Олимпиадные задания по русскому языку в 8 классе
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему

Завизион Анастасия Олеговна

Олимпиадные задания по русскому языкув 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvety_russkiy_yazyk_8_klass.docx24.93 КБ
Файл zadaniya_russkiy_yazyk_8_klass.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Олимпиада по русскому языку (ответы)

8  класс

  1. Правы оба ученика. Но у каждого -  своё основание для правоты.                                                             Ученик, утверждающий, что МОД наоборот читается как ДОМ, исходил из состава букв.                    А ученик, утверждающий, что МОД наоборот читается как ТОМ, исходил из состава звуков слова МОД, в котором конечный согласный оглушается, в результате чего слово произносится как  [мот].                                                                                                                                                  За указание правоты обоих учеников – 2 балла. За аргументированное объяснение – 1балл. За указание на оглушение конечного согласного и/или транскрипцию – 2 балла.  Всего: 5 баллов 

   

  1.  Вертолёт, диграф ( двойная буква), микроскоп.                                                                                                                                                      За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла 

  1. Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:

1) когда у куриц будут зубы (франц.) – когда рак на горе свистнет;

2) плохого церковь не исправит (польск.) – горбатого могила исправит;

3) девятая дырка на свирели (серб.) – последняя спица в колеснице, пятое колесо в телеге.

Критерии: По 1 баллу за каждую позицию. Всего: 3 балла.

  1. 1) Инверсия (используется дважды: постпозиция наречий образа действия и препозиция существительных при причастии). Возможно указание инверсии прямого дополнения – вас.

2) Ряд однородных членов (используется дважды: безмолвно, безнадежно; то робостью, то ревностью…)

Критерии: По 1 баллу за каждый пример и название средства: 2 приёма, за первый приём максимум 3 балла, за второй 2 балла. За полноту ответа добавляется 1 балл.                            Всего: 6 баллов.

  1. Лишнее слово – ЛИСТВА (1 балл). Оно отличается от слов булава и корова тем, что обозначает собирательное, а не единичное понятие (1 балл). Оно отличается от слов трава, халва, лава тем, что обозначает не вещественное, а собирательное понятие (1 балл). От всех слов оно отличается тем, что в нём есть суффикс собирательности -в- (1 балл), тогда как другие слова непроизводные (1 балл). Всего: 5 баллов.

  1. Будить – пробудить – беспробудный – беспробудность.    Критерии: 3 балла ( 1 балл за каждый элемент цепочки.

  1. Следует обратить внимание на историю образования этих слов (1 балл). Ветреный образовано от устаревшего глагола ветрить (1 балл) и подчиняется правилу правописания Н в отглагольных прилагательных и причастиях (1 балл). Выветренный – причастие, в котором есть приставка, пишется с двумя буквами Н (1 балл). Подветренный – прилагательное от слова ветер с суффиксом -ЕНН (1 балл). То же самое можно сказать о слове безветренный (1 балл).                   Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.

                                                                                   

  1.  Невозможны в русском языке следующие схемы словосочетаний: третье – наречие не может управляться, оно не имеет падежа; пятое – нет неизменяемых причастий, значит, они не могут примыкать  к существительному; седьмое – во-первых, нет неизменяемых причастий, во-вторых, при глаголе может стоять зависимое причастие только в том случае, если оно выступает в роли существительного. Примеры на возможные словосочетания: 1) читать книгу; 2) цвет хаки;                        4) тёплая погода; 6) просящий помочь; 8) держа сумку; 9) прося помочь; 10) яйцо всмятку.

          Критерии: За каждую найденную схему невозможного словосочетания – 1 балл.

              За каждое правильное объяснение, почему данная схема невозможна, - 1балл.  

              За каждый  правильно приведённый пример -1 балл.   Всего: 9 баллов.        

                                                             

  1. Любить – начальная форма глагола. Инфинитив может быть любым членом предложения.                         1)  Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?  Часть составного глагольного сказуемого, выражающего  основное лексическое значение, вторая часть сказуемого – фазовый глагол « перестать».                                                                        
  1. Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.                                 Обету ( какому?) любить и жаловать. Определение.
  2. Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать. Прошу (о чём?) любить и жаловать. Дополнение, это не составное сказуемое, т. к действия  глагола относятся к разным лицам. Возможно: « Прошу любить и жаловать» является устойчивым сочетанием, что осложняет определение синтаксической роли входящего в его состав слова «любить», ведь фразеологизм можно рассматривать как единую синтаксическую единицу, в данном случае – сказуемое.
  3. – Душе несносно, раб.  Её несёт любить.   Несёт ( с какой целью?) любить, обстоятельство цели.
  4. Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Подлежащее.

Критерии. По  1 баллу за каждый  правильно объясненный член предложения.  3 призовых балла за подробные объяснения.  Всего за задание: 8 баллов.

  1.  Золото огнем проверяется ( испытывается), а друг жизненными искушениями (трудностями) бывает достоин. ( Золото огнём испытывается, а друг – жизненными испытаниями.)                               Критерии: 7 баллов за правильно переведённое предложение.  За каждую ошибку снимается                  по 1 баллу.                

 Всего за работу: 55 баллов.

           



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2015- 2016 учебный год

8класс

  1. Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот словоформуМОД, то получится словоформа ДОМ, а другой – что получится словоформа ТОМ. Объясните, кто из учеников прав? На каком основании?                                                                                                                                      Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 5 баллов

  1. В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

mlatiti– молотить, бить,

dvaдва,

slovo– буква,

sitan – мелкий, маленький,

zreti– зреть, видеть.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова:

zrakomlat, dvoslov, sitnozor?

Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

      3.  Каким русским фразеологизмам соответствуют следующие иноязычные:

1)  когдаукурицбудутзубы(quand les poulesauront des dents – франц.);

2) плохого церковь не исправит (złegokościołnienaprawi– польск.);

              3) девятая дырка на свирели (деветарупа на свирали– серб.)?

Критерии: 1 балл за  правильное объяснение.   Всего за задание: 3 балла.

  1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

  • Какие синтаксические особенности высказывания в строках 5−6использованы как средства художественной выразительности?

Критерии: За  правильное объяснение 6 баллов.

  1. Найдите в следующем ряду слов такое, которое не подходит ни к одномутипу из перечисленных ниже слов с точки зрения значения и морфологии.Обоснуйте свой ответ.

Трава, булава, халва, листва, корова, лава.

Критерии: За верное объяснение  - 5 баллов.

  1. Постройте полную словообразовательную цепочку для слова БЕСПРОБУДНОСТЬ

Критерии: За аргументированное объяснение – 3 балла.

  1. Предложите версию в рамках орфографических правил, почему в словеветреный пишется одна буква Н, а в словах выветренный, безветренный и подветренный – две буквы Н.Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.

  1. Некоторые из приведённых ниже схем словосочетаний невозможныв русском языке. Укажите их и объясните, почему они невозможны.На возможные словосочетания приведите по одному примеру. Главное слововыделено жирным шрифтом, в скобках указан тип связи:

1) глагол – (управление) – существительное;

2) существительное – (примыкание) – прилагательное;

3) глагол – (управление) – наречие;

4) прилагательное – (согласование) – существительное;

5) причастие – (примыкание) – существительное;

6) причастие – (примыкание) – глагол;

7) глагол – (примыкание) – причастие;

8) деепричастие – (управление) – существительное;

9) деепричастие – (примыкание) – глагол;

10) существительное – (примыкание) – наречие.                                                                   Критерии: За верные объяснения – по 1 баллу. За верно составленные словосочетания  – по 1 баллу. Всего – 9 баллов.

  1. Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница  в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.
  1. Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?                                                                              
  2. Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.
  3. Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.
  4. – Душе несносно, раб.  Её несёт любить.
  5. Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Критерии: по  1 баллу за каждый  правильно объясненный член предложения.  3 призовых балла за подробные объяснения.  Всего за задание: 8 баллов.

  1. Переведите предложение на современный русский  язык: Злато wгнемъискоγшаѥтьсѧ, а дроγгъжитиискыминапастьмидостоиньбываеть. [Пчела]

Критерии: За правильно переведённое предложение – 7 баллов.  За каждую ошибку, существенно        

меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 55 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс....