«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве. Урок русского языка» (урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Седова Ландыш Миннимухаматовна

Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). При написании конспекта урока на каждом из его этапов отражены цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организация работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок.

Ключевые слова:  урок-исследование; этапы работы; содержание этапа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_sedovoy_l.m._k_zayavke.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.881.161.1

Л.М. Седова
МБОУ «СОШ № 31»
 г. Нижнекамск, Республика Татарстан

«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве.

Урок русского языка»

(урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)

Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). При написании конспекта урока на каждом из его этапов отражены цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организация работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок.

Ключевые слова:  урок-исследование; этапы работы; содержание этапа.

L.M. Sedova

School #31 in the city of Nizhnekamsk

"Development of students ' speech in a multicultural space. The lesson of the Russian language"

Summary: A methodical material is offered that demonstrates an example of a Russian language lesson, compiled according to the method of V.D. Shadrikova (method of assessing the level of qualifications of pedagogical workers). When writing a lesson outline, each of its stages reflects the goals and tasks of the teacher and student's activity, the methods and methods for achieving the goals, the main subject content of the respective stages, the organization of work at each stage, taking into account the real characteristics of the class in which the lesson was conducted.

Key words: lesson-study; stages of work; content of the stage.

Тип урока: обобщение знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Цель концептуальная: Овладение навыками работы со справочной литературой.

Цели стратегические: 1. Знакомство с жизнью и трудами В.И. Даля. 2. Раскрытие информационной возможности и культурно-исторической ценности «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. 3. Исследование с помощью словаря Даля [2] и современных словарей [3] жизнь слова, его истории.

Задачи: 1. Отработка умения находить слово в словаре, давать ему толкование. 2. Развитие умения преподнести свой ответ. 3. Отработка умения подбирать пословицы на заданную тему.

Оформление урока: 1. Портрет В.И. Даля. 2. Выставка книг Даля. 3. Словари и сборники пословиц и поговорок Даля.

Цитата на доске: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски…», – так говорил о себе В.И. Даль.

Таблица Урок русского языка по методике В.Д. Шадрикова [1]

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

«1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему

урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)» [1].

Цель для школьника: приготовиться к работе

Педагогическая цель: осуществить контроль явки учащихся и подготовить их к работе

Образовательная задача: дать начальное представление об учебном материале, который будет рассматриваться на занятии.

Воспитательная задача: продолжить формирование осознанной потребности в умственном труде.

Развивающая задача: содействовать развитию необходимых личностных качеств: собранности.

Методы организации работы учащихся на начальном этапе:

Проверка явки школьников, их психологической готовности к уроку. Сообщение темы занятия, его цели и содержания.

Актуализация мотивов предыдущих («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызов мотивов относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях»), усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.

Использование приемов мотивации (обеспечения психологического настроя): связь изучаемого с жизнью, показ недостаточности имеющихся знаний / создание проблемной ситуации/ использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства/ экскурсы в историю/ использование сравнений/ привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов/ использование игровых ситуаций):

Вступление. Язык – постоянно развивающееся явление, он живой: как человек может стареть, так и значение слова может меняться. Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим, насколько изменился язык. Попробуем это сделать, сопоставляя значение некоторых слов, которые нам хорошо известны, и  исследуя жизнь этих слов с помощью словаря В.И. Даля и современных словарей. А кто же такой Владимир Иванович Даль? Почему мы начинаем знакомство со словом, прибегая к имени этого человека? (ответы учащихся)  

Действительно, имя Владимира Ивановича многим  известно благодаря главному труду его жизни: «Толковому словарю живого великорусского языка». Парадокс заключается в том, что это был сын датчанина и француженки! Но на вопрос о его принадлежности к какой-либо национальности, Даль всегда отвечал определённо: «Я русский человек, потому что я думаю по-русски». Откуда же такое чутьё и огромная любовь к русскому слову? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю заглянуть в историю жизни В.И. Даля и послушать выступление, которое подготовили (ФИО школьников)…

«2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса» [1].

Цель для школьника: воспроизвести известное, осознать прежние знания в новой ситуации (должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы; должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу).

Педагогическая цель: организовать актуализацию знаний школьников.

Образовательная задача: дать начальное (первичное) представление об основных этапах жизни и труде В.И. Даля.

Воспитательная задача: совершенствовать нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Развивающая задача: развивать у обучающихся профессиональные интересы.

Методы, способствующие решению задач и достижению целей:

Применение методов закрепления, проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся (класс-ция методов по дидактическим целям): опрос.

Применение словесных методов (класс-ция методов по источникам знаний): вводная беседа, диспут, объяснение. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации. Формулирование основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

- Ответы школьников на вопросы по пройденному материалу.

Возможные действия педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей:

В случае большого количества неправильных ответов школьников необходимо провести с ними работу над типичными ошибками.

В случае отсутствия осознания школьниками прежних знаний в новой ситуации воспользоваться дополнительным примером, усиливающим связь имеющегося знания с новым.

Методы организации совместной деятельности учащихся:

метод дискуссий.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса:

метод создания познавательного спора (учебные дискуссии, учебные диспуты), убеждение учащихся в практической необходимости изучаемого, эмоциональное воздействие, создание ситуации занимательности, постановка познавательных проблем перед изучением нового материала.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

Текущий контроль (устный опрос)

Система оценки знаний 5-балльная: «1» - слабые успехи; «2» - посредственные; «3» - достаточные; «4» - хорошие; «5» - отличные.

Сообщение школьника о В.И.Дале.

Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, датчанин по национальности, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, немка по отцу и француженка по матери, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Несмотря на происхождение,  родители сумели создать настоящую русскую семью, и отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы - русские!»

 Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете. Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом.Став мичманом, плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, под которыми подписывался псевдонимом «казак Луганский» Будучи врачом, делал сложные хирургические операции. Написал для школьников учебники «Ботаника»и «Зоология».

Вопрос для обсуждения: «Что же стало самым главным делом его жизни?» (ответы учащихся)

Сообщение школьника о главном труде В.И. Даля

Самой значительной и объёмной работой в биографии Даля стал «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов и более 30 тысяч пословиц и поговорок. Когда же это он успел?

В 1819 г. молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово – замолаживает. Ему объяснили, что так говорят в народе, когда небо заволакивается тучами, погода клонится к ненастью. С тех пор не было практически дня, чтобы Даль, «жадно хватая на лету», не записывал народные слова и выражения.

 В своих воспоминаниях В.И. Даль пишет: «Слушая, как богат наш русский язык, понял, что вот оно – моё призвание. И начал собирать я не только слова, но и пословицы, поговорки, песни, загадки… Пушкин подал мне идею создания толкового словаря.». 53 года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. За неделю до смерти, прикованный к постели, он просит дочь внести в рукопись 4 новых слова, услышанных им от прислуги.

Словарь В.И. Даля – это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века. Читая этот словарь, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков.

Вопросы для обсуждения: «А насколько сегодня изменилось сознание современного молодого человека? Смогли бы мы понять теперь друг друга?» (дискуссия)

Предлагаю провести исследование с целью проследить изменения, которые могли произойти со словом.

«3. Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным

материалом);

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в

котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной

активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала» [1].

Цель для школьника: усвоить новые понятия и способы действия со справочной литературой.

Педагогическая цель: исследовать с помощью словаря Даля и современных словарей жизнь слова, его историю.

Образовательная задача: отработать умение находить слово в словаре, давать ему толкование.

Воспитательная задача: продолжить формирование активной жизненной позиции.

Развивающая задача: развивать у школьников умение выделять главное, анализировать, делать обобщение, выводы.

Основные положения нового учебного материала:

«Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру» – писал В.Д. Берестов. Поэтому одним из исследуемых нами  слов возьмём  слово «ДОБРО».

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала:

Форма подготовки: фронтальная работа обучающихся на уроке.

Словесные и наглядные методы: демонстрация опыта.

Формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:

Форма подготовки: групповая/ индивидуальная работа обучающихся на уроке.

Словесные и наглядные методы: эвристическая беседа.

Найдите в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова значение этого слова. (Работа со словарями)

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу:

Внимание (произвольное, непроизвольное), интерес (непосредственный, опосредованный)

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:

Применение в ходе изложения «попутных» контрольных вопросов, проблемное изложение учебного материала, создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их разрешения, увязка изучаемого материала с жизнью, опытом школьников, материалом других учебных дисциплин.

(1.Учащиеся находят и называют значение вышеназванного слова) «Добро» по толковому словарю Даля имеет множество различных значений и его употреблений в пословицах и фразеологизмах. Вот некоторые из них: 1) всё доброе (обычное, часто употребляемое значение) – «Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят» (прим. В. Даля); 2) имущественный характер, капитал («Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах» прим. В. Даля); 3) название буквы «Д»; 4) роль наречия (различное) «Добро, приду (знач. ладно), «Аль ужь добро идти?» (знач. пора ли), «Мне туда ехать добро, не надо» (знач. ненужно, непочто), «Добро, попадешься ты мне!» (обозначает угрозу); 5) качество предмета или человека (добротный и т.д).

В современном толковом словаре (по словарю Ожегова) «добро» – 1) часто употребляемое значение слова (духовное): «нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок»; 2) имущественный характер (смысл схож со значением толкового словаря В. Даля); 3) отдельное значение добро пожаловать.

(2.Учащиеся в процессе сравнения делают выводы) Значение слова «добро» более обоснованно, более развёрнуто расписано именно по толковому словарю Даля. Однако, связано это, пожалуй, с тем, что многие из приведенных Далем значений устаревшие или стали архаизмами. Таким образом, бóльшая часть той информации, что была в словаре Даля, подверглась сокращению, обобщению многих понятий, и вовсе утрате некоторых обозначений (например, понятие названия отдельной буквы «Д» уже не используется в настоящее время; «добро» перестало использоваться в виде наречия).

«4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных

особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал» [1].

Цель для школьника: развить умение преподносить свой ответ.

Педагогическая цель: раскрыть информационную возможность и культурно-историческую ценность  «Толкового словаря  живого великорусского языка» В.И.Даля.

Образовательная задача: отработать умения подбирать пословицы на заданную тему, делать выводы.

Воспитательная задача: продолжить формирование активной жизненной позиции.

Развивающая задача: развивать у школьников умение выделять главное в проблеме, делать обобщение, выводы, формулировать ответы.

Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала:

Последовательное повышение «удельного веса» самостоятельной работы школьников, применение разнообразных упражнений продуктивного, творческого, поискового характера, применение при повторении вопросов и заданий «продуктивного характера», выполнение межпредметных заданий, выполнение заданий на систематизацию классификацию полученных знаний.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

Текущий контроль (устный опрос)

Система оценки знаний 5-балльная: «1» - слабые успехи; «2» - посредственные; «3» - достаточные; «4» - хорошие; «5» - отличные.

Пути и методы реагирования на ситуации, когда часть учащихся не освоила новый учебный материал:

Привлечение учащихся к комментированию ответов товарищей по учебе, организация разных форм взаимоконтроля знаний и умений учащихся.

(Задания по группам)

1 группа: составить несколько предложений, используя слово «добро».

2 группа: вспомнить пословицы и поговорки с этим словом.

3 группа: предложить свои альтернативные значения этого слова.

4 группа: сделать вывод, какие значения  слова «добро» чаще используются в наше время.

Заключение. Благодаря словарю В.И.Даля мы можем проследить жизнь слова, вкус и очарование языка. «Слово не воробей – вылетит не поймаешь», - говорится в пословице. Действительно, ещё Даль отмечал: «Сейчас русскую речь бессмысленно засоряют иностранной, будто на своём языке не выразить всего, что хочется. Мы живём в России, значит, нам нужен русский язык!». Идут годы, десятилетия, века. Многое в нашей жизни меняется. Слово -  живое, оно формирует нашу душу. Наша задача – относиться к слову так же, как Владимир Иванович Даль: бережно, с любовью, сохраняя его для будущих поколений. Хочется верить, что и этот словарь станет для вас добрым помощником.

(Рефлексия) Закончите предложение: «Сегодня на уроке я ...»

«5. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая

задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания [1].

Цель для школьника: овладеть навыками работы со справочной литературой

Педагогическая цель: исследовать с помощью словаря Даля и современных словарей жизнь слова.

Образовательная задача: закрепить умения находить слово в словаре, давать ему толкование; умения преподнести свой ответ; умения подбирать пословицы на заданную тему.

Воспитательная задача: воспитывать инициативу и самостоятельность в профессиональной деятельности.

Развивающая задача: развивать у школьников умение решать проблемные ситуации, задачи.

Разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

(Задание на дом)

1. составить несколько предложений, используя слово «милосердие».

2. вспомнить пословицы и поговорки с этим словом.

3. предложить свои альтернативные значения этого слова.

4. сделать вывод, какие значения  слова «милосердие» чаще используются в наше время.

Литература:

  1. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010. – 178 с.
  2. Толковый словарь живаго Великорусскаго языка [Электронный ресурс]. - http://slovardalya.ru/ (дата обращения: 21.11.2016).
  3. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 21.11.2016).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"

Технология  « Мастерская »    Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к информации и самостоятельное решение творческих ...

Эффективные приемы развития монологической речи учащихся 6 класса на уроках русского языка.

Работа над умением строить монолог, отвечать на вопросы , давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы и т. д....

"Виды работ по развитию речи с детьми ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

описываю методы, которые применяю при работе с детьми ОВЗ на уроках....

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"...