

Практическая: составление характеристики или мини-портрета «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?»

21-22.

Зарисовка. Виды зарисовок.

2

«зарисовка», виды зарисовок, способы написания зарисовки

Практическая: текстопорождение, написать зарисовку на одну из тем: «Зимняя сказка», «Ода осени», «Летние радости»

Социология как составная часть журналистских знаний

2

1-2.

Анкета. Опрос. Методики опроса. Рейтинг.

2

Правила составления анкеты, правила проведения опроса; мониторинг, документ как методика опроса; «рейтинг».

«круглый стол», анализ анкет, встречи с респондентами

Делаем газету. Структура издания

5

1.

Формат издания. Типология издания. Дизайн издания как первооснова его макета.

1

Формат издания, «колонка», «полоса», «колонтитул» и его роль в издании;  «выходные данные»; типология издания: периодичность выпуска, тираж, объём, формат, адресность т.д.

Эвристическая лекция, работа с изданиями

2-3.

Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка».

2

«макет», «вёрстка», приёмы макетирования; композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия

Практическая: мастер-класс, составление макета и вёрстка 1 полосы издания

4-5.

Разработка постраничного графического макета альманаха детского литературного творчества

2

Приёмы выделения материала на полосе, роль врезки на полосе; графика и инфографика; роль фотографий

Практическая: реализация идеи проекта создания альманаха детского литературного творчества; подбор графического материла и вёрстка

6.

Итоговое занятие

1

Информационная карта проекта, презентация проекта

Мониторинг сформированности компетенций

Мониторинг обученности учащихся, эвристическая беседа, анкета.

Подготовка к защите проекта

Приложение 1

Тест «Быть или не быть журналистом»[6] 

Тест проводится перед началом работы с обучающимися по данной программе.

Инструкция для обучающихся:

Этот тест позволит определить твою расположенность к профессии журналиста. Если ты согласен с утверждением, обводи ответ «да», если не согласен, то обводи ответ «нет». После каждой группы вопросов подсчитай количество положительных ответов. В конце теста подсчитай общее количество положительных ответов.

Формулировка утверждения

да

нет

  1. ТЫ ХОЧЕШЬ…

Выражать свои мысли и отношения к событиям письменно?

Быть в курсе событий, жить в постоянном потоке информации?

Быть принципиальным, иметь своё мнение, свой взгляд на события общественно-политической, культурной, экономической жизни?

Всего «да»:

  1. ТЫ СМОЖЕШЬ…

Постоянно тренировать умение письменно выражать свои мысли?

Находить такой ракурс подачи информации, чтобы это было интересно самым разным людям?

Много времени проводить за компьютером, набирая свои тексты?

Всего ответов «да»:

  1. ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО…

Эту профессию нередко считают одной из самых продажных, потому что журналист считается с мнением тех, кто сильнее его?

Большинство журналистов  в России мало зарабатывает и не имеет стабильного места работы?

В России журналисты погибают так же часто, как в странах Латинской Америки?

  1. ТЫ ГОТОВ…

Потратить времени и сил на подготовку к вступительному экзамену на факультет журналистики?

Выработать свой публицистический стиль?

Повышать свою эрудицию (осведомлённость) в самых разных сферах жизни и культуры?

Всего ответов «да»:

  1. ТЫ ВЕРИШЬ, ЧТО…

Честная, объективно поданная информация меняет мир и людей к лучшему?

Жизнью правит информация, которую справедливо называют «четвёртой властью»?

Журналист в России – одна из самых героических профессий?

Всего ответов «да»:

 Интерпретация результатов теста

Первая группа «Ты хочешь…» выясняет наличие у тебя главных способностей и личных качеств, необходимых для успешной работы журналиста. Эти способности можно развить. Например, умение живо изложить мысль на бумаге можно развить регулярными тренировками – написанием небольших сочинений, эссе, описанием своих впечатлений от фильмов и т.д.

Выработка своего мнения – путь к взрослению. Собственное мнение не обязательно должно отличаться от мнения всех. Важно помнить, почему ты придерживаешься именно этой точки зрения, чем руководствуешься в определённой позиции.

Вторая группа вопросов «Ты сможешь…» затрагивает особенности повседневного труда журналиста: творческие муки, работа по набору текста, умение заставить себя трудиться над репортажем, даже когда нет настроения. Хочешь ли ты так каждый день? Можешь ли видеть за рутинной работой самые желанные результаты – интересные материалы, внимание читателей, творческие успехи?

Третья группа вопросов «Ты знаешь, что…» касается основных «минусов» профессии журналиста, которые во многом связаны с отношением к этой профессии: люди не доверяют журналистам, информации в газетах и на ТВ. Профессия журналиста становится «золотым дном» лишь для избранных: большинство журналистов не получают «бешеных» гонораров и даже не имеют постоянной работы. И, конечно, это опасная профессия. Журналисты погибают в горячих точках, их убивают те, кто боится разоблачений, да и сама профессия может «съесть» человека нервными перегрузками, напряжением воли, ненормированным рабочим днём и т.д.

Четвёртая группа вопросов «Ты готов…» направлена на выявление того, что ты делаешь сейчас, чтобы стать журналистом, на выявление твоих склонностей на этапе подготовки. Если сейчас ты не ленишься писать, просматривать газеты, следить за новостями, то, скорее всего, твои склонности к профессии – это не просто разговоры.

Последняя группа вопросов «Ты веришь, что…» затрагивает важнейшие ценности профессии журналиста. Твоя вера в эти ценности означает готовность соблюдать правила работы настоящего журналиста.

 А теперь подсчитай, сколько ответов «да» у тебя получилось:

Если ты набрал более 12 баллов, то работа журналиста для тебя очень привлекательна, ты имеешь вполне точное представление о том, чем занимается журналист. Попробовать себя в этом качестве не так трудно, как в других профессиях. Существуют молодёжные издания, смело приходи в них и пробуй свои силы в написании статей. Если это занятие придётся тебе по душе, то смело готовься к поступлению на факультет журналистики. Журналисты освещают разные стороны жизни общества: политику, культуру, спорт, проблемы молодёжи и детей… Есть узкопрофильные области труда журналиста, связанные  с производством, сельским хозяйством, экономикой и т.д. Важно выбрать ту область, о которой тебе бы хотелось много знать, и делиться этими знаниями с другими людьми.

Если ты набрал от 8 до 10 баллов, то, скорее всего, у тебя противоречивое отношение к профессии «журналист» –  какие-то стороны тебе очень нравятся, а какие-то – нет. Посмотри, по какой группе ты набрал менее 2 баллов и задумайся, а стоит ли?

Если ты набрал от 4 до 7 баллов, то профессия журналиста для тебя мало привлекательна, но какие-то стороны тебе интересны. Возможно, тебе подойдёт сходная профессия, например, пресс-секретарь (специалист, представляющий работу организации широкой общественности), политический консультант (специалист, который следит за СМИ, анализирует и делает выводы), литературный или художественный критик.

Если твой результат не превышает 3 баллов, то профессия журналиста тебе не интересна.

Приложение 2

Инструкция «Как написать хороший очерк»

1

  1. Начать портретный очерк необходимо с поиска героя. На первый взгляд, может показаться, что портретный очерк будет иметь больший успех, если в качестве главного героя выступит знаменитая личность. Современные СМИ пестрят разнообразной информацией о звездах и представителях элиты. Читатель уже изрядно утомлен бесконечными разводами, скандалами, изменами и интригами. Поэтому люди с большой теплотой примут очерк о таком же простом и, на первый взгляд, не примечательном человеке, как они сами.
  2. Приступайте к сбору информации. Жанровая особенность портретного очерка в том, что он гармонично сочетает документальное и художественное начало. Учитывайте это при сборе информации. Разграничьте фактографические сведения и информацию экспрессивно-оценочного характера.
  3. Наилучшего результата вы добьетесь, если будете черпать сведения из разных источников. Возьмите интервью у будущего героя вашего очерка. Поговорите с его родными, знакомыми, сослуживцами. Чтобы составить полную картину, ознакомьтесь с официальными документами.
  4. Собрав всю необходимую информацию, составьте предварительный план портретного очерка. Композиция произведений данного жанра включает в себя: завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Если вы считаете необходимым расширить композиционный строй, то можете добавить пролог и эпилог.
  5. Определите структуру очерка. Вы можете излагать информацию как в хронологическом порядке (он был …, затем сделал …, потом стал… и т.д.), так и в обратном (сейчас он... занимается…, но было время, когда этот человек… и т.д.).  
  6. Только после выбора последовательности подачи материала приступайте к вводной части. Попутно записывайте интересные мысли, тезисы, цитаты, которые пригодятся вам в дальнейшей работе над очерком.

Структура очерка

  1. Введение портрета героя (по желанию автора)
  2. Речь героя (монологи, диалоги).
  3. Повествование о поступках и действиях героев.
  4. Описание обстановки (домашняя, рабочая).
  5. Описание пейзажа.
  6. Сцены размышлений.
  7. Связующее звено – «Я» (личное отношение автора).


[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 1.

[2] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 12.

[3] Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций // Вестник пермского университета: российская и зарубежная филология. Пермь: Изд-во ПГУ, 2010.

[4] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 12

[5] При формулировании результатов обучения и воспитания были использованы следующие материалы:

Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная  школа.  Москва: Просвещение, 2010; Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009; Борисанова Н.В. Дополнительная образовательная программа «Школьный пресс-центр», Томск, 2010

[6] Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы /авт.-сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. Волгоград: Учитель, 2010.  С.144 – 148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС

Кружок«Оформление текстов на компьютере»3 года8-11 лет...

Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков

Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. ...

Программа внеурочной деятельности основного общего образования духовно-нравственной направленности «Мой край - Россия» для 5 класса

Данная программа внеурочной деятельности  предназначена для обучающихся 5класса и предполагает реализацию в рамках социального направления, так как предполагает выполнение социально значимых прое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса сост...

Программа внеурочной деятельности клуб «Юный патриот» Духовно –нравственное направление

Данная программа патриотического воспитания старших школьников используется в нашей школе для подготовки ребят к участию в военно-спортивной игре "Зарница - Победа"...