Урок русского языка в 5 классе "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Чернокова Валентина Леонидовна
  1. Предмет  Русский язык. Урок изучения нового материала
  2. Тема  «Несклоняемые  имена существительные»
  3. Продолжительность 1урок,  45 минут.
  4. Класс     5 а класс
  5. Технологии  использование ЭОР (мультимедийная презентация для нескольких мышей, тестовые задания в программе «Горячая картошка»), технология решения учебных задач.
  6. Аннотация

Процессы информатизации системы образования, которые активно развиваются в последние годы, требуют активного интереса и использование интерактивных сервисов и на предметах гуманитарного цикла.

Использование потенциала интерактивных сервисов повышает эффективность учебной деятельности учащихся как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся.

ЭОР дают возможность реализации системно-деятельностного подхода в обучении, их использование способствует достижению всех целей урока,  эффективному закреплению материала,  оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения:  помогает достичь за более короткий промежуток образовательного времени тех целей и задач, которые ставит учитель перед своим уроком. Визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном и эмоциональном уровне, даёт ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала.

Наиболее четко можно проследить развивающий аспект, позволяющий: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Правильно организованная групповая работа учащихся в классе при работе с ЭОР учат детей общению в учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_kl.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Чернокова Валентина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Конёвская СОШ» Плесецкого района

Архангельской области,

высшая кв. категория

«Несклоняемые имена существительные»

Урок русского языка в 5 классе  (УМК под ред. С.И.Львовой)

Методика использования ЭОР на уроках русского языка

  1. Предмет  Русский язык. Урок изучения нового материала
  2. Тема  «Несклоняемые  имена существительные»
  3. Продолжительность 1урок,  45 минут.
  4. Класс     5 а класс
  5. Технологии  использование ЭОР (мультимедийная презентация для нескольких мышей, тестовые задания в программе «Горячая картошка»), технология решения учебных задач.
  6. Аннотация

Процессы информатизации системы образования, которые активно развиваются в последние годы, требуют активного интереса и использование интерактивных сервисов и на предметах гуманитарного цикла.

Использование потенциала интерактивных сервисов повышает эффективность учебной деятельности учащихся как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся.

ЭОР дают возможность реализации системно-деятельностного подхода в обучении, их использование способствует достижению всех целей урока,  эффективному закреплению материала,  оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения:  помогает достичь за более короткий промежуток образовательного времени тех целей и задач, которые ставит учитель перед своим уроком. Визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном и эмоциональном уровне, даёт ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала.

Наиболее четко можно проследить развивающий аспект, позволяющий: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Правильно организованная групповая работа учащихся в классе при работе с ЭОР учат детей общению в учебной деятельности. 

  1. Технические особенности и условия использования представляемой разработки

Для подготовки и проведения урока необходимы следующие интерактивные сервисы:

Mouse Mischief  

Ресурс бесплатный,  позволяет учителю в диалоговом режиме вести изложение, закрепление, повторение учебного материала. Презентации можно использовать как тренажёр в работе с детьми, допускающими ошибки по основным темам курса.

Установите с домашней страницы Microsoft Mouse Mischief  https://www.microsoft.com/multipoint/mouse-mischift/ru-ru/download.aspx

 настройку в PoverPoint и у вас появится вкладка «Несколько мышей» и ярлык в меню Пуск.

В качестве примера представлена презентация  «Русский язык 5 кл. Разминка. Имя существительное»

В системе должна быть одна мышь для преподавателя и оптимально по одной мыши для каждого учащегося. В системе Windows7 может поддерживаться примерно до 25 мышей, из которых 15 могут быть беспроводными мышами. Если число учащихся превышает число мышей, которые может поддерживать надстройка, несколько учащихся могут совместно работать с одной мышью.

Использование элементов управления презентацией: Если переместить указатель мыши преподавателя в нижнюю часть слайда, появится строка инструментов.

Hot Potatoes – инструментальная бесплатная  программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся. Установка программы Hot Potatoes  с главной страницы сайта  http://web.uvic.ca/hrd/hotpot

Указанные программы можно установить из прилагаемых к разработке урока материалов, представленных в папке «Программы для установки». Материалы, выполненные в данной программе, представлены ссылками в конспекте урока.

  1. Практическая реализация

Данный урок проведен в 5 а классе. Использование указанных ресурсов позволяет активизировать работу обучающихся, позволяет включить в урок практически каждого ученика. Отзывы обучающихся прилагаются.

  1. Описание работы с ЭОР

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

(урок изучения нового материала)

Класс: 5 а.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

•  распознавать склоняемые, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные: приводить соответствующие примеры;

•  определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных;

•  правильно употреблять несклоняемые имена существительные;

•  согласовывать имена прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными.

Планируемые результаты:

Личностные:

Познавательные:

•  анализировать объекты с целью выделения общих признаков;

•  уметь работать с дополнительными источниками информации, в данном случае со словарями: с помощью орфографического, толкового словарей, словаря иностранных слов, Викисловаря находить слово и его признаки;

•  строить речевые высказывания в письменной форме.

Коммуникативные:

•  уметь работать в группе;

•  слушать и слышать других;

•  строить монологического высказывания

Регулятивные:

•  устанавливать цели учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

•  составлять план и последовательность действий;

•  осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Предметные:

•  анализировать слово с точки зрения его принадлежности к именам существительным;

•  употреблять формы слова имен существительных в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Этап урока

Деятельность  учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Формируемые УУД

Формы контроля

1.Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я хотела бы со слов «Каждый день жизни прибавляет частицу  мудрости». Как вы их понимаете?

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам потребуется этот сундучок.

Участвуют в диалоге

фронтальная

Познавательные: понимать поставленную задачу,

Регулятивные: планировать необходимые действия,

Коммуникативные: учатся общаться.

2.Актуализация и пробное учебное действие

-А начнем мы с  разминки и блиц-опроса. Пока ваши одноклассники работают с презентацией и индивидуальными заданиями (Индивидуально задание «Заполни пропуски» (для учеников, допускающих орфографические ошибки).

Индивидуально задание «Восстанови текст «Снегири», кроссворд) мы напишем лексический диктант:

Какаду, иваси, пони, кофе, кольраби, алоэ, самбо, авеню, шапито, жалюзи. (см. приложение)

Работают с презентацией для нескольких мышей (3 чел.)

Групповая и индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

самопроверка

3.Выявление места и причины затруднения

-Ребята, что объединяет эти существительные? Как правильно сказать: красивый пони, красивая пони, красивое пони??? Почему трудно выполнить задание? А какие знания нам помогут выполнить его правильно?

Участвуют в диалоге

фронтальная

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулировка цели учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

«Подсказка» учителя

«Нас никому нельзя склонять,

Нас бесполезно изменять.

Об этом знают в школе все!»-

Сказали радио, шоссе,

Бюро, и кофе, и кафе,

Кино, такси, пальто, купе.

Работа с учебником  с. 75. и толковым словарем

Формулируют цель учебной деятельности совместно с учителем, соотносят поставленные задачи с текстом

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного.

Регулятивные: планируют необходимые действия

Задают вопросы

Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Выполняют движения под музыку

фронтальная

5.Творческая практическая деятельность

Решение учебной задачи «Следствие ведут колобки» см. приложение

В группах по 4-5 чел.

См. приложение

Озвучивают результаты работы

6.Включение в систему знаний и повторение

Тестирование «Подготовка к ОГЭ»

Выполняют тест в парах.

В парах

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности,

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

7.Рефлексия учебной деятельности

«Рефлексивная мишень» (см. приложение)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют лист достижений

индивидуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязи между объемом приобретенных знаний и  умений,

Регулятивные

оценивают свою работу

Листы обратной связи

8.Д.З.

Подготовить презентацию «А знаете ли вы?,,,» (на выбор: о географических названиях, названиях животных, названия лиц) или придумать задания для игры «Четвертый лишний» по теме урока или создать «Облако слов» по теме урока http://www.wordle.net/create

Название учебной задачи: «Следствие ведут колобки» (по материалам интернета).

Краткое описание задачи.

Работа осуществляется в группе. Количество человек – от 3 до 5, не больше.  

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста, его основную мысль. Запишите  их в соответствующей графе рабочего листа.

3. Придумайте иной заголовок текста.

4. Составьте и запишите перечень основных признаков несклоняемых имен существительных, используя материал текста.

5. Определите род несклоняемых имен существительных, найденных в тексте. Воспользуйтесь подсказкой, данной в рабочем листе.

6. Приведите примеры иностранных слов, которые вы встречали в жизни. Если затрудняетесь, обратитесь к словарю.

7. Составьте словосочетания с приведенными вами примерами, используя подсказку.

8. Выполните задание. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите род несклоняемых имен существительных.

9. * Придумайте игру, которая позволяет определить род несклоняемых имен существительных. Воспользуйтесь словарями.

10. Заполните графу самооценки в листе оценивания (каждый учащийся заполняет свой лист), оцените работу партнера (заполнение соответствующих граф в листе оценивания), внесите в соответствующую графу оценку группы.

Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов.

1. Разработать рабочие листы для учащихся и инструкцию по их заполнению. Оформить, раздать учащимся.

2. Составить текст (или тексты) для учащихся (для каждой группы учащихся). Оформить и раздать.

3. Разработать листы оценивания и инструкцию по их заполнению. Оформить и раздать учащимся.

4. Организовать рабочие группы учащихся.

5. Записать на доске этапы работы.

6. Записать на доске перечень обязательных для выполнения заданий и заданий с пометкой снежинка (*).

7. Обеспечить проведение урока с использованием мобильного класса и доступом в Интернет.

8. Подготовить форму итоговой таблицы для внесения результатов работы групп.

Критерии оценивания задания

Задание: вставьте пропущенные буквы. Укажите род несклоняемых имен существительных.

Объект оценки.

Уровень сформированности умения использовать опорные знания при решении учебно-практической задачи.

Уровень оценки:

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Рабочий текст
ИНОСТРАННОЕ СЛОВО

В словарь русского языка прибыло Иностранное Слово.

Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно и, поскольку оно оказалось Существительным, предложили ему на выбор любое склонение.

– Только сначала нужно выяснить, какого вы рода, – объяснили ему.

– Пардон, – сказало Иностранное Слово. – Я изъездило столько стран, что давно позабыло свой род.

– Но как же вы тогда будете склоняться? – встали в тупик все Параграфы.

– Склоняться? Перед кем склоняться?

– Ни перед кем. У нас это обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.

– Мерси, – сказало Иностранное Слово, – я хоть и безродно, но не привыкло склоняться. Это не в моих правилах.

– Тогда мы не сможем вас принять, – сказали Иностранному Слову Существительные Первого Склонения.

– И мы не сможем, – сказали Существительные Второго Склонения.

Существительные Третьего Склонения ничего не сказали. Они были очень мягки, потому что все принадлежали к женскому роду. Но их вид достаточно красноречиво говорил, что и они отказываются от Иностранного Слова.

– В таком случае вы не сможете принять наше гражданство, – предупредил Иностранное Слово строгий Параграф, – Придется вам быть лицом без гражданства.

– О’кей! – обрадовалось Иностранное Слово. – Для меня это самое лучшее. Я презираю любое гражданство, поскольку оно ограничивает свободу Слова.

Так Иностранное Слово поселилось в нашем языке в качестве несклоняемого.

Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Слову захотелось поближе познакомиться с глаголами, прилагательными, частицами. И, узнав их, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые, культурные слова.

Ради него спрягались глаголы, с ним согласовались местоимения, ему служили предлоги и другие служебные слова. Это было так приятно, что Иностранному Слову захотелось склоняться перед ними.

Постепенно оно переняло культуру нашей речи.

В русском языке Иностранное Слово нашло свой род и оценило его по-настоящему. Здесь оно обрело родину, как и другие иностранные слова – Прогресс. Гуманность, Космос, – которые давно уже стали в русском языке полноправными гражданами.

Такими же полноправными, как наши родные слова – Наука, Мечта, Справедливость.

(Произведение Феликса Кривина из книги «Карманная школа».)


Рабочий лист
к учебной задаче «Следствие ведут Колобки»

Тема текста: __________________________________________________________________

Основная мысль текста: ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заголовок: ____________________________________________________________________

Признаки несклоняемых имен существительных:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Род несклоняемых существительных:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Иностранные слова: ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подсказка!

Чтобы правильно определить род несклоняемых имен существительных, надо помнить:

•  названия неодушевленных предметов обычно относятся к среднему роду: незабываемое шоу, уютное кафе, хрустальное бра;

•  названия  животных  относятся  к  мужскому  роду:  розовый  фламинго,  яркий какаду;

•  название лиц мужского пола относятся к мужскому роду, а лиц женского – к женскому: седой маэстро, настоящий мачо – юная мисс, пожилая мадам:

•  к мужскому роду относятся существительные кофе, тонадо, пенальти;

•  к женскому роду относятся существительные брокколи, кольраби (сорта капусты), салями (колбаса), авеню (улица), цеце (муха), иваси (рыба);

•  род географических названий, названий газет, журналов т. п. определяется родом соответствующего нарицательного существительного (город, река, журнал и т. д.): солнечный Сочи (город) – м. р., полноводная Конго (река) – ж. р., знаменитое Онтарио (озеро) – с. р.

Словосочетания:

Существительное + прилагательное

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Глагол + существительное

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите род несклоняемых имен существительных.

1. Справедлив.. жюри присудил.. спектаклю диплом первой степени.

2. Задумчив.. гну жевал.. сено.

3. В корзинке дремал.. боа – больш.. тропический удав.

4. Меня познакомили с недавно приехавш.. мисс Андерсен.

6. Рефери приказал.. боксерам прекратить поединок.

7. Туристы изучали схему московск.. метро.

8. Мы встретились в заграничн.. Осло – столице Норвегии.

9. Эффектно выглядел.. ее экзотическ.. сари ярко-красного цвета.

10. Во всем быть честным – вот его жизнен.. кредо.

Лист оценивания
«Рефлексивная мишень»

Инструкция.

В каждом из секторов маркером или ручкой сделайте отметку (точка, треугольник, звездочка), соответствующую оценке результатов состоявшегося взаимодействия.

1. Оценка собственной деятельности (точка).

2. Оценка партнера (треугольник).

3. Оценка деятельности группы (звездочка).

Метка соответствует оценке результатов взаимодействия. Если учащийся очень низко оценивает результаты, то «метка» ставится им в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в поле «10» мишени.

Педагог заносит результаты оценок в общую сводную ведомость. Проводится  краткий анализ.

Приложение

Лексический диктант

  1. Особого рода попугай с хохолком на голове. (Какаду).
  2. Небольшая дальневосточная рыба семейства сельдевых. (Иваси)
  3. Мелкие (рост 80—140 см) лошади, выведенные на островах: Британских (в т.ч. Шетлендских, Гебридских, Ирландии и др.), Исландия, Корсика, Сицилия, Готланд, Хоккайдо (Япония). (Пони)
  4. Напиток из семян кофейного дерева. (Кофе)
  5. Разновидность капусты с утолщенным шаровидным мясистым стеблем, идущим в пищу. (Кольраби)
  6. Южное растение семейства лилейных с толстыми мясистыми листьями, разводимое у нас в комнатных условиях как лекарственное или декоративное. (Алоэ)
  7. Спортивная борьба, отличающаяся большим разнообразием эффективных приемов [из сокращения словосочетания ""самозащита без оружия""]. (Самбо)
  8. Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (в Англии, США и некоторых других странах). (Авеню)
  9. Легкая разборная конструкция летнего цирка с брезентовой крышей, поддерживаемой длинными мачтами. В центре находится манеж, вокруг манежа - места для зрителей.(Шапито)
  10. С шторы из параллельных пластинок (неподвижных или поворачивающихся). Применяются для защиты помещения от солнечных лучей, атмосферных осадков и пыли. (Жалюзи)

 

Приложение

Найди четвертое «лишнее»

  1. Портмоне, кольраби, киви, шапито.
  2. Мосье,  кенгуру, шимпанзе, мадам.
  3. Лебедь, тополь, шампунь, тюль.
  4. Пенальти, манго, кенгуру,  какао.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....