Дело всей жизни В.И.Даля
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Кутепова Ольга Владимировна

Описание урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ob_uroke_k_yubileyu_v.i.dalya_.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дело всей жизни В.И. Даля

Урок в 6 классе

        Юбилеи великих событий, людей, внёсших вклад в развитие государства, - всегда лишний повод осознать значимость происходившего, тех дел, которые приносят пользу и по настоящее время, являются неотъемлемой частью нашей жизни. Любая знаменательная дата заставляет нас обратить внимание на событие, скрывающееся за ней. Так дата рождения замечательного учёного Владимира  Ивановича  Даля каждый раз напоминает не только о нём, но и о том вкладе, который сделал он в развитие русского языка, напоминает о масштабности  значения его «Толкового словаря...», позволяет удивиться тому, что ещё открывает для себя раз за разом человек, прикоснувшийся к жизни этого великого учёного. В связи с этим событием и на основании (документы, распоряжения) в шестом «А» классе МАОУ «Лицей № 77 г. Челябинска» проводился урок, посвящённый жизни и деятельности Владимира Ивановича Даля.

        Материал, взятый для урока с сайтов Интернет-сообществ учителей, позволял не только познакомиться с личностью В.И. Даля, но и узнать о его вкладе в изучение и развитие русского языка. Ребята могли реализовать свои творческие возможности через выразительное чтение стихотворений о русском слове, его значении в жизни человека, что позволило развивать стремление к изучению слова, бережное отношение к его значению, внимание к употреблению слова в речи. Весь урок был направлен на достижение этих целей. Эпиграфом к уроку как нельзя лучше подошли слова В.Д. Берестова о самом Дале и о его знаменитом словаре: «Даль как бы прожил множество жизней и создал книгу, наполненную миллионами голосов, отзвуками событий, печалей, радостей, песен, мудрых и озорных бесед. В них видны и те черты, какие Пушкин считает присущими именно нашему народу: веселое лукавство ума и живописный способ выражаться» и «Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов,  сказанных добрыми людьми в добром расположении  духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще  учиться у них добру». Ведь всё, что потом было сказано, сводилось к одному: употребление слов требует доброго и разумного к ним отношения.

        Во время урока ребята с помощью учителя, используя информационные технологии, воспроизвели наиболее интересные моменты из жизни учёного, который, имея нерусское происхождение, так увлечённо занимался изучением русских слов. Ребята узнали историю создания словаря, посмотрев инсценировку в исполнении своих же одноклассников. Дело всей жизни В.И. Даля, составление словаря, началось в морозный мартовский день 1819 года на пути из Петербурга в Москву, когда мичман Черноморского флота делает первую запись в своей записной книжке — значение слова «замолаживает» - и принимает решение, результатом которого стал знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Из сообщений ребят можно было узнать и о структуре словаря, и о его составе, о значении некоторых слов. Работа со словарём помогла выяснить, что скрывается за словом балалайка или сказка. Значение слова «сказка» вывело ребят на осознание роли сказки в жизни человека. Они раскрыли смысл изречения А.С. Пушкина: «Сказка — ложь да в ней намёк, добрым молодцам — урок»,  определили, прослушав сказку В.И. Даля «У тебя самого свой ум», какой урок можно извлечь для себя. Из сказки ребята узнали слова, уже очень редко употребляющиеся в нашей речи: тын, не первина, жбан, гурт. Интересно было услышать значение этих слов, за которым скрывалось всё понятное, известное.

        Сказка без урока – это не сказка. Тем, кто это забыл или не согласен, ребята доказали истину в инсценировке-диалоге «О чем говорили между собой Автор и Старуха – сказка». Также ученики вспомнили, какие ещё сказки были созданы этим удивительным человеком. Это известные маленькие произведения для детей: «Лиса-лапотница», «Старик-годовик», «Девочка Снегурочка», Журавль и Цапля». Даль открылся детям и как писатель, создатель сказок.

        Знакомство с жизнью В.И. Даля открыло ребятам и ещё одну сторону его деятельности: одновременно с работой над словарём он работал и над сборником «Пословицы русского народа». Этот сборник представлял собой мысли простых людей, и все пословицы учёный расположил по темам, что помогает облегчить поиск нужных выражений. Интересна была для ребят система работы Даля над сборником. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их «ремешками». Один «ремешок» - в словарь, как пример для пояснения слов; другой  вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Если склеить «ремешки» с пословицами, записанными Далем, получится лента километров 7 длиною. Но зачем вообще «ремешки»? Почему не записывать пословицы как-нибудь по-иному? Да потому, что пословицы, занесенные в тетрадку, трудно перебирать, двигать с места на место. А Даль без конца переклеивал «Ремешки». Он всё думал: как лучше расположить пословицы. Ведь это очень важно. Это ли не доказательство огромных усилий, вложенных Далем в создание сборника?

        За четыре года до смерти, подводя итог своему делу, Даль отметил, что в словаре его 200 000 слов, в сборнике  30 130 пословиц. За этот великий труд, выполненный казаком луганским, каждый, кто его любит и знает, приходит поклониться в Луганске, маленькой родине великого учёного, в дом-музей В.И. Даля. Действительно, он заслужил низкий поклон за огромный труд, такой нужный, необходимый нам, чтобы мы не превратились в Иванов,  не помнящих родства, не оборвали той словесной ниточки, которая связывает целые поколения. И то, что мы, спустя 214 лет со дня рождения Даля, говорим о нём, доказывает значимость его трудов для нас, современных жителей государства российского. И заканчивался урок  высказываниями ребят о том, что они вынесли для себя, что узнали нового. Радует то, что равнодушных не было, ребята с удовольствием приняли участие в уроке, посвящённом В.И.Далю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб - всей жизни голова

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу.Задачи: 1. Углублять знания учащихся о хлебе.2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.3. Развивать логическое мышление.4. Расширять ...

"Хлеб – всей жизни голова"

Внеклассное мероприятие для учащихся коррекционных классов...

"Дело всей жизни"

Статья в СМИ...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всей жизни голова!"

Тема классного часа «Хлеб – всей жизни голова!» была выбрана не случайно. На это есть две причины.      Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью....

ВОДА – ОСНОВА ВСЕЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

В данной статье раскрываются методы  очистки воды  в домашних условиях, её значение в жизни планеты и человека....