Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Три склонения имен существительных" 9 класс.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Конспект урока"Три склонения  имен существительных" 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_skloneniya_sushchestvitelnyh.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 "Три склонения имен существительных" 9 класс.

Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

Задачи: 

  1. Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
  2. Коррекционно-развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

План урока

I. Организационный момент

Основная часть. 

  1. Сообщение целей и задач урока.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Словарная работа.
  4. Объявление темы урока.
  5. Заполнение таблицы по теме.
  6. Отгадать ребусы.
  7. Физкультминутка.
  8. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.
  9. Индивидуальные задания.

Заключительная часть 

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание.

II. Сообщение целей и задач урока

На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель

Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.

Знакомство с картой “путешествия”.

III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”

Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной письменной речи через составление предложений.

  1. Соединить слова с грамматическими характеристиками.
  2. Составить с этими существительными предложения.

В лесу

ж.р., мн.ч., пр.п

Водосток

ж.р., ед. ч, им. п.

Водянка

м.р., ед.ч., д.п

Пересказом

м.р, ед.ч., пр.п.

Сказителю

ж.р., ед. ч, тв. п.

Сказочницей

м.р., ед.ч., им.п.

О сказках

м.р., 2 ед.ч., тв.п

IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”

Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.

Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).

http://festival.1september.ru/articles/528686/img1.gif

По горизонтали:

2. И попались нам в садки.
Только шустрые ....

5. Учит в школе нас не зря
... первая.

6. Крутится – вертится ветряная …

7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла,
Мартын в тюрьме за дверью.

По вертикали:

1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.

2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…

3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа

4. Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …,
Говорят ему: “Не то!”.

Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?

V. Объявление темы урока

До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!

VI. Заполнение таблицы по теме

Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.

. Что нужно сделать, чтобы данные существительные стали существительными другого склонения?

лень      (олень)

тетрадь    (тетрадка)

ветвь   (ветка)

раб   (раба)

http://festival.1september.ru/articles/528686/img2.gif

Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.

Заполните перфокарты (по вариантам).

Цель: закрепить полученные знания, определить учащихся, которые затрудняются в определении склонения имени существительного.

1 вариант.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капуста

 

 

 

ночь

 

 

 

зверь

 

 

 

мышь

 

 

 

дерево

 

 

 

2 вариант.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

брат

 

 

 

печь

 

 

 

река

 

 

 

море

 

 

 

яблоня

 

 

 

VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы.

VIII. Физкультминутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
(Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
(Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений

Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.

1) (Устная работа с компьютером.) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?

1 скл.

Тревога
Надежда
Забота
Отвага
Вера
Скука
Зависть
Обида

2 скл.

испуг
стыд
восторг
счастье
радость
ужас
веселье
покой

3 скл.

печаль
грусть
страх
любовь
жалость
привязанность
гордость
корысть

2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).

Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.

X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся) 

3 дифференцированная группа: прочитать слова, определить их склонение, соединить линиями.

Солнце
сирень
черемуха
платье
декабрь
пальто
лук
космос

http://festival.1september.ru/articles/528686/img3.gif

ракета
новость
окно
зонтик
осень
небо
огород

XI. Итоги урока 

  1. Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
  2. Какие существительные относятся к 1 склонению?
  3. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  4. Какие существительные относятся к 3 склонению?

  Разгадай и запиши существительные, определи склонение.

дохсов   (восход)

растна     (страна)

ремо        (море)

токрос    (росток)

песть       (степь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".

Конспект  открытого урока по письму и развитию речи  в 5 классе  коррекционной школы 8 вида  по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...

Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс

Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....

Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."

Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....