: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных». Технология "БиС". Карта "Алгоритм"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Васюткина (Петрова) Наталья Сергеевна

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация → актуализация субъектного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → рефлексия. Первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта «Алгоритм».

Поурочное планирование.

Дата: 07.02.2018 г.

Класс: 6

Предмет: русский язык         

Тема: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

 Учитель: Васюткина Наталья Сергеевна

Форма проведения: карта «Алгоритм». Технология БиС.

Фактический результат урока на этапе «Память»:  

Оценка

Выполнили задание ВПС

Выполнили задание ППС

Выполнили задание НПС            

Количество учащихся    

2

2

3

% от общего количества    

66

66

100

           В карте «Алгоритм», разрешается не ставить оценки. Если, вы решили ставить оценки, то расчёт производится по схеме предложенной

Задания ВПС – 3 балла;      Оценка 5: сумма набранных баллов за три этапа: 8-9 баллов.  

Задания ППС – 2 балла;     Оценка 4: сумма 6-7 баллов.

Задания НПС – 1 балл;       Оценка 3: сумма 4-5 баллов.

Все результаты, заносятся в течение урока после каждого этапа на МПМ и в конце урока подводятся итоги.  

Цель: достичь качественного усвоения новой темы максимальным количеством учащихся. Определить уровень задолженности по ЗУН. Выявить и устранить недостатки в объяснении темы. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.  

Задача: выполнение регламента технологической карты.  

Планируемый результат: достижение поставленной цели.  

Вводное учебное занятие: мотивация → образное представление об изучаемой теме → осмысление практической и социальной значимости → рефлексия.  

1 тип - учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация → актуализация субъектного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → рефлексия. Первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия

Структура и порядок работы по карте «Алгоритм»

1

Орг. момент

Домашняя работа не проверяется – это новая тема. Предполагается, что предыдущая тема завершена и не требует рефлексии. Объясняется порядок работы по карте. Мотивация учащихся как класс-команды: указывается время темы по календарному плану. Команда-класс должна ее пройти по трем картам в максимально короткое время с высоким результатом. Учитель дает прогноз об экономии времени при изучении темы по картам триады и возможности игры в картах «Логика», «Лидер», «СРВ».

В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%, табл. №1. Для активизации класса дается слово лидеру.  

- Здравствуйте! Проверьте, все ли необходимые на уроке принадлежности у вас на парте? Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Прошу садиться. За окном волшебная жизнь и нужно быть успешным на уроке, чтобы быть успешным в жизни вне школы. … , предоставляю тебе слово.

В правом верхнем углу доски ставится число «2», так как в классе трое обучающихся и число нормы «63%» равно двум. Яна – лидер класса – активизирует класс к работе.

Учитель начинает урок организационного момента, с создания необходимой деловой обстановки. Положительный эмоциональный настрой способствует активному творческому поиску, настраивает детей на серьёзную работу в доброжелательной обстановке, готовит детей к активному восприятию материала. Активизация класса лидером позволяет создать в классе соревновательную ситуацию.

2

1 цикл «Проба» «Актуализация субъектного опыта учащихся

Первое объяснение по схеме ОСУД. Схемы должны быть на каждой парте. Учитель объясняет тему по каждому элементу ОСУДА! Левая рука указывает на нужный этап схемы – правая рука с мелом на доске. Обязательно нужен диалог с классом. Помните! Если дети не спрашивают, то вы не узнаете, что они не поняли, и Вы потратите в 2 раза больше времени на усвоение темы.

1.Время объяснения В1 (В1= х записать на доске

- Ребята, внимание на доску. Тема нашего урока «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных». Сегодня мы будем учиться правильно писать одну или две буквы н в прилагательных. Итак, внимание на доску, следим за моим объяснением. (См.Ресурсный материал №1)

В1= 8:05 – 8:11

Учитель сам объявляет тему урока и цели урока, ознакомляет с планом действия на уроке. Объяснение новой темы происходит учителем, учащиеся только слушают, то есть основной метод на уроке – репродуктивный. Учащиеся лишены возможности добывать знания самостоятельно методом проб и ошибок. Однако, объяснение учителя ограждает их от возможности неверно понять тему, также работа по алгоритму, который предоставляется в готовом виде, позволяет формировать такую информационную компетентность, как умение добывать лингвистическую информацию из разных источников.

3

Организация восприятия

Выполнение заданий. Учащиеся делают синхронно один хлопок, записывают слово «Проба» и приступают к выполнению задания. Преподаватель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения. Важно увидеть: в какой части ОСУДа дети сделают ошибку.

Три задания: нпс-ппс-впс

Окончание работы 5+30

- Итак, ребята, возьмите листы с заданиями. Вы помните, что необходимо выполнить все три уровня заданий. После того, как один из учащихся поднимет руку по окончании работы, остальным на завершение останется только 30 секунда. Итак, приготовили руки (учащиеся делают синхронный хлопок вместе с учителем, если не получается добиться синхронности с первого раза, повторить еще раз). Запишите слово «Проба» и приступите к заданию. (См. Ресурсный материал №2)

Окончание работы: 1+30

Учащимся предоставляются задания трех уровней. Преимущество их в том, что на каждом уровне отрабатываются определенные элементы изучаемого правила, освоение которых обязательно для полного овладения им. Синхронных хлопок активизирует внимание даже достаточно рассеянных ребят и позволяет сконцентрироваться. Работа по формуле 5+30 позволяет учителю ориентироваться по времени на лучшего ученика в классе, а не на слабого, как часто бывает в практике. Слабый учащийся уже знает, что его работа напрямую отразиться в обобщающей таблице по качеству и определит конечную отметку за урок, и вынужден стараться все успеть, при этом работая качественно.

4

Организация осмысления  Рефлексия

По окончании работы, учащиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения.  Если класс вышел на норму 63% по ВПС и выполнил норму, то смотрите дополнение 1 ниже. Проводится опрос по таблице: 1.Скорость – замедленные учащиеся отражают уровень навыков и умений в классе. 2.Внимание – невнимательные дети – отражает уровень организации класса. 3.Тема – происходит поиск ошибок и выписываются по порядку - «хвосты» по предыдущим темам. Важно. Анализ всех проблем на этапе проба является основой плана следующего объяснения.

Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы.

На доске появляется запись «Проба»: нпс =;   ппс=;  впс =.

- Итак, ребята, 30 дополнительных секунд прошли. «Ручка в руках – это ошибка». Обмениваемся тетрадями. Проверим, как вы выполнили НПС (на экране постепенно появляются ответы к заданию или учитель пишет решение задания на доске и комментирует)

- Итак, серебро+ян=серебряный… . сколько человек справились с заданияем НПС.

- Очень хорошо, проверим, как вы выполнили ППС:

багряный пишется с одной буквой н, так как образован с помощью суффикса -ян-… . Итак, поднимите руки те у кого всё верно?

- Проверим, как справились с заданием ВПС: в первый столбик необходимо отнести слова змеиный, комариный, так как они пишутся с одной буквой н… . Кто не допустил ошибок?

- Посмотрим, что же вам помешало справиться с последними двумя заданиями. Успели справиться со всеми заданиями двое, никто не допустил ошибок по невнимательности, но у всех имеются ошибки, вызванные тем, что тема понята не до конца.

Проба 8:12 – 8:20

нпс

ппс

впс

100%

33%

0 %

1 этап

2 этап

3 этап

Скорость

2

Внимание

3

Тема

0

Технология подразумевает жесткую регламентацию, поэтому нет возможности предоставлять дополнительные минуты на завершение упражнения. Проверяя работы, учитель обращает внимание на такие показатели как «скорость, внимание, тема». Если западают некоторых из них, то потом имеет возможность отработать их, занимаясь  по определенным технологическим картам.

5

2 цикл. «Закрепление». «Актуализация субъектного опыта учащихся»

Второе объяснение. Преподаватель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на схеме ОСУД на котором, по его мнению, большее кол-во учащихся допустили ошибку и раскрывает те темы,которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы, вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на первом этапе.

1.Время объяснения В2 (В2= х записать на доске)

В слове глиняный … допустил ошибку. …, данное слов – исключение? Оно образовано от существительного с основой на букву н? С помощью какого же суффикса оно образовано? Значит, писать нужно одну букву н.

…, в слове бесчисленное необходимо писать две буквы н: оно образовано от основы числ- при помощи суффикса -енн-, и приставки бес-, конечно же. Также я вижу, что все вы отнесли слово овчинный к группе слов с одной буквой н. Вы допустили ошибку потому, что неверно определили основу, от которой образовано это слово: овчина + н = овчинный. Слово единый тоже вызвало у некоторых затруднения. Оно имеет корень -един-, поэтому это слово нужно было отнести в третью группу. И … не успел выполнить ВПС до конца.

- Давайте вместе еще раз повторим правило (проговаривание правила).

В2= 8:20 – 8:23

Подробный разбор всех ошибок, допущенных в классе, позволяет понизить вероятность их повторения при решении следующих учебных задач. Взаимопроверка проводится по эталону, предоставляемому учителем, что позволяет избежать необъективности учащихся при оценивании. Также при проверке чужой работы учащиеся часто могут выявить ошибку в самостоятельно работе. То есть данный этап дает возможности для формирования регулятивных и коммуникативных компетенций.

6

Организация восприятия

Выполнение заданий. Задания подбираются по таблице 2, «Если-то» (См. ресурсный материал №3). Учащиеся записывают слово «Закрепление» делают синхронно два хлопка и приступают к работе Преподаватель двигается по классу, анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения, ищет свои ошибки в объяснении и ошибки детей в усвоении.  

Три задания: по схеме «Если-то» Окончание работы 5+30

Так как вы справились только с первым уровнем заданий, то я вам даю два задания НПС и ППС (см. Ресурсный материал №4). Запишите слово «Закрепление». Приготовьте руки (ребята с учителем делают два синхронных хлопка), приступили к заданию, помните, мы работаем по формуле 5+30.

Окончание работы 1+30

Цикл «Закрепление» методически строится аналогично циклу «Проба»: концентрация внимания, ориентация на лучших учащихся в классе. Стоит отметить, что задания для закрепления подбираются по результатам выполнения заданий «Проба», то есть, если учащийся не справился с заданиями высокого порога сложности, то необходимо отработать умения выполнять более простые задания, чтобы поэтапно прийти к выполнению более сложных. В данном случае учащиеся справились с заданиями НПС и ППС, значит учащиеся получают карточку: НПС, НПС, ППС.

7

Организация осмысления  Рефлексия

По окончании работы, учащиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка» Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. Опять вносятся данные в таблицу: скорость, внимание, тема и проводится полный анализ и опрос детей.  

Если класс вышел на норму 63% по ВПС и выполнил норму, то смотрите дополнение 1 ниже.

Заносится время окончания работы В2. Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Закрепление»: нпс =;   ппс=;  впс =.

Работа ведется аналогично предыдущему этапу урока.

- Итак, вы намного лучше справились с предложенными заданиями.

С заданием успели справиться все, по невнимательности допущена ошибка одним учащимся, знание по сегодняшней теме сумели применить без ошибок все.

 

Закрепление 8:24 – 8:31

 нпс

нпс

ппс

100%

100%

66 %

1 этап

2 этап

3 этап

Скорость

2

3

Внимание

3

2

Тема

0

3

Цикл «Закрепление» методически строится аналогично циклу «Проба»: концентрация внимания, ориентация на лучших учащихся в классе. Стоит отметить, что задания для закрепления подбираются по результатам выполнения заданий «Проба», то есть, если учащийся не справился с заданиями высокого порога сложности, то необходимо отработать умения выполнять более простые задания, чтобы поэтапно прийти к выполнению более сложных.

8

3 цикл. «Память»  «Актуализация субъектного опыта учащихся»

Третье объяснение. Преподаватель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на схеме ОСУД, на котором, по его мнению, большее кол-во учащихся допустили ошибку и раскрывает те темы которые дети не усвоили ранее, даже если это темы за прошлые года. Помните! Дети должны спрашивать. Если вы не объясните эти темы,

 вы не сможете двигаться дальше. Время объяснения в 2 раза меньше, времени на втором этапе.

Время объяснения В3

(В3= х записать на доске)

Посмотрим, почему  у … есть ошибки. Слово ветреный нужно писать с одной буквой н, так как оно является исключением.   Повтори, пожалуйста, привило еще раз.

В3 = 8:32 – 8:35

Продолжается замер времени, необходимого на объяснение и выполнение заданий, это позволяет поддерживать темп урока. В остальном 3 цикл по построению подобен первым двум циклам.

9

Организация восприятия

Выполнение заданий. Задания подбираются по таблице 2, «Если-то». Учащиеся записывают слово «Память», делают синхронно три хлопка и приступают к работе. Преподаватель двигается по классу и анализирует основные показатели, которые были выявлены на предыдущих этапах.

Три задания: по схеме «Если-то.» Окончание работы 5+30

Итак, по результатам выполнения предыдущих заданий вы снова получаете карточки НПС, ППС и ВПС (См. Ресурсный материал №5). Напишите слово «Память», приготовьте ладони. Помните, мы работаем по формуле 5+30

Окончание работы 1+30

Цикл «Память» является одним из важных этапов урока, так как его результаты позволяют оценить качество освоенности тему урока учащимися. Этот этап подобен этапу «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция». Методически организован подобно первым двум циклам.

10

Организация осмысления

По окончании работы, учащиеся обмениваются тетрадями, звучит команда «Ручка в руках – это ошибка».  Поэтапная проверка выполнения заданий.  Опять вносятся данные в таблицу: скорость, внимание, счет, тема и проводится полный анализ и опрос детей. Дополнение 1. Если на любом этапе получена норма 63% по ВПС, то проводится контрольная по двум вариантам. Если норма подтверждена, то учитель выбирает одно из трех направлений: переход к новой теме, повторение западающих ранее тем, переход к картам «Тренажер», если нужна отработка навыка или «Логика», если необходимо отработать логическую составляющую.

Заносится время окончания работы В2 Запрещается выносить все ответы на доску сразу по окончании работы. На доске появляется запись «Память»: нпс =;   ппс=;  впс =.

 - Ручка в руках – это ошибка. Поменяйтесь тетрадями, проверим, как вы справились с заданиями. (Учитель, аналогично этапам «Проба» и «Закрепление» комментирует и разбирает ошибки учащихся)

Успели не все, значит нужно стараться работать активнее, из-за невнимательности ошибку допустил один учащийся, не всё понял по теме урока также один учащийся по классу.

Память 8:36 – 8:42

нпс

ппс

впс

100%

66 %

 66 %

1 этап

2 этап

3 этап

Скорость

2

3

2

Внимание

3

2

2

Тема

0

3

2

Как и на предыдущих циклах проводится оценивание по скорости, вниманию и темпу класса. Мы видим, что тема понята большинством учащихся, по невнимательности ошибку допускает 33% учащихся, столько же не успевают работать в темпе урока. Это значит, что учитель должен познакомить с показателями внимания и скорости классного руководителя, который  проверяет знание таблицы умножения на скорость во время перемены.

11

Рефлексия

1. Определяется уровень усвоения материала и схемы ОСУД классом.  2. Даётся прогноз времени работы по данной теме. 3. Если нет уроков по карте «Биоинтернет» в этот день, то даётся задание на дом: умение решать задания и комментировать свои действия по схеме ОСУД. 4. Учитель опять даёт прогноз о времени окончании темы и возможности игры в картах «Логика», «Лидер», «СРВ». Учитель на основании Схемы 2, определяет дальнейшую стратегию работы с классом по изучаемой теме

Количество заданий на дом должно быть не менее 10. Задания можно давать из учебника.

Итак, основные причины допущенных ошибок следующие:

- вы еще не запомнили все исключения;

- некоторые ребята медленно работают;

- допускаете ошибки в определении основы, от которой образовано слово;

- надо быть более внимательными.

- Посмотрим на таблицы и поставим оценки (учитель ставит оценки на основании таблицы с результатами). Итак, … оценку не получает, так как он набрал всего 3 балла, … и … заработали отметку 4, у них 6 и 7 баллов.

Домашнее задание: упражнения 365 и 367.

На следующем уроке мы работаем с картой «Тренажер». Спасибо за урок, до свидания.

Класс по итогам цикла «Память» вышел на уровень ≥ 63%, как и прогнозировалось технологией. Так как по плану на эту тему отведен еще один урок, учитель имеет возможность работы по карте «Тренажер».

Ресурсный материал №1

ОСУД по теме Правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных[1].

Ресурсный материал №2

НПС. Образуйте от существительных прилагательные  при помощи суффиксов –н, -онн, -енн, -ин,-ян,- (-янн).

ППС. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание –н-нн-

ВПС. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание орфограмм, распределите 3 столбика- 1 с прилагательными с –н-; 2- с прилагательными с –нн-; 3- с прилагательными без суффикса.

НПС

ППС

ВПС

  1. Серебро
  2. Старина
  3. Лебедь
  4. Песок
  5. Лимон
  1. Багря…ый
  2. Бесчисле…ое
  3. Глиня…ая
  4. Дискуссио…ый
  5. Дли…ая
  1. Жизне…ая(сила)
  2. Овчи…ый(тулуп)
  3. Змеи…ая(кожа)
  4. Еди…ый(союз)
  5. Комари…ый (писк)

Ресурсный материал №3[2].

Схема подбора заданий трех уровней сложности «Если-то»

Полученный результат

Подбор задания

1

Если

НПС ≥ 63%

ППС ≤ 63%

ВПС ≤ 63%

1  - То

НПС

НПС

ППС

2

Если

НПС ≥ 63%

ППС ≥ 63%

ВПС ≤ 63%

2 - То

ППС

ППС

ВПС

3

Если

НПС ≥ 63%

ППС ≤ 63%

ВПС ≤ 63%

3 - То

Задания повторить

4

Если

НПС ≥ 63%

ППС ≥ 63%

ВПС ≤ 63%

4 - То

5

Если

НПС ≥ 63%

ППС ≥ 63%

ВПС ≥ 63%

5 - То

Контрольный срез по двум вариантам

6

Если

НПС ≥ 63%

ППС ≤ 63%

ВПС ≤ 63%

6 - То

Задания повторить

7

Если

НПС ≥ 63%

ППС ≥ 63%

ВПС ≤ 63%

7 - То

8

Если

НПС ≥ 63%

ППС ≤ 63%

ВПС ≥ 63%

8 - То

Ошибка в задании, подобрать другое. Исправить, обратиться к разработчикам

Ресурсный материал №4.

НПС. Образуйте от существительных прилагательные  при помощи суффиксов –н, -онн, -енн, -ин, -ан, -ян,-.

ППС. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание –н-нн-

НПС

НПС

ППС

  1. Конопля
  2. Лекция
  3. Луна
  4. Машина
  5. Кожа
  1. Лед
  2. Земля
  3. Письмо
  4. Дерево
  5. Комар
  1. Журавли…ое
  2. Зеле…ая
  3. Ветр..ый
  4. Каме…ый
  5. Карма…ые

Ресурсный материал №5

НПС. Образуйте от существительных прилагательные  при помощи суффиксов –н, -онн, -енн, -ин,-ян,- (-янн).

ППС. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание –н-нн-

ВПС. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм, распределите 3 столбика- 1 с прилагательными с –н-; 2- с прилагательными с –нн-; 3- с прилагательными без суффикса.

  1. Лед
  2. Ветер
  3. Письмо
  4. Дерево
  5. Весна
  1. Карти…ая
  2. Клюкве…ое
  3. Кон…ый
  4. Оловя…ые
  5. Осе…яя
  1. Лошади…ая(фамилия)
  2. Мгнове…ый(ответ)
  3. Око…ая(рама)
  4. Осли…ая(челюсть)
  5. Традицио…ый(утренник)

Использованная литература:

Вассерман, Ф.Я. Технологические карты. Методическое пособие для учителей. Алматы, 2016.

ОСУД. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных.  Бисенгалиева Я.К., Ниятова К.Т. г. Актобе.

Тренажеры по теме «Правописание -н, -нн в суффиксах прилагательных». Горбатенко Г.П., Уракова А.К., Карагужина У.Е., Сузакова Т.М. г.Актобе


[1] ОСУД. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных.  Бисенгалиева Я.К., Ниятова К.Т. г. Актобе.

[2] Тренажеры по теме «Правописание -н, -нн в суффиксах прилагательных». Горбатенко Г.П., Уракова А.К., Карагужина У.Е., Сузакова Т.М. г.Актобе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых ...

Презентация " Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных".

Знакомство учащихся с правописанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных....

Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока:  изу...

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык"  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...

Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...