Олимпиада по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему
Олимпиадные задания по русскому языку включают все основные разделы языкознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada.docx | 17.82 КБ |
otvety.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
2018-2019 учебный год
9 класс
Задание 1. Восстановите орфографический облик слов.
[шшып], [атш҆ш҆όт], [нап҆ѝцца], [фстр҆ич҆áйуцца], [абб҆ижáт҆]
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Разделите слова на группы по способу словообразования.
Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Журнал распространяется бесплатно.
Определите лексическое значение глагола в данном предложении.
Подберите контексты с употреблением данного глагола в другом/других значениях (форма глагола может быть иной).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте слова с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.
Пасечник – это человек, который пасёт стадо.
Помощник – это человек, равный мне по мощи.
Денщик – это человек, который ест каждый день щи.
Погонщик – тот, кто носит погоны.
Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.
Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. №4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.
Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов?
Млеко, перст, древесина, злато, врата, глас, град, хлад, влачить, млад.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Представьте себе, что к вам в руки попал лист бумаги, текст на котором залит
чернилами. Единственное, что на нем читается, - это сочетание букв ему, после которых
стоит точка. Что это может быть за слово – какой части речи, в какой форме? Предложите
как можно больше версий.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. По какому принципу построены данные выражения? Верните им первоначальный вид.
Дайте толкование данным или восстановленным выражениям.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На чужой каравай не садись.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В огороде бузина, а дома лучше.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Любишь кататься – дальше будешь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слово не воробей: пригодится воды напиться.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не в свои сани рот не разевай.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В гостях хорошо, а в Киеве дядька.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тише едешь – люби и саночки возить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1) Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была. __________________________________________________________________________
2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка . __________________________________________________________________________
3) Мы выбирали место поровнее.
___________________________________________________________________________
4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.
_____________________________________________________________________________
Задание 10. Напишите сочинение-миниатюру (объёмом не более 1 страницы) о своём личном имени.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
2018-2019 учебный год
ОТВЕТЫ ДЛЯ 9 КЛАССА
№ задания | Ответ | Оценка (баллы) |
1 | Сшиб, отсчет, напиться, встречаются, оббежать. | 5 баллов |
2 | Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница. Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый. | 8 баллов |
3 | В данном контексте глагол употреблен в значении «охватывать пространство, сферу, т.е. расширять круг своего действия», так же ср.: Эти идеи распространяются по миру очень быстро Возможные варианты глагола распространиться/распространяться (значения даны по словарю Д.Н.Ушакова): 1.сделаться больше, обширнее, охватить собою более широкое пространство, сферу действия; Владения Империи распространились до края земли. 2.стать более частым явлением; Грипп распространялся молниеносно 3.стать известным многим; Эту информацию необходимо распространить как можно скорее 4.наполнить собою, своим запахом окружающий воздух Аромат ванили распространился по дому. 5.рассказывать о чем-нибудь или ком-нибудь длинно, пространно (разг.) Снова и снова распространяется о себе, что за важная птица! | 2 балла 5 баллов |
4 | Пасечник – работник на пасеке, а также содержатель пасеки. Помощник – тот, кто помогает кому-нибудь в чем-нибудь. Денщик – до революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг. Погонщик – работник, сопровождающий или погоняющий скот. Сверстник – то же, что ровесник, человек одинакового возраста с кем-нибудь. Стрелочник – рабочий, ведающий переводом стрелки, или простой исполнитель, на которого стремятся переложить ответственность за случившееся. | 3 балла |
5 | Он бросил невзначай последний взгляд на дом, который был очень стар, который несмотря на ветхость и запущенность, увы, был дорог ему, и, не оглядываясь, поспешно удалился. Невзначай – наречие; который – относительное местоимение, союзное слово; стар – кр. прилагательное; несмотря на – предлог; увы – междометие, частица, вводное слово; дорог – кр. прилагательное; не оглядываясь – частица с деепричастием. | 2 балла ( за знаки препинания) 5 баллов за части речи |
6 | Млечный путь, млекопитающее; перстень; древко, древесина; златокудрый, златотканый; привратник, отвратительный; гласный, гласность; градостроительство; прохладный, охладить; увлеченье, увлеченность; младенец. | 5 баллов |
7 | 1. Местоимение 3 лица мужского или среднего рода в дательном падеже – ему, к нему. 2. Местоимения вопросительное или относительное что, чей в дательном падеже - чему, чьему и производные от них ничему, ничьему, ни к чему, не к чему; кое-чему. 3. Притяжательные местоимения в форме мужского, среднего рода дательного падежа. Например, своему, твоему. 4. Неопределенное местоимений некий в форме дательного падежа – некоему. 5. Указательное местоимение (устаревшее) сей в дательном падеже – сему. 6. Определительное местоимение весь в дательном падеже – всему. 7. Местоименные наречия посему, почему. 8. Прилагательное в форме мужского или среднего рода в дательном падеже. Например, синему, раннему. 9. Действительное причастие настоящего или прошедшего времени в этой же форме. Например, читающему, читавшему. 10. Наречие типа по-моему, по-весеннему. 11. Существительное мужского рода, основа которого оканчивается на –ем, в форме единственного числа дательного падежа. Например, терему. 12. Существительное женского рода, основа которого оканчивается на –ем, в форме единственного числа винительного или предложного падежа. Например, теорему, в тему. 13. Собственное несклоняемое имя или географическое название. Например, Тайему. | Указание на часть речи – 1 балл, ее форму -1 балл, пример слова – 1 балл. Итого: 15 баллов |
8 | Выражения построены по принципу скрещивания (контаминации): начальная (первая) часть одной пословицы соединено с конечной (второй) частью другой. 2. Данные выражения растолковать нельзя или затруднительно, так как связь между соединенными частями отсутствует. Высказывания алогичны. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. – Не делай неприятностей, не вреди кому- либо, так как этим можешь лишить себя помощи, поддержки в будущем. Говорится как предостережение от необдуманного, недальновидного поведения по отношению к кому- либо. На чужой каравай рот не разевай. – На чужое не рассчитывай; не надейся получить то, что предназначено не тебе. Говорится тому, кто хочет получить что-либо ему не предназначенное. В огороде бузина, а в Киеве дядька. – Полная бессмыслица, чепуха (о нелогичности, несообразности чьей-то речи, рассуждений). Выражает отрицательную оценку непоследовательных, нелогичных высказываний. Любишь кататься – люби и саночки возить. - За свои удовольствия надо расплачиваться – трудом, временем, деньгами. Говорится, когда возникают хлопоты, заботы, а иногда и неприятности, как следствие тех удовольствий, которые человек получал, не задумываясь над тем, что его ждёт потом. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. – Сказанные, произнесённые слова не вернёшь. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что было произнесено. Не в свои сани не садись. – Не берись за дело, с которым не сможешь справиться. Говорится как предостережение или с упрёком, когда очевидно, что человек не справится с тем делом, за которое берётся. В гостях хорошо, а дома лучше. - Говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой Тише едешь – дальше будешь. – Чем меньше поспешности в чем-л., тем лучше. Если делаешь всё без торопливости, скорей достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, если хочешь хорошо сделать дело | Указание на принцип построения – 1 балл. Восстановление исходной пословицы – 1балл. Всего 8 баллов. Толкование пословицы – 1 балл. Всего 8 баллов. Итого: 16 баллов. |
9 | Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – имя прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения; ) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое; | 8 баллов |
10 | Оценивание сочинения. • глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста); • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла); • оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла); • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств типу речи (максимально 3 балла); • соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов). | 15 баллов |
Максимально за работу можно набрать 89 баллов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классах
Материал для школьного тура....
Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе
Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...