Олимпиада по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Шардина Марина Павловна

Олимпиадные задания по русскому языку включают все основные разделы языкознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada.docx17.82 КБ
Файл otvety.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

2018-2019 учебный год

9 класс

Задание 1. Восстановите орфографический облик слов.

[шшып], [атш҆ш҆όт],  [нап҆ѝцца],  [фстр҆ич҆áйуцца], [абб҆ижáт҆]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Разделите слова на группы по способу словообразования.

Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 3. Журнал распространяется бесплатно.

Определите лексическое значение глагола в данном предложении.

Подберите контексты с употреблением данного глагола в другом/других значениях (форма глагола может быть иной).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте слова  с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.

Пасечник – это человек, который пасёт стадо.

Помощник – это человек, равный мне по мощи.

Денщик – это человек, который ест каждый день щи.

Погонщик –  тот, кто носит погоны.

Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.

Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 5. №4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.

Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов?

Млеко, перст, древесина, злато, врата, глас, град, хлад, влачить, млад.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 7. Представьте себе, что к вам в руки попал лист бумаги, текст на котором залит

чернилами. Единственное, что на нем читается, - это сочетание букв ему, после которых

стоит точка. Что это может быть за слово – какой части речи, в какой форме? Предложите

как можно больше версий.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. По какому принципу построены данные выражения? Верните им первоначальный вид.

Дайте толкование данным или восстановленным выражениям.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На чужой каравай не садись.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В огороде бузина, а дома лучше.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Любишь кататься – дальше будешь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слово не воробей: пригодится воды напиться.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не в свои сани рот не разевай.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В гостях хорошо, а в Киеве дядька.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тише едешь – люби и саночки возить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.

1) Онегин, я тогда  моложе, / Я лучше, кажется, была. __________________________________________________________________________

 

2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка . __________________________________________________________________________

3) Мы выбирали место поровнее.

___________________________________________________________________________

4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.        

_____________________________________________________________________________

Задание 10. Напишите сочинение-миниатюру (объёмом не более 1 страницы) о своём личном имени.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

2018-2019 учебный год

 

ОТВЕТЫ ДЛЯ 9 КЛАССА

№ задания

Ответ

Оценка (баллы)

1

Сшиб, отсчет, напиться, встречаются, оббежать.

5 баллов

2

Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница.

Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый.

8 баллов

3

В данном контексте глагол употреблен в значении «охватывать пространство, сферу, т.е.

расширять круг своего действия», так же ср.:  

Эти идеи распространяются по миру очень

быстро

Возможные варианты глагола

распространиться/распространяться

(значения даны по словарю Д.Н.Ушакова):

1.сделаться больше, обширнее, охватить собою более широкое пространство, сферу

действия;

Владения Империи распространились до края земли.

2.стать более частым явлением;

Грипп распространялся молниеносно

3.стать известным многим;

Эту информацию необходимо распространить как можно скорее

4.наполнить собою, своим запахом окружающий воздух

Аромат ванили распространился по дому.

5.рассказывать о чем-нибудь или ком-нибудь длинно, пространно (разг.)

Снова и снова распространяется о себе, что за важная птица!

2 балла

5 баллов

4

Пасечник – работник на пасеке, а также содержатель пасеки.

Помощник – тот, кто помогает кому-нибудь в чем-нибудь.

Денщик –  до революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг.

Погонщик – работник, сопровождающий или погоняющий скот.

Сверстник – то же, что ровесник, человек одинакового возраста с кем-нибудь.

Стрелочник – рабочий, ведающий переводом стрелки, или простой исполнитель, на  которого стремятся переложить ответственность за  случившееся.

3 балла

5

Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

Невзначай – наречие; который – относительное местоимение, союзное слово; стар – кр. прилагательное; несмотря на – предлог; увы – междометие, частица, вводное слово; дорог – кр. прилагательное; не оглядываясь – частица с деепричастием.

2 балла ( за знаки препинания)

5 баллов за части речи

6

Млечный путь, млекопитающее;

перстень;

древко, древесина;

златокудрый, златотканый;

 привратник, отвратительный;

гласный, гласность;

градостроительство;

прохладный, охладить;

 увлеченье, увлеченность;  

младенец.

5 баллов

7

1. Местоимение 3 лица мужского или среднего рода в дательном падеже – ему, к нему.

2. Местоимения вопросительное или относительное что, чей в дательном падеже - чему,

чьему и производные от них ничему, ничьему, ни к чему, не к чему; кое-чему.

3. Притяжательные местоимения в форме мужского, среднего рода дательного падежа.

Например, своему, твоему.

4. Неопределенное местоимений некий в форме дательного падежа – некоему.

5. Указательное местоимение (устаревшее) сей в дательном падеже – сему.

6. Определительное местоимение весь в дательном падеже – всему.

7. Местоименные наречия посему, почему.

8. Прилагательное в форме мужского или среднего рода в дательном падеже. Например,

синему, раннему.

9. Действительное причастие настоящего или прошедшего времени в этой же форме.

Например, читающему, читавшему.

10. Наречие типа по-моему, по-весеннему.

11. Существительное мужского рода, основа которого оканчивается на –ем, в форме

единственного числа дательного падежа. Например, терему.

12. Существительное женского рода, основа которого оканчивается на –ем, в форме

единственного числа винительного или предложного падежа. Например, теорему, в тему.

13. Собственное несклоняемое имя или географическое название. Например, Тайему.

Указание на часть речи – 1 балл, ее форму -1 балл, пример слова – 1 балл.

Итого: 15 баллов

8

Выражения построены по принципу скрещивания (контаминации): начальная (первая)

часть одной пословицы соединено с конечной (второй) частью другой.

2. Данные выражения растолковать нельзя или затруднительно, так как связь между

соединенными частями отсутствует. Высказывания алогичны.

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. – Не делай неприятностей, не вреди кому-

либо, так как этим можешь лишить себя помощи, поддержки в будущем. Говорится как

предостережение от необдуманного, недальновидного поведения по отношению к кому-

либо.

На чужой каравай рот не разевай. – На чужое не рассчитывай; не надейся получить то,

что предназначено не тебе. Говорится тому, кто хочет получить что-либо ему не

предназначенное.

В огороде бузина, а в Киеве дядька. – Полная бессмыслица, чепуха (о нелогичности,

несообразности чьей-то речи, рассуждений). Выражает отрицательную оценку

непоследовательных, нелогичных высказываний.

Любишь кататься – люби и саночки возить. - За свои удовольствия надо расплачиваться

– трудом, временем, деньгами. Говорится, когда возникают хлопоты, заботы, а иногда и

неприятности, как следствие тех удовольствий, которые человек получал, не задумываясь

над тем, что его ждёт потом.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. – Сказанные, произнесённые слова не

вернёшь. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а

также когда сожалеют о том, что было произнесено.

Не в свои сани не садись. – Не берись за дело, с которым не сможешь справиться.

Говорится как предостережение или с упрёком, когда очевидно, что человек не справится

с тем делом, за которое берётся.

В гостях хорошо, а дома лучше. - Говорят, когда собираются домой откуда-либо, где

хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой

Тише едешь – дальше будешь. – Чем меньше поспешности в чем-л., тем лучше. Если

делаешь всё без торопливости, скорей достигнешь желаемых результатов. Говорится

шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки,

если хочешь хорошо сделать дело

Указание на принцип построения – 1 балл.

Восстановление исходной пословицы – 1балл.

Всего 8 баллов.

Толкование пословицы – 1 балл. Всего 8 баллов.

Итого: 16 баллов.

9

Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику:

1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого;

 2) ярче – имя прилагательное, часть составного  именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства;

3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения;

) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое;

8 баллов

10

Оценивание сочинения.

•        глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);

•        композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);

•        оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла);

•        эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств типу речи (максимально 3 балла);

•        соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов).

15 баллов

Максимально за работу можно набрать  89 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...