Таблица «Чередующиеся гласные в корне слова»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

 Краснова Наталья Михайловна

Таблица  «Чередующиеся гласные   в корне слова»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблица  «Чередующиеся гласные   в корне слова»

 

Написание корня зависит

От согласной на конце корня.

От ударения

 От суффикса «А»

РАСТ, РАЩ, РОС

Искл.: Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, отрасль.

Н-р: выросло растение;

Ростовщик приращивает растению ростки.

Густорастущая растительность  выросла на пустыре. Выращу поросль.

ЗОР – ЗАР  «А»:    б/у

заря, зарница, озарять, заревой.

Искл.:  зоревать

 Пример: Заря-зоренька

ГОР – ГАР  «О»:  б/у   

разгоралась над лесом Гореть, горелый, загореть

Искл.: выгарки, изгарь, пригарь

КОС-КАС касаться – коснуться

ТЕР-ТИР протереть - протирать

ДЕР- ДИР сдеру - сдирать

БЕР-БИР уберу - убирать

ПЕР-ПИР запереть -  запирать

ЛОЖ-ЛАГ

Нет слова ложить!

СВ        НСВ

По-ложить  -(класть)

У-ложить   - (укладывать)

Вы- ложить – (выкладывать)

В остальных случаях ЛОЖ-ЛАГ – часть корня:

НСВ                         СВ

Излаг- ать        - излож ить

Предлаг-ать   -  предлож -ить

Слаг-ать            - слож-ить

 

КЛАН – КЛОН«О»: б/у

 

Кланяться, поклониться, преклоняться, склониться, склонение.

МЕР-МИР замереть - замирать

БЛЕСТ-БЛИСТ блестеть-блистать

ЖЕГ-ЖИГ  обжечь – обжигать

 СТЕЛ-СТИЛ  постелить - постилать

ЧЕТ-ЧИТ  прочесть – прочитать

Искл: вычИтать – вычИтание

          Сочетать - сочетание

СКАК – СКОЧ

Проскакать – проскочить.

Искл.: скачок, скачу.

 ( Я -   об-скачу, пере-скачу,

под-скачу, Он – скачет, Они скачут, повелит. - скачи).

Примеры: скакалка, подскочить, отскочить, соскочить.

ТВАР – ТВОР  «О»: б/у

Творение, творец, сотворенный, вытворять,

Утварь. 

(Правило 2-х слов)

ПЛАВ-ПЛОВ  -поплавок, плавник, сплавлять, НО -  ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

(Определяем корень по смыслу)

РОВН (ровный) – РАВН (равный)-Искл.: Равнина (ровная), ровесник (равный по возрасту),

Равняйсь (стой ровно). Поравняться с домом (встать наравне).

уравнять в правах,   выровнять дорогу.

(Определяем по смыслу)

МАК (опустить в жидкость: макать, макнуть, обмакнуть) МОК (пропустить жидкость через ткань: намокать, отмокать, непромокаемый плащ, промокашка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корне слова

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Чередование гласных в корне слова

Урок-презентация для 10 класса...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Таблица "Чередующиеся гласные в корне слова"

Удобная таблица для учебного портфолио ученика....

Карточка по теме "Корни с чередующимися и проверяемыми гласными в корне слова"

Данная работа поможет ученику проверить уровень сформированности...

Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...