Рабочая программа курса по выбору в 9 классе «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Алямкина Галина Викторовна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_9kl.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»

РАССМОТРЕНО                                      

на заседании ШМО

Протокол №_1___

от 28 августа  2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________Нестеренко Е.И.

 29  августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Палаева Н. А.

29 августа 2017 г.

Приказ № ______

  31 августа  2018 г.

                                                                             

                                                             

                                                                       

          Рабочая программа 

           курса по выбору в  9  классе

 «Готовимся  к    ОГЭ   по русскому языку»

     Составитель: учитель русского языка и литературы      

                Алямкина    Галина    Викторовна

 

 

             

       

                                 2018 -2019 учебный год

   

 

Пояснительная записка

 Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения курса по выбору «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

        Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса по выбору/факультатива «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» являются:

1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;

2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка;

3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;

4) способность к продуцированию текстов разных жанров;

5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.

         Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса по выбору/факультатива «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» являются:

        1) владение всеми видами речевой деятельности:

        аудирование и чтение:

  • умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
  • способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
  • адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

          говорение и письмо:

  • умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
  • умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, аннотация, конспект и.т.д.);
  • владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
  • умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

        2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.

        Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы  курса по выбору/факультатива «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» являются:

1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;

2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);

3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;

4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;

5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;

6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);

7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.

Критерии ожидаемых результатов:

  1. Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность.
  2. Качественная сдача ОГЭ  учащимися.
  3. Ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ОГЭ.

Задачи курса:

  1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка за курс 5-9 классов;

2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3) сформировать умения правильно работать с тестами;

4) активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

5) формировать навыки работы над сочинением

6) учить писать сочинения разных жанров: рецензию, отзыв, эссе;

7) психологически подготовить учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации

Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам подготовки учащихся к ОГЭ.

     Курс рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, При составлении программы   учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как это к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

.    Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 13 часов, на систематизацию языковых знаний – 21 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса .

Темы  курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

        На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

           Учащиеся 9  класса слабо владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ОГЭ  учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, изложения (подробного и сжатого), сочинения на лингвистическую тему.

         Для реализации намеченных целей необходимо:

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

        Требования к уровню подготовки учеников

В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

-  применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;

-  строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;

-  вычленять главное в информации;

-  сокращать текст разными способами;

-  правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

-  грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение;

            - работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

            -  четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

            - самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий; сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

- выполнять различные  типы тестовых заданий;

 Содержание тем учебного курса

. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного  прохождения ОГЭ.

Культура речи.

        Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

        Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

        Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

        Нормы ударения и произношения.

        Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

        Произношение некоторых грамматических форм.

        Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.         

        Нормы ударения в современном русском языке.

        Причины отклонения от произносительных норм.

        Исторические изменения в произношении и ударении.

        Допустимые варианты произношения и ударения.

           Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.  

        Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

        Лексическая сочетаемость.

        Смешение паронимов.

        Жаргонизмы.

        Речевая избыточность и речевая недостаточность.

        Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные бессоюзные предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

 Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения .

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Извлечение информации из различных источников.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

 Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 15.2,15.3: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ

1

Знакомство с критериями оценки

1

Задание части1

5

Задание части3

8

Задание части 2

17

Диагностическая работа в форме  ОГЭ

2

ИТОГО

34


Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом.   Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

1

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

1

Часть 1

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

1

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

1

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1

Задание 1. Выбор приемов сжатия.

1

Часть  2

Задание 3. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 3. Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

Задание 3. Учимся формулировать тезис.

1

Задание3 . Учимся аргументировать.

1

Задание3. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

1

12

Задание3.  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания

13

Задание 3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

1

14

Задание 3. Учимся аргументировать.

1

15

Задание3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

1

                                     

 Часть   3

16

Понимание смысла текста. Задание 2.

1

17

Лексическое значение слова. Задание3 .

1

18

Выразительные средства. Задание3 .

1

19

Лексика и фразеология.3.

1

20

Правописание корней. Задание5 .

1

21

Правописание приставок. Задание 4 .

1

22

Правописание суффиксов. Задание5 .

1

23

Синонимы. Задание 6

1

24

Словосочетание. Задание 7  

1

25

Грамматическая основа предложения. Задание8,11 .

1

26

Предложения с обособленными членами. Задание 9

 

1

27

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 10

1

28

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание 12.

1

29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание 12

1

30

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание12.

 

1

31

Сложные предложения с различными видами связи. Задание 13

1

32

Сложные бессоюзные предложения. Задание 14 .

1

33

Диагностическая работа в форме  ОГЭ

1

34

1

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Практикум по русскому языку"

Программа с календарно-тематическим планированием предназначена для учащихся 9-х классов, цель программы- комплексная подготовка 9-тиклассников к ГИА....

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»

Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...